Бухучет инфо. Бухучет инфо Нк рф в редакции года

Госдума на пленарном заседании 17 ноября 2016 года приняла в третьем окончательном чтении законопроект № 11078-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на реализацию отдельных положений основных направлений налоговой политики, разработанной Минфином России. Документ был внесен Правительством России и в первоначальной редакции содержал 44 страницы и около 20 поправок в Налоговый кодекс РФ. Ко второму чтению документ насчитывает уже 101 страницу, благодаря поправкам, которые в него внесли депутаты и чиновники.

По инициативе Минфина изменения будут внесены в различные главы двух частей НК РФ, большей частью они предусматривают увеличение налоговой нагрузки или другие меры, направленные на пополнение бюджетов всех уровней. Однако, по инициативе Президента РФ в законопроект было внесено увеличение лимита дохода для предпринимателей на УСН. Кроме того, чиновники намерены разрешить оплачивать налоги за третьих лиц, а также исключить беспроцентные займы между российскими резидентами из перечня контролируемых сделок. Остановимся на каждом из положительных или отрицательных переменах подробнее, к сожалению, последних намного больше. Но надо отметить, что некоторые из первоначальных идей Минфина были отклонены в ходе второго чтения.

1

Пеня за неуплату налогов

Минфин в первоначальном варианте своего законопроекта предлагал увеличить размер пени, которую должны платить нарушители платежной дисциплины по налогам. Для организаций и предпринимателей, имеющих недоимки перед бюджетом, чиновники предлагали установить размер пени 1/150 ставки рефинансирования Центробанка, начиная с 31 дня просрочки. Депутаты эту меру смягчили и исключили из документа ИП, для которых сохранится действующий размер пени в 1/300 ставки рефинансирования. Тогда как, юридическим лицам все же придется привыкать к новому размеру санкций.

Авторы законопроекта напомнили, что по закону и смыслу пеня является компенсацией издержек государства, которое оно несет из-за несвоевременной уплаты налогов, сборов и страховых взносов. В существующем варианте пеня невыгодна государству, но выгодна организациям, поскольку она не несет карательного характера. Не платить своевременно налоги и пользоваться этими деньгами как кредитными иной раз оказывается выгоднее, чем взять кредит в банке. Ведь, по подсчетам экспертов, пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ позволяет неплательщикам кредитоваться у госбюджета по ставке 12,17% годовых. Увеличение пени для юридических лиц до 1/150 ставки рефинансирования, заставит их платить за налоговую просрочку уже 24,44% годовых. Разница очевидна. Однако для большинства ИП новые ставки оказались бы неподъемными, поэтому их депутаты пока пожалели.

2

Камеральные проверки по страховым взносам

Вторая поправка в Налоговый кодекс не является приятной для налогоплательщиков, она направлена на усиление фискального контроля по страховым взносам, которые с 1 января 2017 года будет администрировать ФНС России. Минфин предложил, а депутаты поддержали, что при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам территориальный налоговый орган сможет истребовать у организации- плательщика страховых взносов все сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

Это значит, что при проверке единых расчетов по страховым взносам, которые в 2017 году начнут сдавать в ФНС все страхователи-работодатели, налоговики будут запрашивать у них дополнительные документы и пояснения по всем расчетам, в которых будут указаны суммы больничных и других пособий. Работы у бухгалтеров прибавится, ведь на каждое требование ФНС необходимо обязательно направить ответ.

3

Акцизы вырастут

Госдума одобрила увеличение акцизных ставок на топливо, табак и вино. Кроме того, депутаты ввели новый акциз на электронные сигареты. Так, на вино акцизы выросли в два раза. Для вин с защищенным географическим указанием или защищенным наименованием места происхождения (кроме игристых вин), а также вин, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта акцизы с 1 января 2017 года будут составлять 18 рублей за лит вместо 9 рублей. Также увеличены акцизы и на медовуху, сидр и пуаре - с 9 до 21 рубля за литр.

На бензин четвёртого и пятого классов акцизы вырастут на 800 и 2700 рублей соответственно - до 13 100 и 10 130 руб. за тонну с 1 января 2017 года. Цена на дизтопливо будет содержать акциз в размере 6800 рублей за тонну, На табачные изделия ставка акциза в 2017 году составит 4800 рублей за килограмм нагреваемого, трубочного, курительного, жевательного, нюхательного и кальянного табака. При этом, в период с 2017 года по 2019 год акциз будет ежегодно подниматься на 1%. С 2017 года платить акцизный сбор придется также производителям и импортерам электронных сигарет. За 1 миллилитр никотиносодержащей жидкости его ставка составит 10 рублей, а одна электронная сигарета станет дороже минимум на 40 рублей.

4

Налоговое поручительство и беспроцентные займы

9

Льготы по налогам

Льготы по движимому имуществу, принятому организациями на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, будут устанавливать региональные власти, правда такое право у них появится только с1 января 2018 года. Если в субъекте РФ не захотят принять региональный закон о такой льготе, то налогоплательщики ее не получат. Учитывая, что в региональных бюджетах наблюдается недостаток средств, то бизнесу придется отвыкать от этой льготы по налогу на имущество юрлиц.

Кроме того, законопроектом установлены преференции по НДС, в виде нулевой ставки на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. Такая льгота будет действовать до 1 января 2030 года. Кроме того, депутаты продлили нулевую ставку НДС на услуги по перевозке пассажиров в электропоездах также до 1 января 2030 года. Также нулевая ставка НДС сохраняется до 2019 года для авиаперевозок в Крым. Кроме того, от обложения НДС освобождены с 1 января 2017 года все услуги, непосредственно связанные с проведением российского этапа чемпионата мира FIA «Формула-1». От НДФЛ депутаты освободили доходы в виде призовых денег паралимпийцев, а также пособия ветеранам боевых действий.

10

Освобождение от налогов самозанятых граждан

В Налоговый кодекс будут внесены нормы, в соответствии с которыми самозанятые граждане, оказывающие услуги другим лицам по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, уходу за престарелыми людьми будут на два года освобождены от НДФЛ. Для этого им придется встать на учет в территориальном органе ФНС и определиться со своим бизнесом до конца 2018 года. Они могут получить статус ИП, оплачивать НДФЛ в размере 13% либо прекратить деятельность. Право по расширению перечня видов деятельности оставлено за региональными властями.

Для того, чтобы все эти поправки начали действовать, законопроект должен быть утвержден Советом Федерации и подписан Президентом России. Учитывая, что большинство инициатив в документе исходило как раз из высшего эшелона власти, можно с уверенностью утверждать, что все, о чем мы рассказали в этом обзоре, будет утверждено и начнет действовать. Проверить насколько вы готовы к налоговым нововведениям вы сможете с помощью специального , составленного по мотивам данного законопроекта.

Как говорится, год у нас новый, но жизнь старая. Обновление «правил игры» бизнеса и государства шло весь ушедший период по всем направлениям: это и усиление налогового контроля, и фактическая перестройка подходов к рассмотрению налоговых споров в арбитражных судах, и принятие мер по обеспечению прозрачности бизнеса.

Положительные моменты, конечно, есть: увеличение порогов по «упрощенке», принятие послаблений в части неналоговых проверок малого и среднего бизнеса, повышение порогов для уголовной ответственности за налоговые преступления. Но это, как вы увидите, ложка мёда.

Основные тренды «внешней среды», с учетом которых мы с Вами будем работать в 2017 году:

    Налоговые органы наращивают полномочия. Теперь они администрируют и таможенные платежи, и , осуществляют валютный контроль. Им же передано управление новым единым реестром ЗАГС. При этом не забывайте и о грядущем автоматическом международном обмене налоговой информацией между фискальными органами.

    Система АСК НДС переживет реинкарнацию. В новой версии она сумеет делить налогоплательщиков по категориям риска, пополнится сведениями таможенной службы по импорту, а также получит данные о реальных платежах по заявленным декларациям из ЦБ (соответствующее соглашение ФНС и ЦБ подписано еще в конце 2015 года). Последнее необходимо ФНС для оперативного реагирования (в пределах 3 месяцев) на новый подход «обналичников» - давать своему заказчику в поставщики или подрядчики компанию, которая декларации сдает, но реальных платежей по ним не осуществляет.

    Растет количество случаев привлечения собственников и управленцев бизнеса к субсидиарной ответственности. Напомню, теперь вина презюмируется, а налоговые органы и банки получили более широкие компетенции в процедуре банкротства.

    При этом компании обязаны под угрозой значительного штрафа знать и сообщать контролирующим органам, кто их бенефициар.

    Налоговую недоимку можно взыскать с зависимого с налогоплательщиком физического лица, а не только компании. Об этом теперь прямо говорит НК РФ. При этом судебными «хитами» прошлого года стало возложение ответственности на компанию «дублера» (даже формально не взаимозависимую с налогоплательщиком) или компании, получившие его имущество.

    Основной принцип рассмотрения налоговых споров в суде: налогоплательщик виновен, пока не докажет обратное.

Да, Президент предложил именно в 2017 году «детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы». Поэтому родилась метафора: «все на стройку налоговой системы». Как следствие, в текущем году законодателю необходимо подготовить и принять все соответствующие поправки в Налоговый кодекс, а с 2019 года - ввести их в действие, зафиксировав при этом «новые стабильные правила для бизнеса на долгосрочный период».

В частности, одна из задач грядущей «перенастройки» налоговой системы - упорядочение существующих фискальных льгот, их планируется сделать более адресными, а от «неэффективных инструментов» чиновники хотят отказаться. Держите руку на пульсе...

Для удобства восприятия всей картины приводим наиболее значимые и важные изменения. О части из них рассказывали ранее, но считаем необходимым напомнить. При этом традиционно приводим изменения не только налоговые, но и связанные с ними - влияющие на прозрачность бизнеса, защиту активов, регулирования отношений между партнерами по бизнесу, ответственности руководителей и учредителей, а также процессуальные нововведения, влияющие на вашу способность себя защищать.

И начнем мы с сразу с горячего. Пока вы поднимали корпоративный дух на новогодних вечеринках, законодатель думал о вас. В итоге, теперь руководителя можно привлечь к субсидиарной ответственности даже в обход процедуры банкротства компании.

А теперь подробности.

Защита активов

ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Кредиторы смогут напрямую предъявлять требования о субсидиарной ответственности к директорам и собственникам, виновным в неплатежеспособности юрлица

В самом конце 2016 года принят ФЗ, корректирующий порядок привлечения к субсидиарной ответственности собственников и директоров юридических лиц, ставших неплатежеспособными.

Закон позволяет привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, минуя процедуру банкротства компании. Например, если директор вовремя не подал заявление о банкротстве.

Во-первых, поправки внесены в ФЗ «Об ООО». Появился новый пункт 3.1, согласно которому исключение ООО из ЕГРЮЛ влечет последствия, предусмотренные ГК для отказа основного должника от исполнения обязательства. Если неисполнение обязательства ООО вызвано тем, что контролирующие и руководящие лица действовали недобросовестно или неразумно, то по заявлению кредитора (в том числе налоговой службы) на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Во-вторых, в ст. 5 ФЗ «О гос.регистрации юр.лиц и индивидуальных предпринимателей внесен пп. и.2 о том, что в ЕГРЮЛ должны включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юр.лица. Решение о предстоящем исключении юр.лица из ЕГРЮЛ в этом случае регистрирующий орган не принимает.

В-третьих, подробно урегулирован вопрос привлечения контролирующих лиц и органов управления к субсидиарной ответственности в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При отсутствии иных способов взыскания долга за счет юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ, завершение конкурсного производства, прекращение дела о банкротстве), кредиторы (налоговые органы) смогут напрямую предъявлять требования к контролирующим должника лицам, виновным в неплатежеспособности юридического лица.

Комментарий taxCOACH:

Законодатель нормативно «поддержал» уже заложенную судебными органами тенденцию: ответственность становится все более неотвратимой. Любопытным смотреть: Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2016 №33-23791/2016, Определение ВС РФ от 16.09.16 № 305-КГ16-6003 по делу № А40-77894/15

Подробнее

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Компании обязаны раскрывать своих бенефициаров

Закон, обязующий юридические лица устанавливать сведения о своих бенефициарных владельцах, вступил в силу 21 декабря 2016 года.

При этом организации должны хранить информацию о бенефициарах, а также о принятых мерах по установлению сведений о них. Срок такого хранения составляет пять лет с момента получения информации, - в противном случае юр.лицо будет оштрафовано. Обновлять сведения о реальных собственниках необходимо ежегодно.

Комментарий taxCOACH:

С 2013 года все организации и так должны были сообщать данную информацию банкам под фактической угрозой отказа в обслуживании. Теперь же эти сведения они обязаны предоставлять и контролирующим органам.

Подробнее

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

АО и ООО смогут совершать сделки с заинтересованностью без предварительного одобрения

Скорректированы критерии, по которым сделка АО или ООО может быть отнесена к числу крупных сделок или сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Предварительное одобрение сделок с заинтересованностью нужно будет получать лишь по требованию перечисленных в законе лиц. Общество теперь обязано извещать о подобной сделке. При этом в Уставе непубличного АО и ООО можно закрепить иной, отличный от установленного законом, порядок одобрения сделок с заинтересованностью.

Кроме того, законодатель уточнил условия признания крупной сделки или сделки с заинтересованностью недействительной. Для предъявления соответствующего иска необходимо иметь не менее 1% от общего числа голосов участников общества.

Комментарий taxCOACH:

Не стоит полагать, что процедура каким-то образом упростилась. Наоборот, при признании сделки недействительной теперь предполагается, что в результате ее совершения причинен ущерб обществу, если не будет доказано иное, при наличии совокупности следующих условий:

Отсутствует согласие на совершение или последующее одобрение сделки;

Лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не была по его требованию предоставлена информация в отношении оспариваемой сделки.

Очевидный плюс - претензии предъявлять могут только лица, владеющие более чем 1% в уставном капитале. Тем самым несколько ограничиваются возможности для корпоративного шантажа некоторых миноритариев.

Подробнее

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон »Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»

Введена возможность взыскания налоговой недоимки с зависимых с налогоплательщиком физлиц, а не только с компаний (поправки в статью 45 НК РФ)

Комментарий taxCOACH:

Данное нововведение хоть и тесно связано с налоговой безопасностью и ответственностью, но, так как последствия касаются в первую очередь имущества, отмечаем его здесь.

В ст.45 НК РФ заменили слово «организации» на «лица»...Вы, возможно, еще не успели вкусить возможность взыскания налоговой недоимки с материнских и дочерних компаний...может быть еще даже не знаете, что взыскать можно и с посторонней компании, если туда переведены сотрудники, контракты, клиенты и т.п. (как мы называем «за того парня»)... А законодатель в этот ряд поставил уже и взаимозависимых физиков… Возможностей бросить компанию, не рассчитавшись с бюджетом - практически не остается.

Подробнее

Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Налоговая безопасность

Администрирование страховых взносов передано налоговым органам

В Налоговый кодекс включен новый раздел 11 - «Страховые взносы в РФ». Теперь функции по их администрированию возложены на налоговые органы. Страховые взносы относятся к налоговым платежам, и, соответственно, к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах.

Комментарий taxCOACH:

Не секрет, что в «охотничьей хватке» подразделения Пенсионного фонда существенно уступают налоговикам. ФНС уже пообещала, что вплотную займется накопленной за шесть лет задолженностью по взносам (на 1 октября 2016 года это более 300 млрд руб.). Очевидно, что подходы к правильности начисления и собираемости взносов изменятся, поскольку налоговое законодательство несколько жёстче ранее действовавших положений по администрированию взносов.

Подробнее

Лимиты выручки по УСН увеличены до 150 млн рублей

Компании смогут применять упрощенку, если выручка за 9 месяцев предыдущего года не превысила 112,5 млн. руб. Лимит доходов, позволяющий оставаться на упрощенке, вырос до 150 млн. руб. Для сравнения: применять спецрежим в 2016 году смогли компании и ИП, выручка которых за 9 месяцев 2015 года не больше 51,62 млн. руб. А предельные доходы упрощенщика в 2016 году - 79,74 млн. руб. До 2021 года оба лимита - 112,5 млн. руб. и 150 млн. руб - индексировать не будут.

Комментарий taxCOACH:

Возможности для использования в Группе компаний субъектов на УСН увеличиваются: при условии, конечно, что имеется деловая цель для создания «спец.режимников». Отметим, что общий лимит для возможности применения патентной системы остался прежним - 60 млн. рублей.

Подробнее

При этом возможность пониженного тарифа по страховым взносам на УСН не выросла

Применять пониженные тарифы по взносам, как и прежде, вправе компании на упрощенке с льготными видами деятельности. Доля доходов от льготной деятельности не должна быть меньше 70 % в общих доходах компании. Но, кроме этого теперь нужно, чтобы общая сумма доходов компании за год укладывалась в специальный лимит - 79 млн руб. (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ), а не в новый порог для УСН в 150 млн. Если это ограничение превысить, придется пересчитать и доплатить страховые взносы по общему тарифу 30 % с начала года.

Комментарий taxCOACH:

умышленно не увеличены лимиты для указанной льготы или это техническая ошибка (забыли поправить) - говорить сложно. Главное - не забыть об этом нюансе.

Подробнее

Подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ

Досудебный порядок решения споров по страховым взносам в ФНС

На страховые взносы в ФНС распространили и обязательный досудебный порядок решения налоговых споров. Обжаловать решения по страховым взносам нужно сначала в вышестоящей инстанции - региональном налоговом управлении (УФНС России), а только потом в суде.

Комментарий taxCOACH:

Вполне закономерно, учитывая, что уплата страховых взносов теперь регулируется отдельной главой Налогового кодекса и администрируется ФНС.

Подробнее

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Создается Единый государственный реестр ЗАГС

С 1 января должен был заработать электронный реестр, в который будут вноситься все акты гражданского состояния (рождение, смерть, заключение и расторжение брака, установление отцовства и др.). В России до этого не было централизованной базы таких данных, данные собирались даже не в пределах каждого отдельного субъекта РФ, а в муниципалитетах.

Основу нового банка данных составит информация из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС) и сведения, содержащиеся в информационных системах министерства внутренних дел. Остальные сведения поступят в реестр из других информсистем, в частности из Федеральной налоговой службы (ФНС).

Комментарий taxCOACH:

Оператором Единого государственного реестра ЗАГС будет ФНС. Таким образом, данные сведения сразу будут поступать в распоряжение налоговых инспекторов. Учитывая успешный опыт работы налогового органа с технологией Big Data, очевидно, что информация об актах из ЗАГСов будет в автоматическом режиме сопоставляться с информацией из иных баз данных ФНС и использоваться в предпроверочном анализе. В частности, это необходимо для того чтобы устанавливать взаимосвязи между субъектами в Группах компаний, а также для более эффективной работы по привлечению к субсидиарной ответственности по долгам бенефициаров бизнеса.

Однако переход к единой системе все же постепенный, часть изменений вступают в силу только с 1 января 2018 года и 2020 года. В электронную форму переведут все записи актов гражданского состояния. Работы будут завершены не позднее 2019 года. Создание Единого реестра ЗАГС – это первый этап, а следующим станет создание на его основе единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении. В этот ресурс попадут базовые сведения о человеке, сформированные на основе записей актов гражданского состояния. Но в Минфине не исключили, что в ресурсе данных о населении будут отражаться и другие сведения – например, место жительства, место обучения, место работы и т.п. «Большой брат» следит за вами и с течение времени будет это делать еще внимательней…

Подробнее

Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»

С 2017 года на онлайн-кассы постепенно перейдут все организации и предприниматели

С февраля 2017 года компании, у которых закончилась ЭКЛЗ в кассе, поменять ее больше не смогут и должны будут купить электронную ККТ. А в июле 2017 года - все остальные, даже если срок ЭКЛЗ еще к тому времени не закончится. С июля 2018 года к новой системе присоединятся и те, кто сейчас не применяет ККТ. Например, компании, оказывающие услуги, и предприниматели на патенте и ЕНВД.

Создается автоматизированная система контроля за применением ККТ, которая позволяет в автоматическом режиме контролировать полноту учета выручки. Информация передается через оператора фискальных данных в налоговые органы. Предполагается поэтапный переход на автоматизированные ККТ:

До 1 февраля 2017 года - регистрировать ККТ можно по старым правилам и пользоваться ККТ, зарегистрированной по-старому, можно до 1 июля 2017 года.

До 1 февраля 2017 года применять правило можно в добровольном порядке, после - в обязательном.

До 1 июля 2018 года ИП, применяющие патент, ИП и организации, применяющие ЕНВД, оказывающие услуги населению или использующих торговые аппараты, вправе не применять ККТ, если по требованию будут выдавать квитанции и чеки.

Комментарий taxCOACH:

Это один из шагов на пути установления контроля за оборотом наличных денежных средств. Казалось бы, при ЕНВД сумма выручки не важна. И тем не менее, предприниматели и юридические лица в целях контроля за потоками денежных средств, обязаны будут применять онлайн-кассы. Правда, субъектам РФ разрешено устанавливать, на какие труднодоступные территории это правило не распространяется (с учетом критериев, установленных в приказе Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 года № 6161, например, к таким территориям будут относиться населенные пункты с численностью жителей менее 10 тыс. человек).

Подробнее

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон »О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 января 2017 года ЕСХН будут вправе применять организации и ИП, не являющиеся сельхозпроизводителями, но оказывающие им сельскохозяйственные услуги

Речь о налогоплательщиках, оказывающих:

Услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);

Услуги в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними.

Комментарий taxCOACH:

появились дополнительные возможности для законной налоговой оптимизации в группе компаний сельскохозяйственного сектора - «мелочь, а приятно»

Подробнее

ФЗ № 216-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.2 и 346.3 части второй НК РФ»

Налог за налогоплательщика может заплатить другое лицо

Раньше отчислять сборы можно было только за себя. Поправки в Налоговый кодекс вступили в силу 30 декабря. За изменения выступала ФНС. Можно заплатить налоги сразу за всю семью. У бизнеса практические проблемы возникают, прежде всего, в ситуации предбанкротного и банкротного состояния. Например, когда у компании есть долг перед налоговым органом, но ее счета арестованы по требованию кредиторов, имеет смысл разрешить материнской компании или учредителям заплатить налоги за эту организацию.

Комментарий taxCOACH:

Налоговики придумали, как помочь расплачиваться по налогам: разрешить это делать за должника другим людям и компаниям. Изменения внесены в ст. 45 НК. При этом в Налоговый кодекс этим же законом была внесена и другая поправка: вернуть деньги из бюджета, уплаченные за другого налогоплательщика, третье лицо будет не вправе..

Подробнее

Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ИП с наемным персоналом на ЕНВД будут уменьшать налог на страховые взносы и за себя, и за сотрудников.

Сократить налог на взносы можно будет в пределах 50 %. До 1 января ИП-работодатели уменьшали ЕНВД только на взносы за сотрудников, а фиксированные взносы учитывали только ИП-одиночки. Пенсионные взносы с доходов, превышающих 300 тысяч рублей, теперь называются фиксированными взносами. В результате ИП на упрощенке «доходы» и на вмененке теперь могут заявлять такие взносы в качестве налогового вычета (п. 1 ст. 430 НК РФ). До 2017 года правомерность такого вычета была спорной. Но лимит сохранился. Налог можно уменьшить не больше, чем на 50% (подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Подробнее

Увеличиваются ставки акцизов на подакцизные товары

Увеличение ставок не коснулось моторных масел, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, автомобильного и прямогонного бензина, а также вина с защищенным географическим указанием, за исключением игристых вин

С 1 января 2017 года к подакцизным товарам отнесены электронные системы доставки никотина (ставка акциза с 1 января 2017 года - 40 руб. за 1 шт.), жидкости для электронных систем доставки никотина (10 руб. за 1 мл), табак и табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания (4,8 тыс. руб. за 1 кг)

Комментарий taxCOACH:

Повышение акцизов, введение и повышение штрафных санкций - все это эффективные инструменты косвенного повышения поступлений в бюджет. В ситуации дефицита бюджета государство данными инструментами активно пользуется.

Подробнее

Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Льготные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для IT-компаний продлены на 2017-2023 годы

Тарифы для IT-компаний составят: на обязательное пенсионное страхование - 8%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2%, на обязательное медицинское страхование - 4%. Таким образом, общий тариф для таких компаний будет находиться на уровне 14%. Действие общего тарифа страховых взносов в размере 30%, предусмотренного сейчас для большинства категорий налогоплательщиков на 2017-2018 гг., законом продлевается и на 2019 г.

Подробнее

Федеральный закон «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Для участников региональных инвестиционных проектов снизятся ставки по налогу на прибыль

В федеральный бюджет – 0 %, в бюджет субъекта РФ – от 0 до 10 % (конкретную ставку регионы устанавливают самостоятельно).

Подробнее

Теперь в федеральный бюджет будут отчисляться 3% налога на прибыль

Ранее в федеральный бюджет поступали 2% денег из собранного налога на прибыль, а в региональный бюджет (по общему правилу) 18%. Теперь регионы будут получать 17% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Такой порядок будет действовать в 2017 - 2020 годах.

Комментарий taxCOACH:

Напомним, регионы вправе уменьшать ставку налога на прибыль в региональный бюджет до 12,5% (вместо 17%). За счет снижения ставки данного налога регионы по идее должны стимулировать бизнес развиваться, вкладываться в , открывать новые предприятия и пр. Однако сборы налога на прибыль, наряду с НДФЛ, ключевые для региональных бюджетов. И в ситуации спада российской экономики именно сборы налога на прибыль пострадали больше всего (прибыль предприятий упала, многие стали убыточными; кроме того, в отличие от НДС, налог на прибыль оптимизируется законными средствами, и компании этим активно пользуются). Федеральный бюджет дефицитен и в Минфине решили чуть-чуть перераспределить отчисления по налогу на прибыль в свою пользу (при этом фед.центр разработал систему дотаций и поддержки для регионов). В итоге пострадают региональные бюджеты, а значит и бизнес: регионы активно пересматривают налоговые льготы, как по налогу на прибыль для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, так и по другим налогам (например, некоторые регионы отменили с 2017 года льготы по УСН («доходы минус расходы») для целого ряда ключевых отраслей экономики (например, в Белгородской области отменили УСН 7% для оптовой и розничной торговли, оставив базовую ставку в 15%).

Подробнее

Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Налог на прибыль от процентов по облигациям российских организаций, эмитированным с 1 января 2017 года, составит 15%.

Подробнее

Выросли фиксированные взносы ИП

В 2017 году предприниматели рассчитывают фиксированные взносы исходя из МРОТ в сумме 7500 руб. Общая сумма взносов составляет 27 990 руб.:

Пенсионные взносы - 23 400 руб. (7500 ₽ * 12 * 26%);

Медицинские взносы - 4590 руб. (7500 ₽ * 12 * 5,1%).

В 2016 году общая сумма взносов составляла 23 153 руб.

Если доход предпринимателя превысит 300 тыс. рублей за год, то надо будет доплатить еще 1 % с доходов сверх этой суммы.

Подробнее

Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Выросли лимиты по страховым взносам

Новые лимиты такие:

876 000 руб. - для взносов в ПФР. С зарплаты в пределах этой суммы нужно платить взносы по тарифу 22 %. Для сверхлимитных выплат - по тарифу 10 %;

755 000 руб. - для взносов на соцстрах по тарифу 2,9 %. Для медицинских взносов и платежей на травматизм предельной базы выплат по-прежнему нет.

В прошлом году –лимит по взносам в ПФ составлял 796 тыс. руб., в ФСС - 718 тыс. руб.

Подробнее

Начинают действовать соглашения об избежании двойного налогообложения с Китаем и Гонконгом

Сами соглашения были ратифицированы и вступили в силу в 2016 году. Соглашения будут применяться в отношении доходов, полученных за налоговые годы, начинающиеся с 1 января 2017 года.

Отметим, что Минфин уже в начале 2017 года предложил исключить Гонконг из списка офшорных юрисдикций: «Изменения вносятся Минфином в приказ в связи с ратификацией соглашения между правительством РФ и правительством Гонконга об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и протокола к нему».

Подробнее

Федеральный закон от 03.07.2016 №234-ФЗ

«О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему»

Для применения положений международных налоговых соглашений должна подтвердить фактическое право на получение дохода

Фактическое право на получение дохода необходимо подтвердить при выплате дивидендов налоговым агентом. Обязанность получения подтверждения фактического права на доход до момента выплаты такого дохода теперь закреплена в НК РФ.

Подробнее

Ответственность

Стало опаснее задерживать отчетность и платежи по взносам

С 1 января 2017 года контролировать страховые взносы будут налоговые инспекторы. Таким образом, штраф за задержку отчетности также будет составлять 5 % от суммы к уплате, минимум 1000 руб. (ст. 119 НК РФ). За неуплату взносов будут замораживать нужную сумму на счете компании, а потом списывать ее.

Подробнее

Изменились штрафы за невыплату зарплаты и введена дисквалификация

В частности, за невыплату или неполную выплату з/п и иных сумм, предоставляемых в рамках трудовых правоотношений, если действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо за установление зарплаты в размере меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством, налагается штраф на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, занимающихся деятельностью без образования юрлица, - от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; на организации - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

За повторную невыплату з/п - дисквалификация руководителя плюс штраф до 100 тысяч для юрлиц.

Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (действует с 19 августа 2017 года).

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28; 2008, № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; 2013, № 9, ст. 872; № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 44, ст. 5645; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6660; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920; № 18, ст. 2486; № 27, ст. 4173, 4176, 4177; № 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 54 1 следующего содержания:

"Статья 54 1 . Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.";

2) статью 82 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V 1 , V 2 настоящего Кодекса.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Положения пункта 5 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

В результате изменений, в НК РФ добавлены положения о необоснованной налоговой выгоде, определяющие ситуации, когда налогоплательщик не вправе получить налоговый вычет и или расходы принять к учету для целей налогообложения, даже при налиции "формально корректных" первичных документов.

Проявление необоснованной налоговой выгоды в 2017 году и ранее может выражаться

  • в недобросовестной конкуренции в налоговой сфере;
  • сотрудничестве с однодневками, офшорами;
  • размывании налоговой базы;
  • необоснованном использовании налоговых послаблений, льгот и т. п.
  • Согласно упомянутому постановлению Пленума Высшего арбитражного суда России от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», необоснованная налоговая выгода возникает при уменьшении налоговой обязанности путём всевозможных действий, состав которых не является исчерпывающим.

О получении необоснованной налоговой выгоды в 2017 году можно вести речь, в случаях если:

  1. Документально не обосновано право на ее получение.
  2. Налоговики доказали, что сведения в представленных документах:
    • неполны;
    • не соответствуют действительности;
    • содержат противоречия.

То есть действует общепринятый принцип: налоговая выгода обоснована пока не доказано обратное. По сути, в новых нормах речь идёт о борьбе с агрессивными способами оптимизации налогового бремени, которые приводят к:

  • неисполнению либо не целиком исполнению обязанностей по уплате налогов;
  • получению права на возмещение налога – возврат/зачет.

Что нового

Понятие "необоснованная налоговая выгода" с 2017 года регулируется положениями статьи 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В частности:

  1. Прямо запрещено уменьшение налоговой базы и/или налога к уплате путем искажения информации:
    • о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов);
    • об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и/или бухгалтерском учете, налоговой отчетности.
  2. При отсутствии фактов, перечисленных выше, по имевшим место сделкам/операциям плательщик может уменьшить налоговую базу и/или сумму налога согласно положениям соответствующей главы НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
    • 1) главной целью сделки/операции не выступает неуплата/неполная уплата и/или зачет/возврат налога;
    • 2) обязательство по сделке исполнено стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и/или лицом, которому оно передано в силу договора или закона.
  3. 3 В силу сказанного выше не могут рассматриваться как отдельные основания и как неправомерные уменьшение плательщиком налоговой базы и/или размера налога к уплате:
    • подписание «первички» неизвестным или неполномочным лицом;
    • нарушение контрагентом налогового законодательства;
    • наличие у плательщика возможности получить тот же экономический результата при совершении иных не запрещен ных законом сделок, операций.
Требования статьи 54.1 НК РФ распространяются на:
  • сборы;
  • взносы во внебюджетные фонды;
  • плательщиков сборов;
  • плательщиков страховых взносов;
  • налоговых агентов.

В 2017 году начинают действовать многочисленные изменения в налоговом кодексе, регулирующие работу компаний и ИП. Внесены поправки в главы НК РФ Федеральными законами от 3.07.2016 г. №242-Ф3, №243-Ф3 и №248-Ф3. Наибольшие изменения претерпели правила администрирования и отчётности по страховым взносам.

С 1 января 2017 года налоговые органы снова получили функции по администрированию страховых взносов. Теперь страховые взносы относятся к налоговым платежам и регулируются правилами о налогах (п. 1 ст. 2 НК РФ в редакции Закона № 243-ФЗ).

Также изменились правила сдачи отчётности по страховым взносам. Теперь единый отчёт необходимо сдавать поквартально, до 30-ого числа следующего месяца (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Микропредприятия получили некоторые послабления, так с 1 января 2017 года процедура кадрового учёта для них была упрощена (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ).

Изменения коснулись многих сфер налогообложения. Разберём их более детально.

Общие изменения

Увеличился размер минимального размера оплаты труда (МРОТ)

Нарушения норм налогового кодекса

Штраф за нарушение сроков сдачи отчётности по страховым взносам

Штрафовать будут за нарушение сроков сдачи расчёта по страховым взносам. За опоздание со сдачей расчёта налагается штраф в размере 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц. Максимум - 30% от суммы, минимальный штраф обозначен как 1000 рублей. Регулируется нормами Налогового кодекса РФ в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Неуплата страховых взносов, или нарушения в правилах учёта доходов и расходов, повлекшие занижение базы для исчисления взносов теперь облагаются штрафом в 20% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ).

Нарушение персонифицированного учёта

Нарушение срока предоставления СЗВ-М так же повлечёт за собой штраф в размере 500 рублей за каждого сотрудника. Таким образом, сумма штрафа для компании, состоящей из 10 человек, составит 5000 рублей.

Появился новый штраф за нарушения порядка предоставления сведений персонифицированного учёта. За несоблюдение правил предоставления информации в форме электронного документа грозит штраф размером в 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Введён срок давности по нарушениям в сфере персонифицированного учёта, составляющий 3 года. Регулируется ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Иные изменения

Если не предоставить иные документы, то так же есть риск получить штраф. Размер штрафа - 200 рублей за каждый недостающий документ (ст. 126 НК РФ).

В 2017 году несдача отчётности в установленный срок повлечёт приостановление операций по счетам (ст. 76 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Изменения НДС для иностранных компаний

С 1 января 2017 года вступает в силу закон №244-ФЗ регулирующий налогообложение НДС услуг оказываемых иностранными компаниями через интернет.

Изменения предусматривают:

  • Уплату НДС с продажи электронных книг, музыки, изображений, видео, компьютерных программ.
  • Особую процедуру учёта в налоговых органах для иностранных компаний.
  • Личный кабинет налогоплательщика стал доступен для пользования иностранными компаниями.
  • Камеральная налоговая проверка для таких компаний.
  • Местом реализации считается территория России, если конечный клиент проживает на ней.

Если банк, или оператор электронных денежных средств, используемых для покупки, зарегистрирован на территории РФ, то местом реализации также считается Россия. Также местом реализации будет признана РФ, в том случае, если сетевой адрес клиента, или код страны телефонного номера, используемый для покупки, присвоен ей.

Для постановки на учёт в налоговых органах компания должна подать заявление не позднее 30 дней, с момента начала предоставления услуг.

Все документы компания обязана предоставлять надзорным органам через личный кабинет налогоплательщика (Федеральный закон №244-ФЗ).

Акцизы

Акцизные сборы вырастут в среднем на 4%. Наибольшие изменения коснулись алкоголя, табака, бензина и дизельного топлива. Помимо привычных всем сигарет, также выросли акцизы на их электронные аналоги и нагревательный табак.

Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует увеличение акцизов.

За плановый период, обозначенный как 2017-2019 год, увеличатся акцизы на практически все виды алкоголя и табака. Например, ставки акцизов на шампанское, приготовленное с использованием иностранного сырья, увеличатся до 36 рублей, напомним что раньше размер ставки был 26 рублей.

Интересным является тот факт, что безалкогольное пиво не вошло в перечень товаров, которые задело повышение ставки акцизов.

Налог на доходы физических лиц

Изменения в большей части коснулись оформления отчётности и кодировок.

Налоговые агенты

Всё это касается лиц, которые признаны налоговыми агентами. Помимо тех, кто уже имел подобный статус в старом году, а именно: организации, ИП, нотариусы, адвокатские кабинеты, подразделения иностранных компаний на территории РФ (ст. 207 НК РФ), был добавлен и ряд новых положений. Теперь налоговыми агентами признаются и организации, перечисляющие зарплату военнослужащим и лицам гражданского персонала (законопроект № 1078298-6).

Также изменилось количество выплат, облагаемых НДФЛ. Их стало меньше. Теперь аттестация сотрудника не включается в доходы, которые подлежат обложению НДФЛ.

Изменение порядка выплат

В 2017 году стало возможным платить за НДФЛ заранее, учитывая переплаты по предыдущим платежам.

Изменения НДФЛ коснулись и порядка выплаты отпускных. Сейчас оплачивать налог можно в конце месяца, сразу за всех сотрудников. Плюс подобного решения в том, что компании, имеющие в своём распоряжении большой штат сотрудников, смогут оплатить налог 1 раз за всех людей, которых коснулась выплата отпускных.

Если же вы не относитесь к крупным компаниям, то вы вправе производить выплаты так же как и раньше. По факту выплаты отпускных (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Новые коды для справок 2-НДФЛ

Появились новые коды для справок НДФЛ. Прежде всего, стоит упомянуть коды для премий, 2002 и 2003. Код 2002 рассчитан для премий которые связаны с производственными затратами и входят в оплату труда. 2003 же создан для премий, платящихся за счёт чистой прибыли.

Вычеты на детей

Новые коды появились и для вычетов, всего их 8:

  • На третьего, и каждого последующего ребёнка до 18 лет.*
  • На ребёнка-инвалида возрастом до 18 лет.**
  • На первого ребёнка возрастом до 18 лет.*
  • На второго ребёнка возрастом до 18 лет.*
  • На третьего, и каждого последующего ребёнка возрастом до 18 лет.*
  • На ребёнка инвалида, возрастом до 18 лет.**

* - и на каждого учащегося очной формы, либо аспиранта, студента, курсанта, моложе 24 лет.

** - и на каждого учащегося очной формы, либо аспиранта, студента, курсанта, моложе 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Размер вычета на детей также претерпел изменения. Теперь он составляет 1400 рублей для первого и второго ребёнка. 3000 - на каждого последующего. 12000 - на каждого ребёнка возрастом до 18 лет, являющегося инвалидом. Распространяется на родителя, или опекуна.

Право на вычет теряется сотрудником в следующем случае:

  • Если доход за календарный год превысил 350000 рублей. Выплаты прекращаются с того месяца, когда доход дошёл до этой отметки.
  • Если ребёнок умер. Вычет прекращается с января следующего года.
  • Когда ребёнок стал старше 18 лет, или, больше не учится на очной форме обучения.
  • Если ребёнок старше 24 лет, или закончил обучение.

Вычетами могут пользоваться только резиденты РФ, проживающие на территории России не менее 183 дней в год. Стоит отметить и тот факт, что вычетами облагаются только те доходы граждан, которые облагаются налогом НДФЛ в 13% (статья 218 НК РФ).

С января 2017 года сотрудники вправе обратиться к работодателю за социальными вычетами. Вычет можно оформить в том случае, если сотрудник потратился на обучение, или лечение в расчётном году. Ранее оформлять такие вычеты следовало в ИФСН по итогам прошедшего года, сейчас же ждать конца года и обращаться в специальный орган стало необязательно.

По части выплат изменились сроки уплаты налога НДФЛ. Претерпели изменения статьи налогового кодекса РФ 223 и 226. Главным изменением является то, что НДФЛ стало необходимо рассчитывать в тот день, когда деньги были фактически получены сотрудниками.

Новая форма 2-НДФЛ

Форма 2-НДФЛ также подверглась изменениям (приказ ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485). За каждую неверно заполненную справку по форме 2-НДФЛ будет наложен штраф в размере 500 рублей.

Налог на прибыль организаций

1. Изменена процентная ставка по налогу. Из 20% налогов, 3% отправятся в бюджет государства, а оставшиеся 17 в региональную казну.

2. Была введена новая декларация по налогу на прибыль, теперь появилась возможность корректировать торговый сбор и цену по сделкам, с зависимыми лицами.

3. С 2017 года понизить налоговую базу списанием убытков прошлых лет можно максимум до 50%, сняты все ограничения по времени, делать так можно до полного погашения убытков.

4. Вводится новая классификация средств ОКОФ

5. Изменились правила создания резерва по сомнительным долгам. Теперь компаниям предоставлена возможность самостоятельно выбирать размер резерва. Выбор состоит между 10% от предыдущего валового периода, или от текущего.

6. Появились новые ставки по налогам для компаний. Для участников региональных инвестиционных проектов ставка составит 0% в федеральный бюджет, и от 0 до 10% в бюджет региона, в зависимости от решения региональных властей.

7. Стало возможным учитывать расходы на независимую оценку сотрудников в составе прочих расходов.

Власти местного управления могут существенно снизить налог на прибыль. Минимальный порог - 12,5%.

Признание «Контролируемой задолженности»

С января 2017 года введён новый порядок признания «контролируемой задолженности».

Изменения коснулись следующего списка компаний:

  • Иностранные лица, являющиеся взаимозависимыми с заёмщиком.
  • Лица, связанные с компаниями указанными в пункте выше.
  • Лица, исполнение обязательств по долгам которых, выполняют субъекты из первых двух пунктов.

Все изменения регулируются статьёй 296 налогового кодекса РФ.

Новая декларация по налогу на прибыль

Также подверглась изменениям декларация налога на прибыль. Начиная с января 2017 года, оформлять налог за прибыль необходимо будет на новом бланке, который был утверждён приказом ММВ-7-3/572.

Был введён механизм обложения налогом иностранных компаний и торговый сбор. Также были установлены пониженные налоговые ставки для г. Крым и Севастополь.

Процесс уточнения налоговой базы при самостоятельной корректировке был уточнён.

Новая декларация на прибыль сдаётся в бумажном виде, если количество сотрудников фирмы меньше 100 человек. Если же рабочих больше - то только в электронном виде.

Налог на добычу полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого признаётся налоговой базой только при добыче:

  • Нефти;
  • Природного газа;
  • Угля;
  • Попутного газа;
  • Газового конденсата.

При добыче иных полезных ископаемых налоговой базой считается их стоимость.

Налоговая ставка при расчёте НДПИ в 2017 году зависит от вида добываемых ископаемых (ст. 342 НК РФ).

Сумма НДПИ, которую необходимо уплатить в бюджет рассчитывается по следующей формуле: налоговая база умножается на налоговую ставку для данного вида ископаемого. Налоговые ставки установлены 342 статьёй НК РФ.

Изменения ставок были заложены еще в 2016 году.

В статью 343.1 НК РФ были внесены изменения, позволяющие уменьшить НДПИ на экономически обоснованную сумму. Основанием для уменьшения налога могут послужить целесообразные расходы компании для обеспечения безопасных работ по добыче ископаемых.

Налоговый вычет включает в себя следующие расходы:

  • Расходы на приобретение дополнительного, амортизирующего оборудования для обеспечения безопасности проведения качественных работ.
  • Расходы на модернизацию и достройку основных объёктов по добыче.

Возможность налогового вычета напрямую связана с выплатой налогоплательщиком НДПИ и обеспечением им безопасных условий для работы.

НДПИ исчисляется по итогам каждого месяца, в зависимости от добытых ископаемых. Оплатить же его необходимо до 25-ого числа следующего месяца.

Налоговую декларацию можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде. Однако, для компаний, штат которых состоит из более чем 100 сотрудников, есть ограничение. Они могут сдавать декларацию только в формате электронного документа.

Упрощенная система налогообложения

Существенные изменения в упрощённой системе налогообложения вступили в силу 1 января 2017 года.

  • Фирмы и ИП вправе применять УСН до того момента, как доходы за текущий год не превысят сумму в 120 млн. рублей (Федеральный закон 243-ФЗ). Речь идёт о доходах, указываемых в книге учёта. К ним относятся реализационны, внереализационные доходы, и авансы.
  • Общая стоимость средств, которыми можно владеть при использовании УСН составляет 150 млн. рублей. Если на конец отчётного периода стоимость окажется больше, то придётся перейти на общую систему налогообложения (Федеральный закон 243-ФЗ).
  • Изменилась форма книги учёта для заполнения ИП. Появился новый раздел для плательщиков торгового сбора. Регулируются изменения приказом Минфина № 227н.
  • Ставки по УСН определяются региональными властями. Диапазон ставок следующий: до 5% на доходы, и до 15% на расходы. Если процентная ставка еще не установлена, то следует считать её максимальное значение.
  • Увеличились налоговые ставки по УСН в Крыму.

При подсчёте общей суммы доходов компании с 2017 года не учитывают следующее:

  • Вмененные доходы;
  • Доходы, полученные при УСН, но оформленные до перехода на специальный режим налогообложения.
  • Доходы, предусмотренные 251 статьёй НК РФ.
  • Признанные в бухучёте, но не полученные по факту доходы.
  • Поступления от контролируемых компаний из-за рубежа, проценты по муниципальным ценным бумагам.

С 1 января 2017 года появилась возможность списывать расходы на экзамены для сотрудников. Напомним, что с 2016 года проведение экзаменом обязательно для главбухов публичных акционерных сообществ и страховых компаний. Для подтверждения высокой квалификации сотрудник обязан сдать экзамен в центре квалификации. Предприятия, работающие по УСН, теперь смогут включать оплату этого экзамена в графу «расходы» (ст. 346.16 НК РФ).

Объект «доходы» также подвергся изменениям. Теперь можно уменьшать налог за все взносы, которые предприниматель платит за себя. Изменения регулируются федеральным законом 243-ФЗ.

Изменения, касающиеся взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ

Главное изменение страховых взносов - создание структуры в ведении Федеральной налоговой службы, которая будет выполнять функции внебюджетных фондов (ст. 32 НК РФ).

Основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. Изменения не коснулись и пониженных тарифов, однако воспользоваться ими теперь смогут не все.

Условия, которым должен соответствовать налогоплательщик, чтобы воспользоваться пониженными взносами, детально прописаны в пунктах статьи 427 НК РФ. При несоблюдении условий предприятие, или ИП, теряет право пользования пониженными тарифами с начала расчётного периода.

Порядок расчёта взносов ИП не изменился. Взносы также рассчитываются исходя из величины МРОТ на 2017 год, установленной на начало года. Если доходы за год превышают сумму в 300 тыс. рублей до предприниматель обязан уплатить в ПФР дополнительный налог, рассчитываемый как 1% от суммы, на которую доходы превысили установленную отметку. Регулируются эти взносы статьёй 430 НК РФ.

Также, начиная с 2017 года, входят в силу следующие изменения:

  • Утверждена единая форма отчёта по взносам и сроки её сдачи.
  • Если сумма взносов по каждому работнику в едином расчёте и по факту неравны, то налоговый орган имеет право отказать в приёме отчётности. Чтобы избежать штрафов необходимо в течении 5 дней исправить ошибку.
  • Номер КБК, который необходимо указывать в платёжных поручениях, изменился.
  • Отчёт о стаже застрахованных лиц теперь необходимо направлять в ПФР отдельно, не включая его в форму РСВ-1. При нарушениях будет налагаться штраф в размере 500 рублей за каждого человека.

Начиная с 1 января 2017 г. налогоплательщиков ждут кардинальные изменения налогового законодательства. Поправки в отдельные главы НК РФ внесены Федеральными законами от 3.07.2016 г. № 242-ФЗ, № 243-ФЗ и № 248-ФЗ. Самые существенные изменения касаются новых правил администрирования и отчетности по страховым взносам. Новации коснулись и правил исчисления отдельных видов налогов.

С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь будут возложены на налоговые органы. Напомним, что до 1.01.2010 г. вместо страховых взносов действовал единый социальный налог, исчисление и уплату которого контролировали налоговые органы.

С этой целью были внесены изменения в отдельные статьи НК РФ. С 1 января 2017 г. страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и соответственно к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах (п. 1 ст. 2 НК РФ в редакции Закона № 243-ФЗ).

При этом в части установления и взимания страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется (п. 3 ст. 2 НК РФ в редакции Закона № 243-ФЗ).

Практически это означает, что «несчастные» взносы не попадают в сферу налогового законодательства.

Администрирование страховых взносов

В связи с возвращением администрирования страховых взносов под контроль налоговых органов Законом № 243-ФЗ предусмотрен внутриведомственный механизм передачи сведений от ПФР к ФНС России.

Так, органы управления ПФР обязаны сообщить до 1.02.2017 г. в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, по состоянию на 1.01.2017 г. в электронной форме (п. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Статьей 4 Закона № 243-ФЗ определен переходный период в части взыскания недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, которые были проведены за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1.01.2017 г. (п. 2 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Обратите внимание! По состоянию на 1.01.2017 г. внебюджетные фонды должны определить по каждому страхователю суммы недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам. В случае наличия у страхователя долга, нереального взыскания фонд спишет этот долг.

Задолженность по страховым взносам, которая не была признана безнадежной, после 1.01.2017 г. подлежит взысканию уже налоговыми органами.

Новая глава и раздел «Страховые взносы в РФ»

Раздел I НК РФ дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 «Страховые взносы». В главе 34 «Страховые взносы» определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

Следует отметить, что объект обложения страховыми взносами не изменился. По-прежнему облагаются страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Для плательщиков (организации, ИП, а также физические лица, не являющиеся ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), на период 2017 — 2021 гг. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (ст. 421 НК РФ в новой редакции): в 2017 г. — 1,9; 2018 г. — 2,0; 2019 г. — 2,1; 2020 г. — 2,2; 2021 г. — 2,3.

Для таких плательщиков страховых взносов тарифы на 2017—2018 гг. останутся прежними (ст. 426 НК РФ в новой редакции):

на обязательное пенсионное страхо­вание:

  • в пределах установленной предельной величины — 22%; свыше установленной предельной величины — 10%;
на обязательное социальное страхо­вание:
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины — 2,9%; на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины — 1,8%; на обязательное медицинское страхо­вание — 5,1%.

Суточные свыше 700 руб. и 2500 руб. — объект обложения страховыми взносами

В настоящее время суточные, выплачиваемые при направлении работника в командировку, независимо от их размера объекта обложения страховыми взносами не образуют.

В обновленной редакции п. 2 ст. 422 НК РФ указано, что освобождаются от обложения страховыми взносами суточные в пределах норм, установленных законодательством РФ:

700 руб. — командировки внутри России; 2500 руб. — загранкомандировки.

Обратите внимание! Поскольку порядок исчисления и уплаты «несчастных» взносов не будет регулироваться налоговым законодательством, то размер суточных, установленных страхователем в коллективном договоре (ином локальном нормативном акте), по-прежнему не будет облагаться страховыми взносами на травматизм.

Отчетность по страховым взносам

Законом № 242-ФЗ изменены сроки сдачи «страховой» отчетности. Расчет по страховым взносам следует представить не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (абзац 1 п. 7 ст. 431 НК РФ в новой редакции).

В настоящее время «страховая» отчетность сдается в ПФР и ФСС РФ. В зависимости от численности работников электронная пенсионная отчетность представляется не позднее 20-го числа (отчетность), «бумажная» отчетность — не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. В зависимости от численности работников электронная отчетность в ФСС РФ представляется не позднее 25-го числа (отчетность), «бумажная» отчетность — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В абзацах 2-3 п. 7 ст. 431 НК РФ четко прописано основание, когда отчетность считается несданной.

В случае, если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.

В этом случае в пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Практически это означает, что плательщику страховых взносов будет представлено пять рабочих дней на исправление сданной отчетности.

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, будет уплачиваться в тот же срок — не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ в новой редакции).

Изменения в части специальных налоговых режимов

Благоприятные изменения коснутся плательщиков, применяющих УСН. Так, с 1.01.2017 г. право на применение УСН могут получить налогоплательщики, если доход за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на данный спецрежим, не превысит 90 млн руб.

А продолжать работать на УСН смогут налогоплательщики, если доход за календарный год не превысит 120 млн руб. Но положение об индексации предельного размера дохода на коэффициент-дефлятор будет приостановлено до 2020 г.

Кроме того, с 1.01.2017 г. до 150 млн руб. увеличивается лимит остаточной стоимости основных средств для перехода на УСН и его применения. Такие изменения внесены ст. 2 Закона № 243-ФЗ.

Законом № 248-ФЗ уточняется термин «бытовые услуги», который применяется в спецрежимах. Под бытовыми услугами понимаются платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством РФ (ст. 346.27 НК РФ в новой редакции).

Изменения по прочим налогам

Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 242-ФЗ внесены изменения в п. 3.1 ст. 380 НК РФ, касающегося применения нулевой налоговой ставки в отношении определенных видов недвижимого имущества.

Так, с 1.01.2017 г. налоговая ставка по налогу на имущество устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия, а также объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимых для обеспечения функционирования объектов недвижимого имущества.

В п. 3.1 ст. 380 НК РФ прописаны условия для применения нулевой ставки в отношении таких объектов. Перечень указанного недвижимого имущества утверждается Правительством РФ.

С 1.01.2017 г. установлены новые льготы в части НДФЛ. Новая редакция п. 20.1 ст. 217 НК РФ освобождает от налогообложения единовременные выплаты дополнительного поощрения в денежной и (или) натуральной формах, полученные от некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений:

  • спортсменами за каждое призовое место на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх не позднее года, следующего за годом, в котором такими спортсменами были заняты призовые места на соответствующих играх;
  • тренерами и иными специалистами в области физической культуры и спорта, принявшими непосредственное участие в подготовке спортсменов, занявших призовые места на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, не позднее года, следующего за годом, в котором такими спортсменами были заняты призовые места на соответствующих играх. Перечень таких организаций будет утвержден Правительством РФ.
Корректировки, необходимые для приведения в соответствие терминологии, используемой в законодательстве о рынке ценных бумаг, с налоговой терминологией, внесены Законом № 242-ФЗ. Так, в ст. 214.1 НК РФ (особенности исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами) и ст. 301 НК РФ (особенности налогообложения срочных сделок) понятие «финансовый инструмент срочной сделки» заменено на «производный финансовый инструмент».