Первый Храм (950–586 гг. до н.э.). Первый храм Первый храм соломона

Со времени Соломона в Иерусалиме были один за другим три храма, которые нужно различать. Первый храм, построенный Соломоном, существовал с 1004 до 588 г. до Рождества Христова. Когда Давид решил построить дом Иегове, то Бог через пророка Нафана удержал его от этого; тогда Давид собрал материал и драгоценности для постройки храма и это дело завещал своему сыну Соломону, когда тот воцарится. Ценность собранного и заготовленного Давидом имущества для постройки храма достигала 10 миллиардов рублей. Соломон тотчас же по воцарении приступил к делу; он заключил союз с Тирским царем Хирамом, который доставлял ему кедровое и кипарисовое дерево и камень с Ливана, а также послал искусного художника Хирама, чтобы руководить работами, так что храм начали строить уже на 4 году царствования Соломона, через 480 лет после исхода евреев из Египта, или в 1011 г. до Рождества Христова, на холме Мориа в восточной части Иерусалима, на том месте, которое Давид по прекращении моровой язвы, предназначил для этой цели, поставив там жертвенник и совершив жертвоприношение.

было готово через семь с половиною лет в 11 году царствования Соломона, т.е. в 1004 г. до Рождества Христова, после чего храм был освящен с большим торжеством. Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней и на него были приглашены главы всех колен Израилевых. На церемонии открытия царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ. Для построения храма и его частей Давид оставил Соломону, данный ему Богом, образец: “все сие в письмени от Господа” (1 Пар. 28:11 и дал.): вообще же храм был устроен по образцу скинии, но только в гораздо большем размере, что усматривается из подробных описаний в 3 Цар. 6; 7:13 и дал.; 2 Пар. 3:4 и далее.
Собственно храм представлял прямоугольное здание из тесанных камней (30 м длины, 10 м ширины и 15 метров высоты во внутренней его части, с плоской кровлей из кедровых бревен и досок. Посредством промежуточной перегородки из кедрового дерева дом был разделен на 2 помещения: внешнее - Святое, 20 м длины, 10 м ширины, 15 м высоты и внутренее - Святое Святых, 10 метров длины, ширины и высоты, так что сверху Святого Святых оставалось 5 метров до потолка храма, это помещение называлось горницами. Изнутри стены были обшиты кедровым деревом с резными изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов, сплошь обложенных золотом. Потолок также был обшит кедровым деревом, а пол - кипарисовым: и тот и другой были обложены золотом. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов и обложенная золотом, представляла вход в Святое Святых. Перед этим входом висела, подобно как и в скинии, завеса из искусно сделанной многоцветной ткани, прикрепленная, быть может, к тем золотым цепям, которые были протянуты перед входом в Святое Святых (Давир). Входом в Святое служила двухстворчатая дверь из кипариса с косяками из оливкового дерева, дверцы которой могли складываться и были украшены подобно двери в Святое Святых.
Перед зданием храма находился притвор 10 метров ширины и 5 метров длины, перед ним или при входе в него стояли два медных столба по имени Иахин и Воаз, каждый по 9 м вышиною, с капителями, искусно сделанными с углублниями и выпуклостями, и украшенные гранатовыми яблоками, сетками еплетеной работы и лилиями. Высота этих столбов была по 18 евр. локтей, не считая капителей в 5 локтей (2,5 м); высота их, не считая капителей, составляла 35 локтей. Высота этих столбов, вероятно, была та же, что и притвора; о ней не говорится в книге Царств, но во 2 главе Паралипоменон 3:4, она указана в 120 евр. локтей (60 м); некоторые видят в этом указание на башню, поднимавшуюся высоко над столбами; другие предполагают здесь описку. Вокруг продольной задней стены самого храма была пристройка в три этажа с комнатами для принадлежностей богослужения и запасов; она соединялась с храмом таким образом, что потолочные балки пристройки были укреплены на выступах стен храма; эти выступы в каждом этаже делали стены храма на локоть тоньше, а комнаты настолько же шире; поэтому нижний этаж пристройки был пяти локтей ширины, средний шести и верхний семи. Вышина каждого этажа была 2,5 м; поэтому стены самого храма значительно возвышались над боковой пристройкой и на них было достаточно места для окон, через которые свет проникал в Святое. Святое же Святых подобно скинии, было темным. В боковую пристройку входили через дверь на южной стороне, откуда витая лестница вела в верхние этажи.

План Храма

Далее, вокруг храма были построены притворы, из которых ближайший к храму, внутренний двор для священников, был построен из 3 рядов плитняка и одного ряда кедровых брусьев; вокруг него был внешний притвор, или большой двор для народа, закрывавшийся выложенными медью воротами. Полагают, что это тот притвор, которой был увеличен Иосафатом и называется новым двором. Из Иеремии 36:10, где внутренний двор называется “верхним двором”, видно, что он был расположен выше внешнего; по всей вероятности, и самый храм был расположен выше верхнего двора, так что все здание было построено террассами. Из 4 книги Царств 23:11 и книги пророка Иеремии 35:2,4; 36:10 видно, что большой двор был обстроен комнатами, портиками и т. п. для различных надобностей. О размерах внешнего двора ничего не сказано в Библии; вероятно, он был в два раза больше внутреннего двора, который равнялся 500 фут. 100 м. длинной и 150 фут. (50 м) шириной, следовательно двор был 600 фут. длинной, и 300 фут. Ширины (200 на 100 метров).
В Святом Святых храма ковчег Завета поставленный между изображениями херувимов, которые были 10 локтей (5 м) вышины и сделаны из обложенного золотом оливкового дерева, с крыльями в 2,5 м длины, распростертыми так, что одно крыло каждого херувима касалось боковых стен, два же других крыла соединялись концами над ковчегом. Херувимы стояли на ногах с лицами обращенными к Святому. В Святом стояли следующие предметы: жертвенник для курения из кедрового дерева, покрытого золотом, 10 золотых светильников, каждый с 7 лампадами, 5 по правую и 5 по левую сторону перед задним отделением храма, и стол для хлебов предложения с их принадлежностями. По мнению некоторых, в храме находилось 10 столов для хлебов предложения.

Стена плача в Иерусалиме

На внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения 5 метров в высоту с его принадлежностями: тазами, лопатками, чашами и вилками; затем большое медное море, или водоем, стоявшее на 12 медных водах и на 10 искусно сделанных подставах с 10 медными умывальниками для ополаскивания жертвенного мяса.
Когда храм был готов, его освятили великолепным торжественным жертвоприношением. Так как медного жертвенника не хватало для размещения жертв, то Соломон освятил жертвенние перед храмом, как большее место для жертвоприношения. Царь принес здесь в жертву 22.000 волов и 120.000 овец. Преклонив колена на возвышении из меди, он призвал благословение Божие на храм и на всех молящихся в нем. После молитвы сошел с неба огонь, поглотил всесожжение и жертвы и слава Господня наполнила дом.
Храм Соломонов был ограблен уже во время царствования его сына Ровоама египетским царем Сусакимом, а остальное серебро и золото, царь Аса послал в дар сирийскому царю Венададу, чтобы склонить его заключить с ним союз против Ваасы, царя израильского. Так исчезла слава храма и внутренняя и внешняя. Впоследсвие, разрушения храма чередовались с его востановлениями: иудейским царем Ахазом, чтобы подкупить Феглаффелласара, затем Езекиею, для уплаты дани Сеннахириму. Восстановления же производились Иоасом, Иоафамом. Манассия окончательно осквернил храм, поставив в нем истукан Астарты, идольские жертвенники и коней, посвященных солнцу, и поселив там блудниц; все это было удалено благочестивым Иосиею. Вскоре после этого пришел Навуходоносор и вывез все сокровища храма, и, наконец, когда Иерусалим был разрушен его войсками, сгорел также и храм Соломонов до самого основания в 588 г. до Рождества Христова, после 416 летнего существования.
Храм Зоровавеля.
Когда персидский царь Кир в 536 г. до Рождестваешил евреям, жившим в Вавилоне, возвратиться в Иудею и построить храм в Иерусалиме, он выдал им священные сосуды, которые Навуходоносор принес в Вавилон; кроме того, обещал им поддержку и повелел своим подчиненным всячески содействовать евреям в этом деле. Тогда Тиршафа, т.е. персидский правитель Иудеи, Заровавель и первосвященник Иисус, тотчас же по возвращении в опустошенный Иерусалим, начали постройку жертвенника всесожжения на его прежнем месте и восстановили жертвенное богослужение. Они достали рабочих, привезли кедрового дерева с Ливана и таким образом положили вторично основание храму во втором месяце, второго года после возвращения из Вавилона, 534 г. до Рождества Христова. Многие из стариков, видевших первый храм, при этом громко плакали, но многие также радостно восклицали. В это время вмешались самаряне и своими интригами добились того, что работы по восстановлению храма были приостановлены на 15 лет, до второго года царствования Дария Гистаспа в 520 г. до Рождества Христова. Этот царь, ознакомившись с повелением Кира, отдал вторичное приказание относительно постройки храма и необходимой материальной поддержке. Ободренные пророками Аггеем и За- харией, князья и народ поспешили с продолжением работ, и храм был готов в 12 месяце 6 года царствования Дария 516 г. до Рождества Христова, после чего он был освящен жертвою всесожжения, состоявшей из 100 волов, 200 овнов и 400 ягнят, и жертвою за грех, состоявшей из 12 козлов. После этого закололи пасхальных агнцев и отпраздновали
По повелению Кира, этот храм должен был иметь 60 локтей в вышину » 60 в ширину, следовательно по размеру значительно больше Соломонов храма, однако же из Езх 3:12 и Агг. 2:3 видно, что он многим казался незначительным в сравнении: первым, хотя не следует понимать что здесь имеются в виду его внешнее размеры. По роскоши и славе он не мог сравниться с первым храмом, ибо в нем не было ковчега завета и, следовательно, также отсутствовала “шехина”, как видимый знак божественного присутствия. Святое Святых было пусто; на месте ковчега был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу в великий день: очищения. В Святом был только один золотой светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник кадильный а на дворе жертвенник всесожжение сложенный из камня. Аггей утешал народ тем, что придет время и слава этого храма превзойдет славу прежнего, и что здесь Господь даст миг; это пророчество сбылось в третьем храме (который был увеличенной копией второго. Второй храм также имел притворы с комнатами, колоннадами и вратами.
Этот храм был ограблен Антиохом Елифаном и осквернен идолопоклонством, так что даже «мерзость запустения” - жертвенник, посвященный Юпитеру Олимпийскому, был поставлен на жертвеннике всесожжения в 167 году до Рождества Христова. Храбрые Маккавеи воевали за свободу, изгнали сирийцев восстановили Святилище, после 3-летнего унижения, вновь освятили храм и укрепили гору храма стенами и башнями. В память восстановления храма был
установлен 25 декабря 164 г. до Р. Х. удою Маккавеем и обществом израильским новый праздник обновления (храма), евр. Ханука, причем его должно было праздновать в течение 8 дней после 25-го декабря. Он праздновался еще во времена Иисуса Христа и упоминается у Иоан. 10:22.
Впоследствии этот храм постигли новые удары, например, когда Помпей после трехмесячной осады взял его в самый день очищения и на его дворах произвел ужасное кровопролитие, хотя без ограбления; или когда Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек.
Храм Ирода.
Храм Зоровавелев показался тщеславному Ироду Великому слишком незначительным и он решил перестроить его, придав ему большие размеры. Он начал эту работу на 18 году своего царствования, приблизительно, за 20 лет до Р.Х., или в 735 г. Рима. Самое здание храма было готово через полтора года, а дворы - через 8 лет, но внешние пристройки сооружались в продолжение целого ряда лет. Во время всенародного выступления Иисуса Христа срок постройки храма определялся в 46 лет, т.е- с 20 г. до Р.Х. по 26 г. после Р.Х.). Вся работа была закончена только во время Агриппы 2. (64 г. после Р.Х.) - следовательно, только за 6 лет до окончательного разрушения. Так как евреи не допустили, чтобы храм Зоровавелев был сразу разрушен, то Ирод, уступая их желанию, убирал части старого храма по мере постройки новых, почему этот храм долгое время назывался “вторым храмом”, хотя увеличенным и украшенным. Этот храм Ирода требует однако же особенного внимания, так как он украшал Иерусалим во дни нашего Спасителя. Он учил на его дворах и предвозвестил его гибель, когда ученики указывали Ему на роскошь и драгоценности храма. Этот храм, который со своими дворами занимал площадь равную одной стадии или 500 кв. локтей, т. е. 250 м2 (Талмуд), т. е. почти то же пространство, что и теперешняя площадь Храма, был построен террасами, так что каждый из внутренних дворов был расположен выше внешнего, а самый храм возвышался на западной стороне и, обозреваемый из города и его окрестностей, представлял величественное зрелище. “Посмотри, какие камни и какие здания”, сказал Иисусу один из Его учеников. Внешний двор, который был доступен также для язычников и нечистых, был окружен высокой стеной с несколькими воротами; он был вымощен разноцветными плитами; с трех его сторон шла двойная колонна, а с четвертой, южной стороны - тройная колоннада под кедровой крышей, которая поддерживалась мраморными колоннами в 25 локтей вышиною. Эта южная колоннада, самая лучшая и большая, называлась царским портиком. Восточная была названа притвором Соломоновым, вероятно, как сохранившаяся с более древних времен. На этом внешнем дворе продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики, предлагавшие деньги для размена. С внутренней стороны этот двор был отделен от внутренних дворов храма каменным парапетом в 3 локтя вышиною и террасой а 10 локтей шириною. На этом парапете в нескольких местах были помещены доски с греческими и латинскими надписями, которые воспрещали не евреям - под страхом смертной казни - проходить дальше. Такая доска из Иродова храма недавно найдена в Иерусалиме с греческой надписью следующего содержания; «Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует”. Даже сами римляне с уважением относились к этому запрещению. До какой степени евреи проявляли фанатизм по отношению к преступившим это запрещение, указывает случай с Павлом и Трофимом. Самое место храма внутри этой преграды было со всех сторон окружено стеною, которая с внешней стороны была40 локтей (20 метров) вышины, а с внутренней только 25 локтей (12,5 м) вследствие уклона горы, так что туда должно
Главные из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота, покрытые коринфскою медью, которые назывались также Красными. (Некоторые полагают, что эти ворота были во внешней восточной стене). Со двора женщин попадали через несколько ворот на расположенный выше вокруг здания храма большой двор - 187 локтей длин, (с востока на запад) и 135 локтей ширины (с севера на юг). Часть этого двора была ограждена и называлась двором израильтян; внутренняя его часть называлась двором священников; здесь стоял большой жертвенник всесожжения 30 локтей длины и ширины, и 15 локтей высоты и умывальница, предназначенная для священников, а дальше, в западной части со входом с востока, находилось само здание храма. Величину и великолепие этих дворов с их пристройками, стенами, воротами и колоннадами, кроме Талмуда, блестяще описал Иосиф Флавий. О царском портике, который тянулся вдоль южного края храмовой горы с востока на запад, он говорит так: “Это было самое замечательное произведение искусства, которое когда-либо существовало под солнцем. Кто смотрел с его вершины вниз, у того кружилась голова от высоты постройки и глубины долины. Портик состоял из четырех рядов колонн, которые от одного края до другого стояли друг против друга.^все одинакового размера. Четвертый ряд до половины был вделан в окружавшую храм стену и состоял, следовательно, из полуколонн. Три человека требовалось для того, чтобы обхватить одну колонну; высота их была 9 метров. Число их было 162 и каждая из них оканчивалась коринфской капителью, удивительной работы. Между этими 4-мя рядами колонн было три прохода, из которых два крайние были одинаковой ширины, каждый по 10 метров, имея 1 стадию длины и более 16 метров вышины. Средний проход был наполовину шире боковых и в 2 раза выше их, высоко возвышаясь над боковыми сторонами”. Предполагают Соломонова притвора на востоке имеется в виду в Мат. 4:5, как «крыло храма”.
Внешняя стена, которая окружала все дворы и возвышалась высоко над уровнем земли, представляла особенно с западной и южной сторон замечательнейший вид глубоких долин у подножия горы. Раскопки последних лет показали, что южная стена храма, которая возвышается на 20-23 метров над теперешней поверхностью, тянется сквозь массы развалин до 30 метров в глубину под землей, - следовательно, эта стена возвышалась на 50 метров выше горы, на которой она была построена. Вполне понятно, каких огромных трудов стоило возведение таких стен и планировка храмовой горы, особенно когда подумаешь о том, как огромны те камни, из которых складывались эти стены. Если посмотреть на большие каменные плиты, например, в «стене плача” или на “арке Робинзона” и подумать о том, что здесь стена спускается глубоко под землю, пока не достигнет монолитной скалы, то не удивляешься изумлению, которое выражают Иосиф Флавий и ученики Христа.

Мечеть Омара на месте Иерусалимского храма

Уход за храмом и охрана его лежали на обязанности священников и левитов. Во главе стражи стояло пользовавшееся почетом лицо, называвшееся “начальником стражи” при храме. Иосиф Флавий сообщает, что ежедневно требовалось 200 человек для закрывания ворот храма; из них 20 человек только для тяжелых медных ворот на восточной стороне.
Для защиты и охраны дворов храма служила также крепость Антония (Деян. 21:34), расположенная в северо- восточном углу храма, как раз там, где соединялись северная и западная колоннады. По Иосифу Флавию, она была построена на скале в 50 локтей вышиною и облицована гладкими каменными плитами, которые делали затруднительным ее взятие и придавали ей великолепный вид. Она была окружена стеною в 3 локтя вышины и снабжена четырьмя башнями, из которых 3 были в 50 локтей вышины, и четвертая на юго-востоке - 70 локтей, так что оттуда было видно все местоположение храма.
Этому роскошному храму, в притворах которого благовествовали Иисус и апостолы, не надолго было дано сохранить свою славу. Мятежный дух народа наполнил его дворы насилием и кровью, так что Иерусалимский храм представлял подлинный вертеп разбойников. В 70 году после Р.Х. он был разрушен при взятии Иерусалима Титом. Тит хотел пощадить храм, но римские солдаты сожгли его до тла. Священные сосуды были вывезены в Рим, где изображения их еще и теперь можно видеть на триумфальной арке. На прежнем месте храма возвышается теперь мечеть Омара, приблизительно там, где находился царский портик. Мечеть Омара - роскошное восьмиугольное здание, около 56 м вышины и 8 сторон по 22,3 м в окружности с величественным куполом; она называется также Куббет-ас-Сахра (мечеть скалы), по находящемуся внутри ее обломку скалы, около 16,6 м длины и ширины, который, по преданию, был гумном Орны, местом жертвоприношения Мелхиседека, центром земли и т. д. Под основанием храма ниже поверхности земли можно еще и теперь ходить по огромным коридорам со сводами и колоннадами древних времен; но от самого храма не осталось и камня на камне.

Во всех религиях храм считается священным местом, где Божество являет свое присутствие людям, чтобы принимать их поклонение, выражаемое в культе и делать их причастниками своей милости и жизни. Его обычное местопребывание не принадлежит земному миру, но храм до некоторой степени отождествляется с ним, так что благодаря храму человек вступает в связь с миром богов. Такую первоначальную символику мы находим в Ветхом Завете. Иерусалимский храм знаменует присутствие Бога среди людей. Но это всего лишь знамение временного характера, которое заменится в Новом Завете знамением иного рода: Телом Христа и Его Церковью.

Евреи патриархальных времен не знали храма. У них были священные места, где они «призывали имя Яхве». Затем у Израиля появляется переносное святилище, благодаря которому Бог может постоянно пребывать среди Своего народа, ведомого Им через пустыню. Скиния Завета, идеализированное описание которой, отчасти внушенное будущим храмом, мы видим в Исходе 26-27, есть место встречи народа с Богом. Бог обитает в ней между херувимами, над очистилищем, покрывающим ковчег Завета. Бог там прорицает: отсюда имя, данное скинии: «Скиния свидетельства». Присутствие Божие там одновременно ощутимо и скрыто: за облаком скрывается Его сияющая слава. Таким образом, память о Синайском Завете поддерживается в центральном святилище всего Израильского союза. Когда же он утвердился в Ханаане, то святилище, общее коленам Израилевым, устанавливается последовательно на Гевале, в Сихеме, в Силоме. Святилище это сохраняло с самого начала древний характер, что резко отличало его от ханаанейских святилищ, обычно представлявших собою каменные храмы: Бог Синая не хочет никакого соприкосновения с языческой культурой Ханаана. Святилище, общее всем коленам Израилевым, Давид устанавливает в Иерусалиме, после того как он перенес туда Ковчег Завета, захваченный и возвращенный Филистимлянами (2Цар. 6). Завоеванный им Иерусалим стал не только столицей политической, но и религиозным центром Яхве. Организовав монархию по образцу соседних царств, хотя и не поступаясь своеобразием Израиля, Давид задумал сделать более современным и место традиционного культа.

Трудно судить по отрывочным данным о строительной деятельности израильтян в первой половине 10 века до Р. Х. Создается впечатление, что принципы ее лишь вырабатывались с использованием традиций предшественников, соседей и противников. Вероятно, мизерность строительных свидетельств времени Саула и Давида может быть связана с неослабевающим военным напряжением, отнюдь не способствующим ни созданию, ни сохранности архитектурных комплексов. Более стабильное, отмеченное установлением широких, распространившихся до Киликии, Египта, Месопотамии и Южной Аравии торговых и культурных связей время Соломона (965-928 гг. до Р.Х.) могло обусловить заметную активизацию, как строительной деятельности, так и прочих ремесел. В подтверждение этого уместно вспомнить слова Соломона, обращенные к другу Давида Хираму, царю финикийского города Тира, в сообщении о замысле построения храма в Иерусалиме: «Ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа, Бога своего, по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их стопы ног его. Ныне же Господь, Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон. И вот, я намерен построить дом имени Господа, Бога моего…» (3Цар 5:3-5).

Представление о строительстве и урабанизационном процессе Соломонова времени заметно конкретнее и хронологически определеннее. Но и здесь археологические свидетельства далеко не полны. Главные постройки Иерусалима более известны по нарративным источникам, прежде всего по библейским текстам, нежели по реальным их остаткам. В первую очередь это касается легендарного храма и дворца на Храмовой горе – вершине гряды к северу от Офела. Описание храма и его строительства в Библии (3Цар 5:16; 6:14-38; 2Пар 4) достаточно конкретно и детально. Основные его положения таковы: храм стоял на подиуме и представлял собой прямоугольную конструкцию 25 на 50 метров при высоте около 15 метров и толщине стен до 6 метров. Трехчастная схема храма с расположением всех трех компонентов на единой длинной оси известна в Палестине с конца среднего бронзового века и может считаться традиционной для ханаанейской, а далее и финикийской храмовой архитектуры. Мазар, давший лаконичное и предельно четкое описание храма на основании исчерпывающего анализа библейского текста, подчеркивает преемственность строительных традиций, отмечая, что и даже толщина стен Соломонова храма была та же, что и у храма среднего бронзового века в Сихеме. По общим размерам храм превышал известные образцы как ханаанейской, так и финикийской храмовой архитектуры. Интерьер, согласно библейскому описанию, состоял из портика, святилища и давира – помещения для святое святых; входы во все три части лежали на единой центральной оси. При этом святое святых не было отделено стеной от святилища – здесь предполагается занавес или деревянная перегородка. Кроме того, святое святых было поднято на подиум, и к нему вели несколько ступеней. По продольным сторонам храма располагались трехэтажные вспомогательные помещения, которые могли служить царской сокровищницей и одновременно являлись дополнительной к стенам главного зала опорой тяжелой кровли. Перед храмом же – по всей его ширине – был сооружен притвор шириной 5 метров. Появление подобного плана храмовых сооружений связывается с постройками 2 тысячелетия до Р. Х. в Ханаане и Северной Сирии. Мазар указывает на безусловные прототипы Соломонова храма в среднем бронзовом веке Эблы, Мегиддо, Сихема и на сохранение того же плана в последующий период, что документируется храмом 8 века до Р. Х. в Телль Тайнате. Он же справедливо указывает, что фиксированное в библейском описании обильное применение при строительстве Соломонова храма ввозного кедрового дерева соответствует употреблению того же материала создателями ханаанейских и филистимлянских храмов. Достаточно щедро применялось и золото, прежде всего для облицовки внутренних помещений храма, обкладки деревянного алтаря, ставшего перед святое святых, а также для производства многочисленных культовых принадлежностей.

Ковчег завета был перенесен из города Давидова в Соломонов храм и помещен в святое святых, где его фланкировали распростертые крылья двух херувимов, вырезанных из масличного дерева и обложенных золотом. Херувимы были подобны сфинксу: они имели туловище льва или быка, крылья орла и голову человека. Этот орнаментальный мотив был широко распространен в искусстве ханаанеян, финикийцев и сирийцев бронзового и железного веков подобно прочим украшениям храма, таким как орнаментальные решетки, пальметки, плоды и цветы, цепи, бордюры, изображения фантастических и реальных животных. Несомненно, использование и знаменитой финикийской резьбы по слоновой кости. Две орнаментированные медные колонны – Иахин и Воаз , - стоявшие у фасада Соломонова храма и фланкировавшие вход в него, были чисто декоративны и конструктивной функции не несли. Но они заставляют вспомнить две базы колонн, также не имевших конструктивного значения, открытых в храме позднего бронзового века в Асоре. Абсолютно такие же фланкирующие вход колонны с волютным завершением представлены на глиняной модели святилища из Телль эль-Фары. Отметим, что изготовление этих крупных медных изделий связывается библейским повествованием с мастером Хирамом из Тира, который «владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы» (3Цар 7:14). Это еще одно подтверждение тесных связей с финикийскими ремесленными центрами, славившимися, помимо прочего, медными изделиями. Целый ряд последних перечислен в библейском описании храма, а далее дворца Соломона – подставки для ритуальных чаш с большими колесами, украшенные изображениями львов, волов и херувимов, умывальники, лопатки, декоративные изображения фруктов, «литое медное море» - большой круглый бассейн диаметром около 5 и глубиной около 2,5 м с рельефным орнаментом, стоящий на 12 фигурах волов. Все предметы богослужебного культа, как и сам храм глубоко символичны и прообразовательны в новозаветном смысле. Например, медное море (умывальница) означает Христово освящение и Духом Святым возрождение человечества. Золотой жертвенник (кадильный) символизирует Христа в небесах, Посредника и Ходатая. Столы для хлебов предложения прообразуют Христа, как Начало и Виновника общения верных. Золотой свидетельствует о Христе и Церкви искупленных как свете миру. Дерево, употребленное при строительстве храма: ситтим, кедр, кипарис символизируют соответственно человечество, нетленность и воскресение. Жертвенник всесожжений – Христос и Его искупительная смерть, умилостивление за грехи наши.

Итак, подробное описание строительства, планировки и внешнего вида Храма приводится в 3Цар. 5-7. Соломон не жалел ни средств, ни людей – ведь это был Храм Божий. Камни обтесывались только в каменоломне, чтобы, ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в Храме при строении». Когда строительство Храма завершилось, состоялось торжество освящения. Облако Божьего присутствия наполнило храм; богослужение вел сам царь: «Господь сказал, что он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки». Иерусалимский Храм стал центром поклонения Богу, хотя десять отделившихся племен воздвигли в других местах собственные святилища. По мнению западных ученых, храм должен был быть лишь первым и наилучшим из многих святилищ, рассеянных в стране, только особенно священным вследствие обладания национальным палладиумом, ковчегом завета; сверх того, он был царским святилищем, на которое распространялся блеск, исходящий от царя. Именно в этом смысле он и получил величайшую важность для Израиля как центральный пункт его политической и религиозной жизни, значение которого ушло далеко вперед сравнительно со всеми человеческими расчетами.

Храм Соломона особенно увеличил престиж иерусалимского святилища, хотя некоторые пророки (в частности, Нафан), полагали, что храм является опасным новшеством по сравнению с древней традицией. Нафану явился Господь и сказал, что Он в шатре обитал, и не надо Ему никакого дома. Хотя существование других святилищ ещё допускалось, но связь, которая постепенно соединяет веру Израиля с Иерусалимом, утверждается. Иерусалим был ханаанейским городом, но тут он вплетается в цепь священных обетований и становится священным центром, и по сей день этот статус за ним сохраняется. Храм был одновременно и народным святилищем израильского народа, который хранил ковчег, и царским сооружением.

Итак, религия Яхве настолько сильна, что она может обогатиться даже достижениями ханаанской культуры, не изменяя Синайской традиции, тем более что центр храма представлял символ этой традиции. Эта традиция явно утверждается в храме; таким образом, Иерусалимское святилище является преемственным центром поклонения колен Израилевых. Кроме того, являя там Свою славу в облаке, Бог явно показывает, что храм угоден Ему как местопребывание, где Он «дает пребывать имени Своему». Разумеется, сам Бог не связан с этим видимым знаком Своего присутствия: небо небес не вмещает Его, а тем более земной дом; но, чтобы дать возможность Своему народу более ощутимо встречать Его, Он избрал это местопребывание, о котором сказал: «Мое имя будет там» (3Цар. 8:29). Отныне, не отменяя еще все другие святилища, Иерусалимский храм становится центром поклонения Яхве. Туда стекаются паломники со всех концов страны, «чтобы явиться пред лице Божие», и для верных храм есть предмет трогательной любви. Всем известно, что Бог пребывает «на небесах». Храм есть как бы подобие Его небесного дворца, который в какой -то мере находится в мире сем. Следовательно, поклонение, происходящее в храме, приобретает значение официального культа: именно в нем царь и народ совершают служение национальному Богу.

После конца эпохи пророков, несмотря на привязанность к храму каменному, начало утверждаться новое течение мысли. Грозные предсказания, относящиеся к храму, а затем его разрушение и опыт плена наглядно показали необходимость более духовного культа, соответствующего требованиям религии сердца, возвещаемой Второзаконием и Иеремией. В земле изгнания лучше поняли, что Бог всюду, где Он царствует, где поклоняются Ему. Ведь слава Его открылась Иезекиилю в Вавилоне. И вот, к концу плена, некоторые пророки предупреждают иудеев против чрезмерной привязанности к храму из камня, как если бы духовное поклонение, требуемое Богом, поклонение «смиренного и сокрушенного духом» лучше сочеталось с духовным присутствием Божьим, отрешенным от внешних знаков. Яхве пребывает на небе и оттуда внемлет молитвам своих верных, откуда бы они не возносились.

Иисус Христос, как и пророки, глубоко почитает Иерусалимский храм. Богородица приносит Его в храм. Он приходит туда на торжества как на место встречи со Своим Отцом. Он одобряет богослужения, но осуждает формализм, искажающий их значение. Храм для Него – Дом Божий, дом молитвы, дом Отца Его. Он негодует, ибо его превращают в дом торговли, и пророческим жестом изгоняет торговцев жертвенными животными из храма, чтобы очистить его, и в то же время Он возвещает разрушение этого великолепного здания, от которого не останется камня на камне. Когда Его судили, Ему даже поставили в вину слова о том, что Он разрушит это святилище, созданное руками людей, храм рукотворный, и через три дня воздвигнет другой, нерукотворный; это же обвинение насмешливо повторяется во время Его предсмертных мук на кресте (Мф. 27:39). Дело идет о словах, смысл которых разъяснится лишь в будущем. Но при последнем Его вздохе завеса храма разодралась надвое, и это значит, что древнее святилище потеряло свой священный характер: иудейский храм перестал выполнять свое назначение, то есть быть знамением присутствия Божия. Это назначение исполняется теперь другим знамением самим Телом Христовым. В евангелии от Иоанна таинственные слова о разрушенном и вновь воздвигнутом в три дня храм приводятся в рассказе об очищении храма (Ин. 2:19). Но Иоанн добавляет: «Он говорил о храме Тела Своего», и ученики после Его воскресения поняли это. Вот новый и окончательный храм, храм нерукотворный, где Слово Божие обитает с людьми, как некогда в скинии Завета. Но для того, чтобы храм, созданный из камня, потерял свое значение, нужны были смерть и воскресение Иисуса: храм Тела Его был разрушен и вновь воздвигнут – такова воля Его Отца. После воскресения Христова Тело это, знамение присутствия Божия в мире сем, преобразилось так, что Ему возможно повсюду и во все времена пребывать в таинстве Евхаристии. Древнему храму осталось лишь исчезнуть. В переходное время христиане продолжают ходить в Иерусалимский храм. До тех пор пока иудаизм еще окончательно не потерял еще связи с новым культом, начало которому положил Иисус Христос; если бы еврейский народ обратился, он мог бы сыграть роль в обращении всего мира. Но уже явственны были признаки разрыва. Стефан, восхваляя поклонение Богу в духе, как бы предвещает гибель храма рукотворного, и слова эти почитаются богохульными и приводят к смерти Стефана. Через несколько лет разрушение Иерусалима, во время которого был разрушен и храм, повлекло еще большее окостенение иудаизма. Но еще до того христиане не осознают, что они сами составляют новый храм, храм духовный, продолжение Тела Христова. Павел учит: Церковь есть Храм Божий, воздвигнутый на Христе, основании и краеугольном камне (1Кор. 3:10-17; 2Кор. 6:16; Еф. 2:20), славный храм, где «имеют доступ к Отцу, в одном Духе», равно иудеи и язычники (Еф. 2: 14-19). Каждый христианин сам является храмом Божьим, ибо он член Тела Христова, и тело его есть Храм Духа Святого. Оба утверждения взаимно связаны: тело воскресшего Иисуса, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), есть храм Божий по преимуществу, а христиане, члены этого тела, составляют с ним вместе духовный храм. В вере и любви они должны сотрудничать для созидания его. Итак, Христос есть камень живой, отвергнутый людьми, но избранный Богом. Верные, будучи тоже камнями живыми, составляют с Ним вместе духовное здание для святого священства, чтобы приносить духовные жертвы (1 Петр. 2:4). Это окончательный храм – храм нерукотворный. Это Церковь, Тело Христово, место встречи Бога с людьми, знамение присутствия Божия в мире сем. Древнее святилище было лишь прообразом этого храма, ярким, но несовершенным, временным, отошедшим в прошлое.

В Новом Завете символика древнего храма применяется и по-иному и в другом направлении. Уже иудаизм видел в нем как бы воспроизведение небесной обители Божией, которая в апокалипсисах стала представляться по образцу храма земного. В таком смысле описывается в Послании к евреям жертва Христа-Священника через смерть, воскресение и вознесение. По завершении Своей земной жизни Он вошел в святилище небесное, обагренный не кровью животных, приносимых в жертву, как в символическом культе, но Своей собственной кровью (Евр. 9:11-14:24). Он вошел туда, как предтеча, чтобы мы могли приступить к Богу: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Соединенные с этим единственным Священником, мы можем, в свою очередь, радоваться присутствию Божию, проникая верою в это святое Святых, где пребывает Бог: «Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за занавесу» (Евр. 6:19). В Апокалипсисе Иоанна образ храма небесного сопоставляется с образом храма земного, то есть Церкви, где верные приносят поклонение Богу. Язычники попирают внешний двор храма: это образ ожесточенного гонения на Церковь ярко выражен в (Откр. 11:1-2): «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца». (Этот фрагмент связан с двойственным смыслом ветхозаветной символики. Когда ясновидцу дается повеление измерить тростью храм Божий, как на Востоке размеченными палками измеряли здание, это связано с символом, употребленным в сороковой главе у пророка Иезекииля, во второй главе у Захарии. Измерение означало близкий конец: Бог измеряет для того, чтобы сломать. Так был измерен иерусалимский храм перед его падением. "Измерь, чтобы запомнить, каков он был". Но в то же время этот символ говорит: измерь, сохрани измерение, чтобы потом восстановить. Повеление имеет два смысла: гибель Храма и, в то же время, его возрождение. Речь идет об эпохе войны Иудеи с Римом, когда храм находился уже на грани падения, и апостол здесь говорит о том, что время его гибели пришло, он измерен и будет скоро разрушен, и после него уже будет Новый Иерусалим, небесный Град и небесный Храм.) Но и на небесах есть храм, где пребывает на престоле закланный Агнец, и где совершается служение молитвы и хвалы: (Откр. 7:15): «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них».Храм ветхозаветный может быть разрушен, но Иоанн-провидец говорит нам, что Храм есть, что это небесный Храм, и что все, кто омыл свои одежды кровью Агнца, то есть принял крещение и искупительную силу страданий Христовых, день и ночь будут служить Сидящему в Храме. Этот Храм - уже небесный Храм, вселенский Храм, вселенская Церковь.

В конце же времени этой больше не будет. Когда небесны Иерусалим – невеста агнца, украшенная для брака вечного – снизойдет с неба, не будет больше нужды в храме, ибо Сам Бог и агнец будут храмом: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Откр. 21:22). Тогда верные будут иметь доступ к Богу, не нуждаясь ни в каком знамении или, вернее, они будут видеть его лицом к лицу, чтобы быть всецело причастными к Его жизни.

ИерейМаксимМищенко

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1210.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1211.

Заготовление строительных материалов Давидом, описанное (в 1Пар. 22:14): «И вот, я при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железа нет веса, потому что их множество; и дерево и камни я также заготовил, а ты еще прибавь к этому». Данный отрывок символизирует Христа и Его дел на земле: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).

(1Пар. 29:2): «Всеми силами я заготовил для дома Бога моего золото для золотых вещей и серебро для серебряных, и медь для медных, железо для железных, и дерева для деревянных, камни оникса и камни вставные, камни красивые и разноцветные, и всякие дорогие камни, и множество мрамора». Основания «камни красивые и разноцветные» прообразуют в откровении Слова Христа искупленных и возрожденных грешников: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» (Еф. 2:20-22). Мень А. «Приложение к Библии. Комментарий к Ветхому Завету». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1989. Стр. 2442.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 240.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 242.

5 (Откр. 3:12): «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое». В иерусалимском храме священные имена начертывались на двух медных колоннах Иахин и Воаз, стоящих перед входом. На верных людях и церквах будет написано имя Божие, то есть они станут священными, как часть храма Царствия Божьего, Нового Иерусалима, нисходящего с неба.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 244.

Мень А. «Приложение к Библии. Комментарий к Ветхому Завету». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1989. Стр. 2442.

«Библейская энциклопедия». РБО. М., 2002. Стр. 125.

«Иллюстрированная история религии». Репринт. М., 1993. Том 1. Стр. 294.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1214.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1216.

Мень А. «Комментарий к Апокалипсису Иоанна Богослова». Рига, 1992.

November 22nd, 2016 , 01:36 pm

Американские археологи обнаружили дворец царя Соломона в Гезере

Описание дворца царя Соломона восстановил в XIX веке по «Третьей книге царств» (7 глава) академик живописи В.Д. Фартусов. Царский дворец строился тринадцать лет, и в течение всего этого времени Соломон старался устроить его как можно красивее и роскошнее. Делалось это для того, чтобы своим видом и внутренним устройством его дворец нисколько не уступал царским дворцам у других народов, а даже бы и превосходил их


Царь Соломон построил свой дворец из дерева ливанского, и был тот дворец длиной в сто локтей, шириной в пятьдесят локтей, а вышиною в трех ярусах в тридцать локтей. А еще в строительстве царского дома использовались драгоценные камни, то есть разные сорта мрамора, привезенные из других стран. Камни были тщательно отделаны, «обтесанные по размеру и обрезанные пилою» (может быть, даже отполированы) и украшены разнообразными орнаментами, как был украшен снаружи и Первый Иерусалимский храм.

Археологические раскопки возле Иерусалимских стен. Некоторые из археологов считают развалины бывшим дворцом Царя Соломона

Из дорогих мраморов возводились и наружные стены дворца, а в мраморную облицовку были вставлены украшения из кипарисового, пальмового, красного и других пород деревьев. Такие деревянные украшения в Библии названы дщидцами. Внутренние стены во дворце Соломона тоже были выложены разноцветным деревом, преимущественно кедровым темно-красного цвета, с вырезанными на нем разнообразными орнаментами

Одна из частей строений: 1 - ворота в дом, 2 - царские покои, 3 - маленькая башня, 4 - прямая стена

Из кедрового дерева были сделаны и колонны в середине двор ца, и таких колонн в каждом ярусе было по пятнадцать. Каждая колонна высотой была девять локтей, на эти колонны клались доле вые балки, а на них поперечные, которые своими концами ложились на наружные каменные стены. Эти балки служили основанием для полов, потолков и перегородок, разделявших дворцовые комна ты одну от другой. Во всех трех рядах колонны были поставлены в форме правильных продолговатых четырехугольников, пространство же между ними оставалось открытым, образуя особый внутренний двор. В таком виде жилые дома устраивались не только у царей, знатных и бога тых людей, но также и у людей среднего достатка и сословия.

Открытый двор во дворцах обычно заменял парадный зал, по этому украшался он очень роскошно. В нем был красивый пол, посреди которого устраивался бассейн с плавающими в нем рыбками. Кроме того, в различных местах двора устанавливались тумбы, на которых стояли цветы в роскошных вазах. Богато убранные лестницы соединяли внутренний двор со всеми этажами здания, сколько бы их ни было. Так выглядело обычное устройство всякого двор ца на Востоке. Несомненно, что все особенности восточной архитек туры были соблюдены и при возведении дворца царя Соломона

В царском дворце вокруг всего большого внутреннего двора (парадного зала) шли крытые галереи из тесаного камня и один ряд кедровых бревен, как «и внутренний двор храма Господа и притвор храма». Галереи между колонн и карнизов, а также по барьерам были богато оформлены резными и позолоченными орнаментами.

Кроме этого, галереи украшались вазами с цветами, поставленными по балюстрадам между колоннами. Пол галерей был устлан богатыми коврами, на которые около стен клали круглые пуховые подушки с бахромой. Роскошно были украшены и четырехугольные входные двери галерей, которые вели в жилые покои. Эти двери скорее всего были створчатые, а не зад вижные. Когда они открывались, то обычно были видны богатые ковры и занавеси, украшавшие комнаты.

Кроме крытых галерей, окружавших внутренний двор, по его бокам на противоположных сторонах нижнего этажа были устроены два притвора. Через них входили как в парадный зал дворца, так и во все его жилые помещения. Притворы эти были очень больших размеров, каждое помещение длиной в пятьдесят локтей и тридцать локтей в ширину. Один из притворов выходил, по всей вероятности, в чудесный сад с прохладными прудами, и над этим притвором (как сказано в Библии) располагались жилые комнаты жены царя Соломона — дочери египетского царя Сусакима.

В другом притворе стоял престол Соломона. Здесь он вершил суд, сюда же на прием к царю собирались и представители еврейского народа. Престол царя Соломона размещался на особой площадке, к которой вели шесть ступеней, украшенных орнаментами. По бокам каждой ступени стояло изваянное изображение льва. Когда царь садился на трон, то за львами располагались телохранители с золотыми щитами. Сам трон, размещавшийся на самой верхней ступеньке, был сделан из слоновой кости и вызолочен.

Спинкой для него служили два вола, к которым был прилажен круг в виде щита. Иосиф Флавий писал, что поверх этого щита находилось еще и изображение орла. Локотниками для трона служили тоже изваяния львов, на которые царь облокачивался, когда восседал на троне. Жилые комнаты царя располагались над этим притвором. Так как над обоими притворами находились жилые комнаты, то здесь были поставлены колонны, поддерживающие балки

Вероятно, имен но здесь и стояли 46 колонн, вылитых из меди Хирамом, «сыном одной вдовы, из колена Неффалимова». В Библии сказано о 48 колоннах: две из них стояли в Иерусалимском храме, а остальные как раз и размещались в двух боковых притворах дворца и в крыль цах при них

Убранство обоих притворов отличалось богатством и роскошью. Их боковые стены, прилегающие к жилым помещениям, были украшены искусной резьбой по дереву. На балках, укрепленных в стенах и колоннах, висели золотые светильники. Пол в обоих притворах был составлен из разноцветных плиток кедрового дерева и устлан роскошными коврами. Подобно галереям внутреннего двора, притворы служили для приема и угощения гостей, которые не допускались в жилые помещения, служившие спальнями.

По бокам крытых галерей во дворце Соломона размещались и другие жилые помещения, предназначавшиеся для других царских жен и царской прислуги. Все жилые комнаты, в том числе и царские, были небольшие и не имели никакой мебели, кроме сундуков, ковров и подушек с перинами. Отделанные деревом стены таких покоев тоже украшались только коврами и предметами женского рукоделия.

Крыша дворца Соломона была плоской и кругом обнесена балюстрадой. На такую крышу, которая тоже служила для пиров и про гулок, поднимались по богато украшенной лестнице. Помещение, расположенное на крыше, в котором обычно совершались молитвословия и пелись псалмы, называлось горницей. Лестницы в горницу устраивались с внутренней стороны — для царской семьи, и с наружной — для приглашенных.

Выступы стен на краях крыши служили своего рода сидениями, или ложами. В хорошую погоду их устилали коврами и подушками, а на специальных подставках устраивали навесы из ковров или тканей. Под навесы ставились столы с угощением — вином, хлебом и другими яствами, и, устроившись вокруг столов на мягких коврах, можно было с удобством возлежать.

Эйлат Мазар, продолжательница династии знаменитых израильских археологов Мазаров, продолжает баловать нас новыми открытиями. В 2005 году она опубликовала промежуточный, а в 2008 - окончательный отчет о находке в городе Давида дворца этого одного из самых знаменитых библейских царей. Я, в свое время, опубликовал перевод промежуточного отчета, окончательный лежит меня на столе, но времени на его перевод пока так и не хватило.

Сегодня же появилось сообщение о находке ею фрагмента стены Иерусалима 10 в. до нашей эры, сторожевых башен, которые, вполне возможно, могут относится к строительству царя Соломона, сына Давидова. Команда археологов Иерусалимского университета под управлением доктора Эйлат Мазар обнаружила 70-метровый фрагмент стены высотой до 6 метров 10 века до нашей эры.

В этом фрагменте, находящемся южнее Храмовой Горы наличествуют различные сооружения, в том числе внутренние ворота, ведущие в царскую цитадель, административное здание рядом с воротами, угловая башня, нависающая над долиной Кедрона. Этот фрагмент обнаружен в результате раскопок, проводившихся недавно институтом археологии Еврейского университета совместно с управлением Древностей, Управлением Парков и компанией по развитию восточного Иерусалима.

"Особенности найденной стены говорят о ее идентичности другим стенам периода Первого Храма, найденным в Иерусалиме", - говорит д-р Мазар. "Датировка по керамике позволяет отнести эту стену ко второй половине 10 века до нашей эры." С точки зрения археолога стену можно отнести к периоду Объединенного царства и с большой долей уверенности приписать ее к строительству царя Соломона. Впервые мы находим сооружение в Иерусалиме, которое связано с этим легендарным царем.Стена эта свидетельствует о серьезных возможностях властей того периода, в том числе и инженерного характера. Она построена на восточной окраине Офеля в центре иерусалимской возвышенности между городом Давида и Храмовой горой. Она имеет большое стратегическое значение.

В стене найдены ворота с башней высотой 6 метров, типичной для построек периода Первого Храма, как, например, в Мегидо, Беер Шеве и Ашдоде. Ворота имеют симметричную структуру из четырех небольших пространств (см. фотки моего предыдущего поста) по два с каждой стороны центрального прохода. Как и в других аналогичных воротах здесь была башня площадью 18х24 метра, охранявшая главный вход в город. Большая часть башни сегодня находится под асфальтом дороги. Первые чертежи этого сооружения были сделаны еще Чарльзом Уорреном в 1867 году. Часть приворотных помещений служила складами, другая - торговыми точками, а на приворотной площади происходила различная деятельность, собрания и рынок, культовая деятельность, судебные процессы.

Неподалеку было обнаружено большое административное здание, неплохо сохранившееся. Керамика датирует сооружение также 10 веком до нашей эры. Обнаружены следы пожара в этом месте. Среди находок - кувшины высотой 1.15 м., со следами пожара, очевидно стоявшие в хранилище на первом этаже здания.На одном из черепков сохранилас надпись "министру о...". Это самые большие кувшины, когда-либо найденные в Иерусалиме. Надпись, обнаруженная на одном из них, говорит о принадлежности хранилища одному из царских министров, возможно, министру, отвечавшему за производство хлеба для царского двора...

Неподалеку обнаружены кости жервтенных животных, печати на ручках кувшинов, с надписью царю", что показывает их принадлежность царскому двору. На печатях также найдены десятки имен, все еврейские - свидетелсьвто принадлежности еврейскому правительству. Эти находки похожи на аналогичные, найденные в отвалах Храмовой горы (выбрасываемые оттуда арабами) доктором Габриэлем Баркаи. В другой частис тены обнаружена угловая башня длиной 8 метров и высотой 6, построенная из обработанных камней до 2.4 метрво ширины. Востчонее административного здания обнаружен еще один фрагмент стены длинной 35 метров, сохранившейся до высоты в 5 м. Эта стена обходит Офель с северо-восточной стороны.

Особенности стены, находки сделанные здесь и датировка соответсвует описанию в Библии строительства царя Соломона, возведшему при помощи финикийских строителей первый Храм и собственный дворец, обнесенные общей стеной, судя по всему, смыкающейся со старой стеной города Давида. Мазар приводит как аргумент 3-ю часть I Книги Царств, где написано: "построил свой дом и дом Всевышнему и стену вокруг"
*****************
В израильском городе Гезер был обнаружен фундамент древнего роскошного здания. Монументальное сооружение относится к 10 веку до н.э., к эпохе, связанной с правлением царя Соломона, который объединил Иудейское царство и принес ему богатство и стабильность, сообщает сайт Newhistorian.com.Команда американских археологов также обнаружила керамические изделия, изготовленные филистимлянами, жившими в этом городе еще до того, как он был побежден царем Давидом.Старинный комплекс состоял из большого центрального внутреннего двора, который был характерен и для других дворцовых зданий, найденных повсюду на территории южного Средиземноморья. Хотя нет никаких достаточных доказательств принадлежности этого здания, руководитель раскопок профессор Стив Ортис считает, что его размеры значительно превышают размеры домов, характерных для того времени.
«Особенностью этого строения является кладка по углам, выполненная из крупных монолитных высеченных камней прямоугольной формы», — сказал Ортис.Упоминания о городе Гезер, расположенном в центральной части Израиля, появились еще в эпоху энеолита (4000 лет до н.э.). Ханаанцы, населяющие этот город 3400 лет назад, были связаны торговыми отношениями с Египтом, что стало известно благодаря цилиндрическим печатям фараона Аменхотепа III, обнаруженным ранее при раскопках в этих местах.Раскопки доказали, что город сильно пострадал от нападения египтян, о чем упоминается в надписях фараона Тутмоса III, сделанных на стенах Карнакского храма в Египте, а также в девяти глиняных табличках Амарна, с помощью которых велась дипломатическая переписка между правителями Восточного Средиземноморья. Фараон Мернептах также похвастался на своей стеле, что он «захватил Гезер».

Кроме того, археологи обнаружили фрагмент женской фигурки с лицом птицы, которая изображала Эгейскую богиню. Такие фигурки, найденные при раскопках в Ашдоде, Аккароне и Ашкелоне, изготавливали филистимляне.«Археологи до сих пор считали, что Гезер был в основном ханаанским городом, но в период датируемый 1200-600 гг до н.э. в нем жили и ханаанцы и филистимляне, — сказал профессор. — Гезер располагался на важном перекрестке торговых путей и был стратегическим пограничным городом».В Библии говорится, что влиятельный правитель Египта отдал город Гезер в приданое жене Соломона, и Соломон восстановил город: «Фараон, царь Египетский, пришел и взял Гезер, и сжег его огнем, ханаанеев, живших в городе, побил… И отдал его как подарок его дочери жена Соломона. Соломон восстановил Гезер (3 Цар. 9:16)». Благодаря этим раскопкам обнаружилось, что библейский отрывок был основан на реальных событиях.
6 сентября 2016 г.

Считается, что законы о постройке Скинии были даны Богом Моисею на горе Синай около XIII века до н. э. По представлению древних иудеев, храм — точка соприкосновения земли с небом и изначально необходимый компонент мироздания — представляет собой вершину всех мыслимых совершенств, безусловную ценность. При этом большинство толкователей сходятся на том, что не Богу нужен храм, а людям.

СВЯТАЯ СВЯТЫХ

И Первый, и Второй Иудейские храмы были построены по образцу Скинии — походного храма иудеев (изначально — шатер, палатка).

Строительство стационарного каменного храма Соломона, потрясшего своим великолепием Восток, стало возможно в Золотой век евреев, вскоре после занятия ими Иерусалима в 1000 г. до н. э. и образования Израильского царства. Царь Давид (годы правления 1005-965 до н. э.) выкупил гору и начал подготовительные работы над проектом: собрал немалую часть средств, разработал подробный план здания, пристроек и трех окружавших храм дворов, а сами строительные работы завещал своему сыну Соломону. На строительство пошли огромные средства, в том числе щедрые дары библейской царицы Савской (из аравийской Шабы). Соломон был хорошим администратором, дипломатом, строителем, промышленником (построил предприятие по выплавке меди возле рудника долины Вади-эль-Араба) и торговцем (в частности, занимался посреднической торговлей лошадьми и колесницами между Египтом и Азией, снаряжал экспедиции за золотом и благовониями в овеянную легендами страну Офир / Пунт). По преданию, царь Соломон (правил в 965-928 гг. до н. э.) приступил к строительству Иерусалимского храма на четвертый год своего правления, в 480 г. после Исхода евреев из . Строительство храма длилось 7 лет: с 967 по 960 гг. до н. э. Храм доминировал над всеми окружающими постройками, в том числе над царским парадным дворцом, летним дворцом и дворцом дочери египетского фараона, которую Соломон взял в жены. Весь дворцово-храмовый комплекс строили 16 лет. После падения Северного Израильского царства и разрушения ассирийцами храмов в Дане и в Вефиле Иерусалимский храм превратился в центральное святилище всех израильских колен, а после ликвидации языческих культов в 662 г. он приобрел статус главного национально-религиозного центра.

Здание храма окружало три двора. Примыкал к храму окруженный низкой оградой, позволявшей народу видеть священнодействие, Двор священников с медным жертвенником в виде распустившейся лилии на двенадцати волах. За оградой был Двор народа. За ним — Двор язычников, окруженный каменной стеной с четырьмя входами. Предположительно там же располагалось царское место. Главной частью храма Соломона были Святилище и Святая святых (кубическое пространство ниже Святилища на 5 м, образовывавших комнату для хранения священных вещей. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а в Святая святых свет попадал только во время богослужений в открытые двери. В Святилище находились золотой кадильный алтарь, десять светильников и десять трапез предложения. Святая святых содержала в себе Ковчег завета — главную святыню иудеев, с каменными Скрижалями Закона, полученного Моисеем от Бога на Синайской горе. Изначально там же хранились и другие священные реликвии — жезл Аарона и чаши с манной, но к тому моменту уже были утеряны. Сам Ковчег был утерян во время полного разрушения первого Иерусалимского храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. Иерусалим был сожжен, его стены срыты, выжившие в осаде жители угнаны в рабство...

КРУШЕНИЕ СИМВОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Иерусалимские храмы были разрушены, но многие века остаются в памяти евреев не только символом веры, но и символом независимости.

Через полвека по указу Кира Великого евреям было разрешено вернуться в Иерусалим после Вавилонского пленения (598-539 гг. до н. э.) и отстроить заново свой храм. Но он не шел ни в какое сравнение с первым. Не этот «промежуточный» храм Зоровавеля, а храм Ирода Великого вошел в историю как Второй Иерусалимский храм. После реконструкции, произведенной царем Иродом, храмовый комплекс стал огромным сооружением на платформе (частично сохранилась) из белых мраморных плит размером 14 гектаров. Для размещения этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме. Реставрацией храма нелюбимый в народе Ирод хотел улучшить свою репутацию. Работы начались примерно в середине его царствования в 19 или 22 г. и продолжались еще очень долго. Согласно Евангелиям, когда в храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. И фактически уже через 6 лет после окончания масштабных строительных работ в 64 г. Второй храм был разрушен римлянами при подавлении антиримского восстания (Первая Иудейская война 63-70 гг.). Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.

Город долгое время находился в руинах и запустении, пока в 130 г. император Адриан не повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина по образцу римского военного лагеря. На месте храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвященное Юпитеру, а там, где была Святая святых, воздвигли конную статую Адриана. Такого святотатства евреи не выдержали, и вспыхнула свирепая и затяжная война — новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или Вторая Иудейская война, 132-136 гг.). Повстанцы удерживали город почти три года. Соорудили Скинию — временный храм, и возобновили жертвоприношения Единому Богу. После подавления восстания Скиния вновь была разрушена, а все иудеи изгнаны из города по указу Адриана.

Известно, что византийский император Юлиан Отступник (361-363 гг.), воцарившись в Константинополе, начал проводить политику веротерпимости, объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего Юлиан обнародовал свой план о восстановлении еврейского храма в Иерусалиме. Однако спустя месяце небольшим Юлиан погиб, и храм не был восстановлен. Тем не менее тема эта не закрыта: по иудейскому преданию, Иерусалимский храм когда-нибудь будет восстановлен и станет главным религиозным центром иудеев и всего мира.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ От древнего храма стараниями римлян практически ничего не осталось, кроме священной для иудеев Стены Плача (Западной).

■ На месте Иерусалимского храма сейчас стоит исламское святилище Купол Скалы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

■ Сразу после смерти Соломона Израильское царство распалось на Иудейское Южное и Северное царства.
■ Когда Соломон официально запросил царя Хирама Тирского помочь в строительстве нового храма рабочими и материалами, тот отвечал: «Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирама моего мастера каменщика, сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего».
■ При реконструкционных работах, проводимых царем Иродом, тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части храма, куда разрешено входить только священникам. Строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Гапахи. Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в храме не прекращались.
■ Название Стена Плача, или Стена Стенаний придумано не евреями (для них она просто Западная стена), а арабами, наблюдающими стенающих об утраченном храме паломников-иудеев.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вконтакте

Основные источники, по которым можно составить представление о внешнем виде и внутреннем устройстве , - это I Цар. (3Цар.) (гл. 6 - 7) и II Хрон. (2Пар.) (гл. 2 - 4).

Не известно ни одного внешнего, нееврейского источника, который бы описывал Храм Соломона. Многие исследователи исходят из предположения, что, поскольку архитекторами Храма Соломона были , в его архитектуре должны присутствовать немало элементов других храмов Древнего Востока.

До сих пор не найдено и прямых археологических свидетельств из Храма Соломона, поскольку непосредственно на археологические раскопки никогда не проводились. При просеивании земли с Храмовой горы были найдены некоторые косвенные свидетельства, среди которых камень с именем священника из священнической семьи, которая упоминается в книге пророка Иеремии (Йирмиягу) (Иер. 20:1), а также наконечник стрелы, подобные которому использовались в армиях Навуходоносора.

unknown , Public Domain

Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте.

Священная территория Храма имела две главные части: двор (Азара ) и здание Храма (Хейхал ).

Двор Храма

Двор занимал большую площадь и был разделен на две части: внешний двор и внутренний.

  • При входе на территорию Храмовой горы, попадали прежде во «внешний двор», который назывался также «большим» (Эзра гдола ) или «новым», то есть расширенным. Этот двор предназначался для народа - здесь происходили народные собрания и молитвы. Особенно много людей собиралось здесь по праздникам: в Субботу, дни новолуния (Рош Ходеш ) и в праздники Паломничества ( , и ).

Во «внешний двор», кроме главного входа с востока, вели ещё входы с севера и с юга (со стороны дворца). С этих трёх сторон к нему примыкали здания для священников и кладовые.


unknown , Public Domain
  • Через внутренние «южные» ворота, покрытые медью, поднимались во «внутренний двор», который назывался также «верхним», поскольку находился выше внешнего двора, или «двором священников», поскольку предназначался для священников и непосредственно примыкал к зданию Храма. Он был построен из трёх рядов обтёсанного камня и из ряда кедровых брусьев и был окружён низкой оградой в три локтя высотой, чтобы через неё народ мог видеть священнодействие.
Цари могли входить в этот двор прямо из дворца через верхнюю галерею (Алия ), так что им не нужно было проходить через внешний двор. При входе во внутренний двор помещалось нечто вроде ораторской трибуны (Амуд , то есть «столб»), с которой цари обращались с речами к народу.

В этом внутреннем дворе, перед входом в Притвор, стоял большой медный Жертвенник всесожжения, на котором совершались жертвоприношения животных. Он представлял собой квадратную трёхступенчатую конструкцию 20 локтей длиной, 20 шириной и 10 высотой.

  1. Первая ступень (10×10 м), погружённая в землю и обведённая кюветом, была высотой в 1 м;
  2. вторая ступень (8×8 м) - высотой 2 м;
  3. третья (6×6 м) - высотой в 2 м - называлась Харэль , на её углах было четыре «рога».
С восточной стороны к жертвеннику примыкали ступени. В стороне от жертвенника, к юго-востоку от здания Храма, помещалось «медное море» (бронзовая чаша огромных размеров), служившее для омовения священников. Оно было одним из наиболее значительных технических достижений храмовых ремесленников. Диаметр «моря» составлял 10 локтей, длина его окружности 30, высота - 5, а ёмкость - около тысячи м³. Толщина его стенок была приблизительно 7,5 см, так что вес «моря» должен был быть около 33 тонн. «Море» стояло на 12 медных быках - по три с каждой стороны света. По сторонам двора (на севере и юге) стояли десять медных умывальников, по пяти в каждой стороне, для омовения жертв. Умывальники были украшены изображениями херувимов, львов и быков и стояли на медных «подставках» (мехонот ) на больших колёсах.

Здание Храма

Здание Храма было каменным и располагалось в центре внутреннего двора.


Reddi , CC BY-SA 3.0

Его длина составляла 60 локтей (с востока на запад), ширина - 20 локтей (с севера на юг) и высота - 30 локтей (соответственно 30×10×15 м). Храм был, таким образом, в длину и ширину вдвое больше Моисея, а в высоту - втрое.

Reddi , CC BY-SA 3.0

Впрочем, приведённые цифры указывают только внутренние размеры здания Храма, толщина его стен не указана, однако в описании Храма Иезекиила она составляет 6 локтей. Крыша Храма была плоская и была сложена из кедровых брёвен и досок. Она не опиралась на колонны в центре зала, как это было принято в храмовом строительстве этого периода. Внутренние стены Храма были обшиты кедром и покрыты золотом, так же, как и его пол и вышки над и над Притвором. Убранство их состояло из выпуклых изображений херувимов, пальм и распускающихся цветов, заключённых в квадратные клетки решётки.
В плане здание Храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины - Притвора (Улам ), Зала (Хейхал или Кодеш ) и Святая святых (Двир или Кодеш а-Кодашим ).

  • (Улам ), составлявший восточную часть Храма, отделял святое от мирского. Он имел 20 локтей в ширину (с севера на юг) и 10 локтей в длину (с востока на запад). Его высота указана в Хрониках в 120 локтей, однако не исключено, что слово меа (сто) в тексте лишнее. Притвор, таким образом, был одной высоты со Святая святых и на 10 локтей ниже Хейхал а. Эти 10 локтей, вероятно, занимала вышка. В то же время, по мнению многих еврейских комментаторов (в том числе, РаДаКа), высота Притвора была действительно 120 локтей, в то время как высота Хейхал а и Святая святых составляла всего 30 локтей.
В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин », левая «Боаз ». Каждая колонна имела в окружности 12 локтей и была высотой 18 локтей и ещё 5 локтей занимал венец. В Притворе, по-видимому, ничего не помещалось.
  • Святилище Хейхал , где велось богослужение, был самым большим помещением Храма и по размерам не уступал большим храмам Ближнего Востока. Он был длиной 30 локтей, шириной - 20 и высотой - 30 (приблизительно 15×10×15 м).
В Хейхал вела из Притвора двустворчатая кипарисовая дверь шириной 10 локтей, украшенная вырезанными на ней херувимами, пальмами и распускающимися цветами. На косяке двери была укреплена мезуза из оливкового дерева. Толщина стены между Притвором и Хейхал ом была 6 локтей. В верхней части стен располагались окна. Внутри стояла золотая Моисея, по обеим сторонам от которой (вдоль северной и южной стен Хейхала) располагались ещё по пять золотых семисвечных светильников, которые отлил Хирам. Эти светильники горели постоянно и освещали Храм и днём и ночью. Также у стен помещались по пяти золотых Столов хлебов предложения. Перед входом в Святая святых стоял небольшой (1×1×1,5 м) из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения фимиама.
  • В глубине Хейхал а находилась Святая святых (Двир ), отделённая от него каменной стеной, обшитой кедром, в которой была кипарисовая дверь, с косяками из оливкового дерева, закрытая дорогой завесой (парохет ).
Святая святых была кубической формы, 20×20×20 локтей, то есть на 10 локтей ниже, чем Хейхал , по-видимому, из-за более высокого пола и более низкого потолка, над которым находилась вышка (как другая над Притвором), служившая для хранения священных предметов. В Святая святых находился только , в котором хранились . Ковчег был установлен на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень назывался Эвен а-Штия (« ») - легендарный Краеугольный камень, который, по преданию, находится точно в центре Земли и является подножием Всевышнего. Длинной своей стороной Ковчег был поставлен от востока к западу, а его шесты упирались в противоположные стены. Два гигантских херувима из оливкового дерева, покрытые золотом простирали по одному крылу над Ковчегом, касаясь стен другими. Херувимы были высотой 10 локтей (5 м), а каждое их крыло было 5 локтей (2,5 м). В Святая святых не было окон, и она ничем не освещалась. Туда не входил никто, кроме , который совершал там обряд воскурения раз в году, в .

К зданию Храма с трёх сторон (за исключением лицевой, восточной) примыкало трёхъярусное каменное строение, йациа (יציע), с множеством комнат, целаот (צלעות). Судя по всему, йациа представляла собой крытую галерею. Каждый её этаж делился приблизительно на 30 комнат, которые использовались в качестве складских и для других подсобных целей. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все три яруса. В каждой комнате было по одному окну с решётками.
Фундамент, на котором стояло основание Храма, похоже был довольно высоким, так что его первый этаж был на уровне второго этажа галереи. Длина комнат нижнего этажа составляла 5 локтей, среднего - 6 локтей, а третьего, верхнего, - 7 локтей, что было следствием уменьшения толщины стен. В самом низу наружная стена здания Храма, по-видимому, была 6 локтей, на втором этаже эта толщина уменьшалась до 5 локтей, а на третьем этаже она уже доходила до трёх локтей. Сужение стены вверху оставляло больше площади для галереи, для которой внешняя стена Храма служила внутренней стеной. Этажи галереи, таким образом, не сужались кверху, подобно пирамиде, а наоборот - расширялись.

Фотогалерея