Постановка на учет в росфинмониторинге. В каких случаях организация должна становиться на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу? Росфинмониторинг постановка на учет организации

Н аправлять сведения в Росфинмониторинг нужно, если ваша компания (приведу распространенные примеры сделок, полный перечень - в ст. 6 Федерального закона от 07.08.01 № 115):

  • получает от юридических или физических лиц либо предоставляет им беспроцентные займы на сумму от 600 тыс. рублей;
  • передает другому лицу права собственности на недвижимое имущество стоимостью от 3 млн рублей;
  • покупает или продает ювелирные украшения по договору уступки права требования на сумму свыше 600 тыс рублей;
  • принимает технику, оборудование, недвижимость в лизинг на сумму от 600 тыс. рублей.

Отчитаться надо и об операциях, которые попадают в категорию сомнительных сделок вне зависимости от их суммы (). Например, если ваша компания работает в офшоре или:

  • покупает, продает недвижимое имущество, а сумма сделки отличается от рыночной в несколько раз;
  • совмещает в одном лице учредителя, генерального директора, главного бухгалтера;
  • назначает учредителем сотрудника в возрасте младше 20 лет, пенсионера старше 70 лет, беженца или переселенца;
  • делает учредителем или руководителем человека, который уже учредитель в нескольких юридических лицах;
  • заключает рамочные договоры;
  • переводит деньги в страны или регионы, в которых есть террористы, вооруженные формирования;
  • покупает недвижимое имущество в странах с высоким уровнем риска или заключает подозрительные сделки (покупка непрофильной недвижимости и т. п.). Страны риска: Афганистан, Иордания, Иран, Ирак, Ливан, Ливия, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция, Грузия. В РФ: Дагестан, Ингушетия, Чечня. Отмечу, это требование относится как к покупке недвижимости в странах с высоким уровнем риска, так и к сделкам, которые вызывают подозрение. Например, покупка неликвидной недвижимости или той, которую не смогут использовать по назначению.

Банки и кредитные организации обязаны подавать в Росфинмониторинг сведения о необычных сделках. И если вы не сообщите, то это сделает банк, а вы окажитесь в поле зрения Росфинмониторинга. Следите за всеми операциями, по возможности отказывайтесь от необычных и сомнительных.

Внимание!

Если уведомление не отправили вовремя - все равно направляйте!

Штраф за нарушение сроков отправки: от 50 тыс. до 100 тыс. рублей для юридических лиц и от 10 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц.

Штраф, если уведомление не отправили: от 200 тыс. до 400 тыс. рублей для юридических лиц (или административное приостановление деятельности до 60 суток) и от 30 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц.

Если вы обнаружили, что относитесь к компаниям, указанным в ст. 5 закона № 115‑ФЗ, и осуществляете операции, о которых надо докладывать в Росфинмониторинг, срочно действуйте.

1. Поставьте на учет компанию в управлении Росфинмониторинга в федеральном округе, на территории которого она расположена, информируйте об изменениях.

2. Разработайте правила внутреннего контроля . Укажите в них только критерии и признаки, относящиеся к деятельности вашего предприятия.

3. Назначьте сотрудника, который будет контролировать то, как в компании соблюдают правила внутреннего контроля . Если штат небольшой, им может быть генеральный директор. Если у вас несколько обособленных подразделений, в каждом из них должен быть ответственный. Этот работник обязан соответствовать квалификационным требованиям (см. постановление Правительства РФ от 29.05.14 № 492 ).

4. Изучите клиентов компании и их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев. Сверьте сведения о них с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму (размещен на сайте Росфинмониторинга). Когда будете фиксировать данные, руководствуйтесь:

  • статьями 7 и 7.3 Федерального закона от 07.08.01 № 115;
  • приказом Росфинмониторинга от 17.02.11 № 59 ;
  • Федеральным законом от 28.06.13 № 134 .

Если у компании много клиентов, информацию можно собирать в электронном виде.

5. Проводите внутренние инструктажи. Объясняйте сотрудникам, как соблюдать правила внутреннего контроля . Фиксируйте результаты тренингов. Закон допускает возможность проводить обучение online в формате вебинара.

6. Отслеживайте и оперативно направляйте в Росфинмониторинг сведения по операциям, которые надо контролировать (ст. 6 Федерального закона от 07.08.01 № 115 ), и сомнительным сделкам (приказ Росфинмониторинга от 08.05.09 № 103 ).

Передавайте информацию не позднее трех рабочих дней после сделки через интернет или на электронном носителе.

7. Храните документы и информацию о сомнительных и обязательных для контроля операциях не менее пяти лет со дня, когда компания перестала сотрудничать с клиентом (Федеральный закон от 07.08.01 № 115 г. ). За нарушение этого правила грозит административная ответственность.

В каких случаях организация должна становиться на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу?

Организация становится на учет в территориальный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу. Каков полный перечень компаний, подлежащих постановке на учет в данную службу - читайте в статье.

Вопрос: В каких случаях ООО становится на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу?

Ответ: Постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу подлежат следующие организации:

Лизинговые компании;

Операторы по приему платежей;

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (п.2. Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы).

Если Ваша организация подпадает под вышеуказанный перечень, то вы обязаны встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Это необходимо сделать в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации организации или с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица или в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

За нарушение вышеуказанной обязанности предусмотрена ответственность по ст. 15.27 КоАП РФ .

Обоснование

Информационное письмо Росфинмониторинга от 12.03.2014 № 34
О постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 , - настоящей статьи, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1.1. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи , - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" , от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.1

2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 ».

  • Скачайте формы

Неоднократно этот вопрос задают наши клиенты, когда узнают что кроме регистрации фирмы в налоговом органе , еще необходима постановка в Федеральной службе по финансовому мониторингу. За последние несколько лет многие агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании при осуществлении своей деятельности столкнулись с контролем со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Что же собой представляет этот орган? Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Правительство РФ.

Постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат организации , перечисленные в ст. 5 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма № 115-ФЗ от 7.08.2001г. (далее Закон о противодействии). К таким организациям относятся: лизинговые компании, кредитные организации; страховые организации; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также операторы по приему платежей и другие.

Сотрудники Росфинмониторинга осуществляют проверку организаций:

  • на факт постановки на учет в межрегиональный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу,
  • а также на наличие в организации так называемых «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласованных с Росфинмониторингом.

Все организации, указанные в п. 5 Закона о противодействии должны предоставлять информацию о совершаемых сделках в обществе. К тому же, информация о совершаемых операциях должна предоставляться не в произвольной форме, а по строго установленным образцам. Так с 21 марта 2010 г. вступил в силу Приказ от 05.10.2009 г. N 245 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Инструкция). Согласно приказу с 21 марта 2010 года организации обязаны направлять информацию в Росфинмониторинг в соответствии с новой Инструкцией. Новизна Инструкции состоит в изменении формы представления информации: в виде электронного формализованного сообщения. Те компании, которые представляли сведения на бумажных носителях, должны будут перейти на электронный вариант.

Из-за отсутствия у руководства юридического лица сведений о законодательстве в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливающего к организации требования по ее постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке и согласованию Правил внутреннего контроля, проверяемая организация может быть привлечена к административной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ на должностные лица организации за указанные правонарушения может быть наложен административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на само юридическое лицо - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или применено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Итак, что необходимо предпринять юридическому лицу, чтобы встать на учет в Росфинмониторинг, разработать и согласовать Правила внутреннего контроля?

По закону агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании, а также организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, должны встать на учет в Росфинмониторинг в течение 30 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Что делать, если с момента государственной регистрации прошло уже много времени, и Вы только что узнали о необходимости постановки Вашей организации на учет? Ответ простой: несмотря на уже имеющее место с Вашей стороны административное правонарушение все равно встать на учет.

Для постановки на учет организация должна представить в Росфинмониторинг заявление о постановке на учет, а также специальную карту постановки на учет, заверенную в нотариальном порядке.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий десять дней с даты предоставления пакета документов. Результатом должно быть получение уведомления о принятии соответствующего решения.

Если в процессе своей деятельности у организации изменятся сведения, которые она указывала в карте постановки на учет, о них также необходимо сообщить.

Одновременно с постановкой организации на учет, необходимо начать процесс разработки и согласования Правил внутреннего контроля (далее Правила).

Правила внутреннего контроля - структурно сложный документ, содержащий совокупность различных Программ, направленных на соблюдение и реализацию законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На основании Правил организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать информацию о своих клиентах и проводимых с ними операциях.

В соответствии с нормативными требованиями, Правила утверждаются руководителем организаций в течение 1 (одного) месяца со дня государственной регистрации юридического лица, после чего представляются на согласование в Росфинмониторинг.

Перед тем как отправлять разработанные Правила на согласование следует обратить особое внимание на требования, которые предъявляются к их оформлению. В организации, которая должна встать на учет, должно быть специальное должностное лицо, которое выполняет ведение Правил в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и отвечает за реализацию программ осуществления внутреннего контроля.

К работе данного должностного лица существуют специальные требования, а именно:

  • наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования – опыта работы не мене двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • должностное лицо должно пройти обучение. Требования к подготовке и обучению кадров организации, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Росфинмониторингом.

К Правилам внутреннего контроля необходимо приложить заявление о согласовании Правил. Затем весь пакет документов должен быть представлен в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг обязан рассмотреть заявление о согласовании Правил внутреннего контроля, после чего согласовать правила, либо направить письмо, содержащее мотивированный отказ.

Таким образом осуществляется постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Для организаций, которые осуществляют постановку на учет впервые, считаю целесообразным обратиться к специалисту, чтобы избежать отказа в постановке на учет и согласовании Правил внутреннего контроля, а также штрафных санкций со стороны Росфинмониторинга.

Петрова Светлана Владимировна,
специалист по регистрации фирм
Казанского юридического центра.

(регистрация в Федеральной службе по финансовому мониторингу) по новым правилам Росфинмониторинга

С 2019 года порядок постановки на учет в финмониторинг существенно изменился и стал значительно сложнее.

Мы готовы взять на себя все вопросы, связанные с постановкой Вашей организации или ИП на учет в Росфинмониторинг. Напоминаем, что постановке на учет в Росфинмониторинг подлежат следующие организации и ИП:

А) лизинговые компании;

Б) операторы по приему платежей;

В) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Г) индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Д) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Стоимость постановки на учет в Росфинмониторинг 2800 рублей.

При заказе обязательных правил внутреннего контроля или целевого инструктажа по ПОД/ФТ получите 50% скидку на постановку на учет в Росфинмониторинг.

ак заказать постанову на учет в Росфинмониторинг? Для заказа такой заяки просто напишите нам на адрес электронной почты:

или звоните нам 8-903-686-31-87

Напоминаем, что обязанность по постановке на учет в территориальном органе организациями и индивидуальными предпринимателями должна быть исполнена указанными лицами в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

За несвоевременную постановку на учет в Росфинмониторинг предусмотрен штраф 50 000 - 100 000 рублей (ст. 15.27 КоАП РФ).

Руководство нашей компании, совещание в Росфинмониторинге, 2016 г.

Для нас не важно в каком регионе вы находитесь. Мы готовы поставить Вашу организацию или ИП на учет в любых региональных отделениях Росфинмониторинга:

1) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО);

2) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СЗФО);

3) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (РУ Росфинмониторинга по ЮФО);

4) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО);

5) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (РУ Росфинмониторинга по УФО);

6) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СФО);

7) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ДФО);

8) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу(МРУ Росфинмониторинга по СКФО);

9) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Крымскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по КФО).

Внимание! Порядок постановки организации и ИП на учет в Росфинмониторинг с 2019 года существенно изменился в связи с принятием Росфинмониторингом новых нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру регистрации в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Руководитель Росфинмониторинга Чиханчин Ю.А.

И руководитель нашей Компании Смыслов П.А., 2016 г.

Обращаем Ваше внимание, что мы имеем свидетельство специалиста, имеющего право осуществлять образовательную деятельность в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (Свидетельство на имя Смыслова П.А. за регистрационным номером 2404-302 от 12.09.2013 г., выданное Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга, учрежденным Федеральной службой Российской Федерации по финансовому мониторингу). Таким образом мы имеем не только многолетний практический опыт в области организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ и разработки правил внутреннего контроля, но и соответствующую документально подтвержденную квалификацию в этой сфере оказания услуг.