Николай буряк. Биография. Николай Васильевич Гоголь
(род. 15.01.1918) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1944), подполковник. Участник Великой Отечественной войны с января 1942 г. Воевал в составе 247 иап, был командиром эскадрильи. Совершил 395 боевых вылетов, в 104 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 1 самолет противника. После войны продолжал служить в ВВС. С 1949 г. работал в ДОСААФ.
- - арт. оперы, камерный певец и муз.-общ. деятель. Пению обучался в Петербурге у И. Прянишникова. В 1906 дебютировал в партии Альфреда на сцене петерб. Нар. дома, в сезоне 1907/08 выступал в петерб...
- - Арцыбушев, Николай Васильевич, русский композитор, присяжный поверенный. Родился в 1858 году. Музыкальное образование получил в спб. консерватории у Н.А. Римского-Корсакова...
Биографический словарь
- - Китаевед-нумизмат. Род. в г. Николаев. По ок. ср. школы работал в органах СНХ Северной обл. и НКпрода. В 1920-23 на военно-морской службе. С февр. 1923 служащий АН...
- - Японовед и кореист; журналист; писатель. Род. в г. Владивосток. Преп. МИВ, КУТВ. Арестован в 1934. 23 мая 1935 осужден ВК ВС СССР по ст. 58-6 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ...
Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период
- - Рус. сов. прозаик, известный также произв. приключенческой лит-ры. Род. в Москве, учился в гимназии и Моск. ун-те, окончил его с дипломом экономиста...
Большая биографическая энциклопедия
- - летчик-испытатель 1 кл. , лейтенант. В 1935-1936 гг. был инструктором-парашютистом в Сталинском аэроклубе Москвы, в 1936-1937 - начальником парашютной станции Ивановского аэроклуба...
Большая биографическая энциклопедия
- - 1802 года переводчик, 1811-12 г. 7 кл. служ. в Колл. иностранных...
Большая биографическая энциклопедия
- - летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 г. Воевал в составе 57 бап, был командиром эскадрильи...
Большая биографическая энциклопедия
-
Большая биографическая энциклопедия
- - Президент Компании "Visiоn Intеrnаtiоnаl Реорlе Grоuр"; родился 12 декабря 1957 г. в г. Москве; окончил Московский геологоразведочный институт им. Серго Орджоникидзе по специальности "...
Большая биографическая энциклопедия
- - Актриса, родилась в 1966 г. Окончила ЛГИТМиК. Актриса Санкт-Петербурского молодежного театра на Фонтанке. Снималась в фильмах: "На острие меча" ; "Холодное лето пятьдесят третьего" ; "В знак протеста" ; "...
Большая биографическая энциклопедия
- - Народный депутат РФ, был членом Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, членом Комиссии Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, входил в состав фракции "...
Большая биографическая энциклопедия
- - Вельяминов Николай - сын тысяцкого Василия Вельяминова. Несмотря на измену старшего брата, Николай Вельяминов был очень близким лицом к Димитрию Донскому...
Биографический словарь
- - Иван Макарович - сов. горняк, инициатор внедрения комбинир. метода бурения взрывных скважин на железорудных шахтах, Герой Соц. Труда. Чл. КПСС с 1959...
Геологическая энциклопедия
- - композитор, род. в 1858 г.; музыкальное образование получил под руководством Н. А. Римского-Корсакова...
- - местное название дикого гуся...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
"Буряк, Николай Васильевич" в книгах
СОКОЛОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор АнатольевичСОКОЛОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (род. в 1835 г. – ум. в 1889 г.) Один из первых теоретиков русского анархизма. Николай Соколов родился в ноябре 1835 года в Петербурге в дворянской семье. Отец его, Василий Гаврилович, был офицером и служил экономом в школе гвардейских подпрапорщиков
1. Николай Васильевич Бугаев
Из книги Книга 1. На рубеже двух столетий автора Белый АндрейНиколай Васильевич Адамов
Из книги Путь автора Адамова-Слиозберг Ольга ЛьвовнаНиколай Васильевич Адамов В 1944 году я уже знала, что приговор, полученный моим мужем - 10 лет без права переписки, - это шифр расстрела, что я вдова.И вот явился друг, опора в жизни. Я вышла замуж за Николая Васильевича Адамова.Он был полной противоположностью моему первому
Климов Николай Васильевич
Из книги автораКлимов Николай Васильевич (Интервью Артема Драбкина)Климов Николай Васильевич. Полковник в отставке. Родился 29 апреля 1923 года в городе Кузнецке Пензенской области. Ну что? Окончил среднюю школу, десять классов. После окончания этой школы направлен был в Саратов, в
ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская ЕленаГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (род. в 1809 г. - ум. в 1852 г.) Ни об одном русском писателе не спорили так много, как о Гоголе, - уже более ста лет литературоведы, психологи, психиатры пытаются объяснить черты его характера, странные поступки и особенности творчества. Даже болезнь
Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр ПрокопьевичАРХАНГЕЛЬСКИЙ Николай Васильевич Николай Васильевич Архангельский родился в 1922 году в селе Красномылье Шадринского района Курганской области в семье крестьянина. Русский. Работал на Челябинском тракторном заводе, одновременно учился в аэроклубе. В 1940 году призван в
Николай Васильевич Гоголь
Из книги автораНиколай Васильевич Гоголь Встреча этих титанов отечественной культуры была неизбежна, она продиктована самим временем. Первые драматические замыслы Гоголя совпали с общим подъемом театрального искусства в России, чему немало способствовал яркий талант Щепкина. А
Бычков Николай Васильевич
автора Аполлонова А. М.Бычков Николай Васильевич Родился в 1924 году в деревне Асеевке Алексинского (ныне Ферзиковского) района Тульской (ныне Калужской) области в семье крестьянина. Окончив семилетнюю школу, работал в колхозе. В марте 1942 года призван в ряды Советской Армии, участвовал в
Дуничев Николай Васильевич
Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.Дуничев Николай Васильевич Родился в 1919 году в гор.Плавске Тульской области. Работал в Плавском горкомхозе. 25 июня 1944 года погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года.Командир полка Сергей Георгиевич Богачев
Худяков Николай Васильевич
Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.Худяков Николай Васильевич Родился в 1913 году в гор.Туле в семье рабочего. Окончил 10-ю среднюю школу, затем школу ФЗО патронного завода, аэроклуб Осоавиахима и Серпуховскую летную школу. В 1933 году по окончании Ейского военно-морского авиационного училища направлен в
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Николай Васильевич
Из книги автораАРХАНГЕЛЬСКИЙ Николай Васильевич Николай Васильевич Архангельский родился в 1922 году в селе Красномылье Шадринского района Курганской области в семье учителей. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года.С 1937 года жил в Шадринске, учился в средней школе № 9, где
БУТОРИН Николай Васильевич
Из книги автораБУТОРИН Николай Васильевич Николай Васильевич Буторин родился в 1912 году в деревне Зайково Кетовского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Беспартийный.После окончания Зайковской начальной школы работал в хозяйстве родителей. В 1931
ЕРМОЛАЕВ Николай Васильевич
Из книги автораЕРМОЛАЕВ Николай Васильевич Николай Васильевич Ермолаев родился в 1924 году в селе Мало-Дубровное Половинского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1950 года.После окончания в 1938 году шести классов неполной средней школы в
Гудков Николай Васильевич
Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим СергеевичГудков Николай Васильевич В армию меня призвали 22 апреля 1980-го. Еще на призывном пункте я узнал номер своего полка и что полк стоит в Афганистане.Сперва мы попали на тыловую базу 345-го отдельного гвардейского воздушно-десантного полка в городе Фергана тогдашней
Николай Васильевич Гоголь
Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей АлександровичНиколай Васильевич Гоголь (1809–1852) писатель, мыслитель... В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые. ... Сила влияния нравственного выше вся ких сил. ... Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе
Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.
К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Награждён орденами Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.
Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.
На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.
Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехот
я накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!
Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...
Группа, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с херсонесского аэродрома. Бомбардировщиков догнали, но встретились и с 12 "Мессерами". Сразу завязался бой. Через определённое время Николай увидел, как два Ме-109 зашли сзади пары командира и стали сокращать дистанцию для атаки.
Нужно немедленно предупредить командира об опасности! Но как это сделать? Радиостанции на его машине не было, пришлось изменить направление полёта своего самолёта и параллельно своей паре дать пулемётную очередь, может, заметят трассу. Так и сделал. Но в это время увидел себя, можно сказать, в кольце прицела вражеского истребителя. Получил несколько очередей в правое крыло, пары бензина воспламенились, и огонь перекинулся на кабину, ослепил лётчика. Николай расстегнул привязные ремни и резко отжал ручку управления от себя. Из кабины будто выбросили. Через несколько секунд взорвались бензобаки.
Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.
А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.
Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.
По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..
Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии. Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. За это время освоил истребители И-16 и "Яки" различных типов.
Буряк Nikolay Buryak Карьера: АвиаторРождение: Украина, 15.1.1919
Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, сейчас село Первое Марьинского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.
К Сентябрю 1943 года начальник эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный остов, 5-я Воздушная вс, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сшиб лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сшиб 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Награждён орденами Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.
Как и многие пацаны того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в единственный из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, после этого учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.
На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала почва, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла тишина и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжко гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заприметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.
Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл жар. Безрезультатно. Но так как прыть "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага с правой стороны. Бортовой стрелок "Юнкерса" на тот самый раз чуток зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехотя накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятнышко, поднялось облачко пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая виктория!
Но вскоре ему пришлось ощутить горечь поражения и перенести тяжёлое опробование...
Группа, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с херсонесского аэродрома. Бомбардировщиков догнали, но встретились и с 12 "Мессерами". Сразу завязался махач. Через определённое время Николай увидел, как два Ме-109 зашли позади пары командира и стали сокращать дистанцию для атаки.
Нужно немедля предварить командира об опасности! Но как это произвести? Радиостанции на его машине не было, пришлось изменить ориентация полёта своего самолёта и также своей паре вручить пулемётную очередность, может, заметят трассу. Так и сделал. Но в это время увидел себя, разрешается произнести, в кольце прицела вражеского истребителя. Получил немного очередей в правое крыло, пары бензина воспламенились, и жар перекинулся на кабину, ослепил лётчика. Николай расстегнул привязные ремни и грубо отжал ручку управления от себя. Из кабины чисто выбросили. Через немного секунд взорвались бензобаки.
Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый поясок, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.
А кругом волновалось море. Он грёб, покуда не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная влага, как наждачная бумага, терла лик человеческий. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался словно шум мотора. Галлюцинация? Нет, реально к нему шёл катерок. Сколько же он пробыл в воде Посмотрел на циферблат - гладко 2 часа со времени приводнения.
Катер, маневрируя, осмотрительно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её забрать - скользкая, да и пальцы худо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревнышко. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.
По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколь их было следом, на счету этого изумительно смелого и добродушного парня?!..
Свой финальный воздушный мордобой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сшиб 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже затем Дня Победы - в небе Чехословакии. Вэтого же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 104 воздушных боя, сшиб 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. За это время освоил истребители И-16 и "Яки" различных типов.
Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.
К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Награждён орденами Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.
Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого (Сталинского) аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.
На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.
Лучшие дня
Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехотя накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа!
Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...
Группа, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с херсонесского аэродрома. Бомбардировщиков догнали, но встретились и с 12 "Мессерами". Сразу завязался бой. Через определённое время Николай увидел, как два Ме-109 зашли сзади пары командира и стали сокращать дистанцию для атаки.
Нужно немедленно предупредить командира об опасности! Но как это сделать? Радиостанции на его машине не было, пришлось изменить направление полёта своего самолёта и параллельно своей паре дать пулемётную очередь, может, заметят трассу. Так и сделал. Но в это время увидел себя, можно сказать, в кольце прицела вражеского истребителя. Получил несколько очередей в правое крыло, пары бензина воспламенились, и огонь перекинулся на кабину, ослепил лётчика. Николай расстегнул привязные ремни и резко отжал ручку управления от себя. Из кабины будто выбросили. Через несколько секунд взорвались бензобаки.
Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.
А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это? Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация? Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.
Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.
По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня?!..
Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии. Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 104 воздушных боя, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе. За это время освоил истребители И-16 и "Яки" различных типов.