«красный проект». элита ссср. преемственность. Характерные черты современной российской элиты Теория и методология


Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока. Подготовка к уроку: предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке; диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы; подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке.


Изменения в структуре урока. Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии). Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.




Прием Я уже знаю Прием Я уже знаю Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Сброс идей в корзину: учитель фиксирует реплики на доске. Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.


Прием Лови ошибку. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.


Пример. Тема: «Письменность Древнего Востока» «В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок) Тема « В Древнем Египте» « По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й. Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.


Прием Анализ текста по предложенной схеме. Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов, предложенных после документа. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов Затем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.




Примеры вопросов для старшеклассников. 1.Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа; 2.Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т. д.); 3.Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ; 4.Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?); 5.Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные); 6.Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе; 7.Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные); 8.Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе; 9.Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа; 10.Выявить стилистические особенности текста; 11.Определить уровень эмоциональности; 12.Провести возможное сравнение с другими документами; 13.Определить историческое значение документа; 14.Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.


Прием Двойной дневник Прием Двойной дневник Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части: в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.


Примеры. Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью; Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями; Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа; Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий; Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.




Прием Интервью. После изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы. Цель - не односторонний ответ на вопрос, а « защита » позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия: 1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 – вопросы, требующие отдельного исследования; 3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.


Пример. Тема: «Общественная жизнь при Николае I», 10 класс. Ученики делятся на 3 группы: A.славянофилы; B.западники; C.русские социалисты (среди них кто-то «отвечает» за идеи Герцена и Огарёва, кто-то –за идеи Бакунина, кто-то защищает взгляды Белинского). Выступления лучше осуществлять от имени какого-то конкретного исторического персонажа. Возможен вариант, при котором ученики отвечают от имени разных представителей того или иного направления. Ученикам задается ряд вопросов, а они от имени своих персонажей озвучивают ответ. Вопросы: 1)Каково ваше отношение к самодержавию? 2)Каков по вашему мнению наилучший государственный строй? 3)Что вы думаете о крепостном праве? 4)Что вы думаете о русской истории? Как вы относитесь к преобразованиям Петра? Есть ли у России свой особый путь, отличный от западного? Что вы думаете о Западе? 5)Как вы относитесь к русской крестьянской общине?


Прием Написание эссе. Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе - размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания). Эссе - размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: Я считаю, что …, далее следует аргументация взглядов автора. Эссе - ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.


Пример. Тема: «Семья и брак», 11 класс. Проблема: Что является самым главным для создания крепкой и счастливой семьи? Тема: «Субъекты политической жизни», 10 класс. Проблема: Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Тема: «Внешняя политика СССР в гг.», 9 класс. Проблема: Какова ваша позиция по вопросу развязывания «холодной войны»?Одни историки приписывают главную вину Западу, другие- СССР, третьи- обеим сторонам.


Прием Завершим схему. Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.


Подготовка и проведение урока - лекции. Цель: в доступной форме преподнести учащимся новый материал, представляющий сложность для самостоятельного изучения школьниками. Применение урока-лекции целесообразно в следующих случаях: 1.при изучении сложного теоретического материала; 2.при ознакомлении со спорным или новым материалом в рамках общественных дисциплин; 3.если доступ к материалу затруднен (отсутствует в тексте учебника); 4.при систематизации и обобщении обширных сведений; 5.если требуется показать значимость курса, темы (вводная лекция). Описание работы по подготовке и проведению лекции. I. Подготовка к лекции: 1.разработка содержания лекции – материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не повторять или суммировать его; 2.разработка структуры лекции – формулировка вопросов, ответы на которые даются в ходе лекции; определение основных этапов – вводной части, основной части, заключения, обеспечение логической связи между этапами лекции; 3.подготовка конспекта лекции; II. Проведение лекции: 1.перед началом лекции формулируются вопросы, ответы на которые дает учитель в ходе лекции; 2.сформулированные вопросы записываются на доске, чтобы учащимся легче было фиксировать свое внимание на главном в содержании лекции, в заключении по каждому из поставленных вопросов делается вывод; 3. составить план прослушанной лекции, либо тезисы по предложенному учителем плану; 4. самостоятельно заполнить таблицу, составить схему по ходу изложения лекционного материала, либо в конце лекции 5. Найти ответы на поставленные вопросы в изложении учителя; Каждые минут в процессе изложения лекции необходимо предусмотреть паузы, связанные с изменением характера деятельности учащихся, например, задать вопросы, поинтересоваться мнением учащихся, продемонстрировать слайды.

Вопрос:

Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?

Ответы:

Да, безусловно существует. Коррупция зародилась в СССР, и плавненько перешла в РФ. При советском строе все были равны, но опять же: депутаты, главы районов, советов и т.д были на порядок выше простых смертных. У них, естественно было больше денег, больше силы, авторитета. Сейчас мы видим абсолютно такую же ситуацию. Только денег больше. А деньги правят миром, т.е есть деньги-есть все.

Похожие вопросы

  • Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения? 1.Группы давления. 2.Группы интересов. а)профсоюзы б)Союз предпринимателей в)феминистское движение г)экологическое движение д)красный крест е)совет ветеранов ж)Союз офицеров з)Объединение казаков и)движение солдатских матерей
  • Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления. Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море мож- но раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.
  • А. С. Грибоедов горе от ума Чацкий и фамусовское общество План 1 история создания комедии горя от ума 2 Чацкий и фамусовское общество А) как Чацкий в первый раз появлчется в доме фамусова Б) Чацкий и Софья В) чацкий и молчалин Г) чацкий на балу у фамусова Д) почему чацкого обвиняют сумасшедшим 3 какова роль комедии грибоедова в развитии русской литературы Помогите, прошу

/ / / Что такое преемственность поколений?

Преемственность – это сохранение каких-либо элементов во время развития кого-то или чего-то. Под преемственностью поколений подразумевают передачу семейных ценностей, определенных взглядов, идей. Иногда преемственность проявляются в том, что дети выбирают ту же профессию, что и их родители.

Я думаю, что преемственность бывает добровольная и принудительная. Часто родители навязывают детям свои взгляды на жизнь, на вечные проблемы дружбы, любви, брака и др. Старшие также нередко решают, кем станет их ребенок, настаивают, чтобы он продолжил их дело, лишая чадо возможности сделать выбор самостоятельно. Если же преемственность добровольная, ребенок или молодой человек впитывает семейные традиции как губка, осознано выбирает профессию родителей, а потом отдается ей с любовью.

Проблему преемственности можно заметить в произведениях многих писателей. Не всегда она выходит на первый план, однако, если поискать между строками, можно сделать для себя важные выводы. Андрей Болконский из романа А. Н. Толстого «Война и мир» – сын отставного генерала. Он умен, стог к себе и это неудивительно, ведь именно такими качествами обладал и его отец Николай Болконский. Молодой князь посвящает свою жизнь службе, мечтает о славе. И это тоже пример преемственности, ведь сын становится на тропу, которую начал топтать его отец. Его желание добровольное, а не навязанное родителем.

Образ Андрея Болконского показывает, что преемственностью можно считать общие черты характера и занятия отцов и детей.

Преемственность взглядов, идей можно заметить в романе Б. Васильева «Завтра была война». Дочь Люберецкого Вика такая же вольнодумная, как и ее отец. Она смело зачитывает в кругу одноклассников запрещенные стихотворения С. Есенина. Даже после нотаций Валендры Вика не отказывается от своих взглядов. Невидимая связь с отцом проявляется после того как девочка совершила самоубийство. Ей легче было покинуть этот мир, чем предать самого дорогого человека.

Этот пример показывает, что преемственность поколений связывает тонкой, но очень прочной ниточкой отцов и детей.

Преемственность семейных традиций продемонстрирована в романе И. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения – дворян очень пассивный. Вместо того, чтобы что-то делать, он думает, мечтает. Однако, из-за бездействия мысли так и остаются нереализованными. Илью Ильича не интересуют никакие мероприятия, поэтому друзья не могут вытащить его в свет. В одном из эпизодов романа узнаем, что такой же порядок был заведен в доме родителей Ильи Ильича. Сын просто унаследовал его.

Этот пример показывает, что дети часто наследуют традиции родителей, уклад их жизни, не задумываясь о последствиях.

Таким образом, преемственность можно назвать мостиком, который помогает разным поколениям сохранять связь на протяжении веков. Тем не менее, нужно думать над тем, что ты берешь от старших поколений.

Социокультурные процессы, происходящие в нашей стране после исторического поворота в октябре 1917 года, часто рассматриваются как результаты рокового стечения обстоятельств, как исключение из правил, как следствие произвола захватившей власть новой элиты, как реставрация основ феодализма (крепостничества), как проявление заблуждений и мифотворчества, как следствие свойств национального характера. Утвердившиеся подходы являются схематичными, оставляя обширное поле для дискуссий. Одним из ключевых вопросов, по которому сохраняются острые споры и ответ на который во многом предопределяет интерпретацию социально-экономических и политических процессов в стране, связан с уяснением природы существовавшей в советский период власти, социально-политической и экономической системы.

При анализе становления, развития и распада советского государства, роли советских элит, сложным образом переплетаются тесно связанные вопросы концептуального осмысления данной проблемы с вопросами политизированного и бытового восприятия прошлого. В связи с этим возникает потребность освободить сложившиеся представления от конъюнктурных наслоений, возникших в советский и постсоветский периоды.

Появление советской модели социализма было результатом глубокого внутреннего кризиса либерально-элитократического капитализма, который утвердился в Европе в начале ХХ века. Ограниченность реализуемой западноевропейской модели становилась все более очевидной и для стран второго эшелона, её копирование обрекало данные страны на отставание в развитии. Возникала настоятельная потребность поиска новой парадигмы развития, ориентированной на улучшение условий труда и жизни народных масс, демократизацию власти и повышение культуры народа, устранение социальных перекосов и дисфункций,

Обеспечение равноправия и свободы. Все это декларировалось социалистическим проектом преобразования российского общества. Вместе с тем между социалистической идеей основоположников и реальным её воплощением в СССР оказались большие различия. Но они стали не столько результатом злой воли тех или иных правящих элит, сколько следствием невозможности реализовать на практике идеи «научного коммунизма»; необходимо было кардинальное уточнение нормативного образа социальной жизни в рамках социалистической идеологии применительно к реалиям жизни российского общества и реализации на этой основе практических мер по переустройству государства. Проблема выбора пути, стоявшего перед большевиками в период НЭПа, была проблемой не выбора между репрессивно-бюрократическим социализмом и «мягким» вариантом государственного социализма, а осмысления альтернатив компромисса марксизма с реформаторскими демократическими и либеральными течениями.

Современные исследователи советской России часто отмечают, что черты свергнутого царского строя были реставрированы в советское время. Вместе с тем авторитарный стиль государственной власти, преобладание государственных интересов над общественными, бюрократических над личными, активное использование принудительных и репрессивных методов, вера в вождя, идеологический монополизм - эти и другие схожие черты, характеризующие преемственность социокультурных традиций не отменяют глубоких различий царского и советского периодов.

Сложившийся в результате многовековой истории к началу XX века мобилизационный тип развития страны способствовал формированию традиций систематического использования чрезвычайных методов для выхода из кризисных ситуаций.

Разработанные для решения экстраординарных проблем эти методы продолжали и в мирное время выступать (хотя и в модифицированном виде) важнейшими звеньями механизма социально-экономической и политической организации российского общества. Это способствовало бюрократизации управления, формированию гипертрофированной роли государства в регулировании социальной жизни, жестких форм государственной власти. Крушение царской империи не привело к смене в стране типа ее развития, хотя в советский период и возникали специфические идеологические, политические, экономические и социальнопсихологические отношения, в которых проявлялись культурноисторические особенности России, формировалась основа для перехода от традиционного общества к индустриальному.

После многовекового правления элит, ориентированных на использование импульсной модели запаздывающей модернизации общества, в условиях резкого ухудшения международного положения России и возникающих в связи с этим угроз большевики предприняли очередную в истории России попытку радикального реконструирования цивилизационной модели. Выбор альтернативных способов социального реформирования стал осуществляться исходя

В результате перераспределения власти в СССР сложился правящий слой, который был назван М.Джаласом «новым классом», а М.Восленским - «номенклатурой». Он был представлен партийными, государственными и хозяйственными руководителями и верхними чинами силовых органов. М.Восленский отмечал, что бюрократия в демократических обществах является силой подчиненной и исполнительной. Буржуазные чиновники выполняют приказы государственных органов, тогда как номенклатура сама диктует волю государственным или иным органам посредством указаний, решений и установок партийных комитетов. Бюрократия - это привилегированные слуги, номенклатура - самовластные господа .

В настоящее время в научной литературе существуют разнообразные точки зрения относительно этапов становления и развития советской элиты, обычно все они в той или иной мере проводят разграничение сталинского и постсталинского периодов. Анализируя этапы эволюции советской элиты, исследователи обосновывают различные представления о сущности советской элиты, особенностях ее функционирования. Так, Б.Пугачев особое внимание обращает на то, что эволюция советской элиты в целом шла по осевой линии - от корпоративного обладания властью как собственностью к распоряжению накопленными «общественными» материальными благами. Он выделяет четыре фазы развития советской элиты: «классическая» («сталинская»), «мутационная» («хрущевская»), «прагматически-деидеологизированная» («брежневская»), «приватизаторская» («горбачевско-ельцинская») .

Советская реальность, как признают многие зарубежные и отечественные исследователи, оказалась сложной, многоплановой и противоречивой, чтобы описать ее с помощью одной модели. Система советского правления, как и в дореволюционный период, оставалась двойственной по своему содержанию, противоречиво сочетая в себе элементы восточной и западной модели власти. Инновационные усилия власти социально активных групп порождали волну модернизационных изменений в науке и технике, культуре и политике, экономике и социально-бытовой сфере. Данные модернизационные процессы носили неизбежно ограниченный характер и в связи с этим все больше обнаруживалась настоятельность радикального пересмотра реализуемой модели.

В идеологии большевизма считалось нравственным всё то, что содействует делу революции, а борьба за интересы народа и справедливость служили оправданием репрессивных мер. В то же время духовные основы советского общества не могут быть сведены к тоталитаристским идеям. В советской культуре установки авторитарного правления противоречивым образом сочетались с нравственными традициями российского общества. Как отмечает Ю.А.Васильчук, «сегодня модно критиковать и «совков» и Россию». «Забывают» лишь главное: более 50 стран получили свободу из рук российского (или «советского») солдата и политика и еще, вероятно, столько же - при их поддержке. Массовые российские армии в 19141917 годах предотвратили порабощение Европы, а в 1941-1945 годах проделали это вторично, похоронив Холокост. Вся цивилизация и культура гражданских обществ Запада в этом смысле - «дитя» наших отцов. При этом духовную основу Великой победы и освобождения Европы от фашизма составили отнюдь не идеи тоталитаризма, а, напротив, идеалы свободы и нравственного долга каждого (заложенные еще православием и его соборными ценностями коллективизма) .

Самые глубинные причины краха советской модели социализма коренятся в том, что благие цели, связанные с организацией общества на принципах социального равенства, справедливости и свободы, трансформировались в жесткий постулат о «примате интересов общества», когда содержание данных интересов навязывалось властью, не контролируемой обществом. Отчуждение народа от власти и привело в конечном счете к глубокому экономическому, политическому, социальному и духовно-нравственному кризису. Реальная жизнь убедительно показала, что в бюрократически организованном обществе нельзя сформировать экономические и политические механизмы, способствующие интеграции многообразных интересов людей в современных условиях.

Существующие ортодоксальные концепции затрудняют описание реальной картины как экономического, так и политического устройства СССР. В связи с этим заслуживают внимания альтернативные и многомерные подходы к анализу развития страны. Так, в рамках концепции хозяйственных порядков В.Ойкен обращает внимание на широкий диапазон и множество вариантов их возникновения на основе некоторых комбинаций идеальных типов. Он охарактеризовал экономику СССР применительно к ситуации

1949 г. следующим образом: «Русский экономический порядок 1949 г. состоит, например, из определенного сплава централизованно управляемой экономики как формы порядка, занимающей господствующее положение, различных форм рынка, присущих рыночному хозяйству, и денежных систем разного рода» . Экономика России по многим показателям не соответствовала классическим воззрениям на основы рыночной экономики, но она также не была сугубо плановой. Соотношение элементов плановой и рыночной экономик в СССР по некоторым расчетам составляло 8:2. Теория хозяйственного порядка В.Ойкена обосновывает необходимость анализа советской экономики как смешанной, но при преобладании плановых методов, что могло служить в дальнейшем основанием для развития рыночных институтов в стране и формирования современных рыночных отношений. Кроме того, как отмечает К.Флекснер, «убеждение, что рыночная экономика связана только с капитализмом, а плановая экономика существует только при социализме, ошибочно и берет свое начало в конфликте идеологий» .

Обычно считается, что советская система была неэффективна. Но в течение 1925-1970 гг. мобилизационная модель советской экономики функционировала достаточно динамично и к 1940 г. благодаря индустриализации были созданы мощности, способные производить высококачественное вооружение, сопоставимое с германским, в последующие 20 лет после войны экономика развивалась быстрыми темпами. По среднегодовым темпам прироста ВВП СССР в этот период обгонял США, обладавшие, как считалось, высокоэффективной рыночной экономикой. К 1970 г., по сравнению с 1950 г., значительно повысился жизненный уровень советских людей.

Английский исследователь Дж.Росс обращает внимание на то, что развитие бывшей советской экономики является одним из величайших успехов, достигнутых в ХХ веке. Второй страной, удивившей мир, стала Япония, которая в значительной степени сократила разрыв в доходе ВВП на душу населения по сравнению с другими государствами, ранее прошедшими этап промышленного развития. В 1913 г. ВВП на душу населения России составлял примерно 25% от соответствующего показателя в будущих странах ОЭСР, к 1970 г. этот показатель уже был равен примерно 50%. ВВП на душу населения стран Азии (за исключением Японии) возрос за то же время с 12 до 18%. Среди крупнейших стран мира, отстававших от СССР, только Япония обогнала его по ВВП на душу населения. Китай, будучи на крайне низком уровне развития, также вступил на путь весьма ускоренного роста. Это позволило бывшему СССР ликвидировать крайнюю нищету, организовать социальное страхование, построить всеобъемлющую систему социального обеспечения, достичь высокого уровня образования и создать военный потенциал, сравнимый с имеющимся в Соединенных Штатах и значительно превышающий потенциал тех стран, которые в военном плане угрожали России или побеждали ее в прошлом.

К 1970 г. продолжительность жизни в СССР повышается до 70 лет и достигает уровня стран ОЭСР, однако в дальнейшем уже не наблюдается её роста. В 1970 г. СССР по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) занимал 20-е место в мире и примерно такое же по уровню ВВП на душу населения. В 1990 г. по этому индексу СССР уже сместился на 34 место среди 174 стран, но всё же оставаясь в составе стран с высоким уровнем ИРЧП. Оценка советской модели требует формирования реалистических взглядов на динамику социально-экономических процессов в СССР и странах

Запада. Ещё Н.А.Бердяев указывал на ошибочность упрощенного и враждебного деления мира на две части - коммунизм и капитализм, Советскую Россию и Запад. «В конкретной действительности мир совсем не делится на две части, он безмерно сложнее, в нем все индивидуализировано. .Россия во всем не покрывается коммунизмом. Жизнь русского народа, которую плохо знают, гораздо сложнее и индивидуализированнее, чем абстракция, созданная марксистской доктриной» . Весьма актуальным остается высказанное им мнение о том, что «люди нашего времени так мало имеют воображения, что не представляют себе возможности чего- либо, кроме капитализма и марксизма. ...В отношении к будущему люди нашей эпохи обнаруживают очень мало творческой фантазии» .

Сформировавшиеся представления о советской системе у зарубежных ученых, распространяющиеся и среди российских исследователей, в значительной степени связаны с особенностями западного мировосприятия, к числу которых относится склонность не замечать проявление агрессии собственной страной и крайне болезненно воспринимать подобные процессы в других странах, прежде всего незападного мира. На данной основе на Западе давно сложились представления о России как стране внутреннего деспотизма и внешней агрессивности. В связи с этим советская система часто рассматривается лишь как модификация царского самодержавия, а внешняя политика СССР - как продолжение экспансионистской политики российского царизма. Различия в восприятии мировой истории западным и незападным миром существуют как реальность. В связи с этим А.Тойнби отмечал, что «как бы ни различались между собой народы мира по цвету кожи, языку, религии и степени цивилизованности, на вопрос западного исследователя об их отношении к Западу все - русские и мусульмане, индусы и китайцы, японцы и все остальные - ответят одинаково. Запад, скажут они, - это архиагрессор современной эпохи, и у каждого найдется свой пример западной агрессии. Русские напомнят, как их земли были оккупированы западными армиями в 1941, 1915, 1812, 1709 и 1610 годах; народы Африки и Азии вспомнят о том, как начиная с XV века западные миссионеры, торговцы и солдаты осаждали их земли с моря. Азиаты могут еще напомнить, что в тот же период Запад захватил львиную долю свободных территорий в обеих Америках, Австралии, Новой Зеландии, Южной и Восточной Африке.

А африканцы - о том, как их обращали в рабство и перевозили через Атлантику. Потомки коренного населения Северной Америки скажут, как их предки были сметены со своих мест.» .

В 50-х годах в ведущих странах мира возникают глубокие изменения под влиянием НТР. Экономический рост все в большей степени обусловливается инновациями; новая технологическая модель, базирующаяся на гибких технологиях, требовала новых форм организации экономической, политической и социальной жизни. Хотя происходящие изменения в мире коснулись СССР и стран Восточной Европы, присущая им мобилизационно-бюрократическая модель продолжала действовать. Ее уязвимость ярко проявилась с конца 60-х годов: крайнее ограничение стимулов и свобод хозяйственной деятельности, слабая конкурентоспособность, медленные технологические сдвиги, низкий уровень потребления товаров. Сложился отсталый тип хозяйства с ограниченными возможностями выхода промышленных товаров на мировой рынок из-за сильной конкуренции продукции новых индустриальных стран с их низким уровнем заработной платы. Кроме того, экономический рост СССР в значительной мере базировался на невозобновляемых природных ресурсах, а развитие было сопряжено с нанесением ущерба окружающей среде.

Эволюция советской системы сопровождалась постепенным снижением роли жестких методов решения многочисленных и трудных проблем социально-экономического развития и частичной их заменой за счет расширения и усложнения социокультурных, политико-правовых и организационных связей, развития рыночнодоговорных отношений по вертикали и по горизонтали. Уже в 60-е годы в экономике стал играть существенную роль бюрократический рынок, на котором происходил не только обмен продукцией и ресурсами, но и властными полномочиями и социальным положением. Особое место в социальной структуре советской правящей элиты позволяло ей часто пользоваться государственной собственностью и обеспечивало контроль за распределением общественных благ. Укрепление позиций правящего слоя в 80-е годы приводит к тому, что у него все больше проявляется стремление оформить юридически право частной собственности.

Стагнация жизненного уровня населения, бесконечные декларации о проводимых реформах в условиях информационной свободы СМИ зародили потенциал недовольства людей. Трудности, с которыми столкнулся СССР, были преодолимыми. Взвешенный анализ свидетельствует о том, что катастрофа не была неизбежной, хотя реформы были необходимы. Так, прогнозы в начале 80-х годов экспертов ЦРУ США о развитии СССР указывали на замедление темпов экономического роста страны в 90-х годах и возможность стагнации, однако экономические условия сами по себе не давали оснований делать предположение о распаде СССР и крахе советской экономики.

Горбачевский этап реформ был весьма противоречив. С одной стороны, реализованная модель ослабления роли административно-командных рычагов в управлении советского общества привела к развалу СССР, с другой - реформы М.С.Горбачева способствовали расширению хозяйственной самостоятельности, трансформации директивной экономики в рыночную, формированию многопартийной системы, переходу от партийно-номенклатурной модели к представительной демократии. Ни М.С.Горбачёв, ни его окружение не имели в достаточной мере проработанной стратегии реформирования советского общества, плохо представляя последствия принимаемых решений. Власть, осознавая углубление кризисных процессов, стремилась прежде всего усилить свои позиции. В условиях, когда экономические реформы не дают ожидаемых и желаемых результатов, предпринимаются попытки обеспечить легитимность власти на основе проведения альтернативных выборов в законодательные органы. Однако уже на съезде народных депутатов СССР возникает парламентская оппозиция. Вторая волна выборов в Советы республиканского и местного уровней приводит к тому, что ситуация уходит из-под контроля КПСС, рычаги власти переходят к оппозиционным силам.

Современная российская элита, несмотря на малый с исторической точки зрения срок существования, уже приобрела специфические черты, которые отличают ее как от европейских элит, так и элит Восточной Европы.

1. Для современной российской элиты характерна высокая степень социальной и персональной преемственности с советской номенклатурой. Исследование О.В.Крыштановской, выполненное в середине 1990-х гг. показало, что в федеральной и региональной элите высокий процент старых советских функционеров, которые воспроизводили типичные практики властной деятельности в новых условиях. Социальная преемственность элиты означает, что после политического или социального переворота новая элита воспроизводит основные типы властной деятельности, практики взаимоотношений с массами. Персональная преемственность означает, что на личностном уровне ряд элитных позиций был занят представителями прежней номенклатуры.

Вполне естественно, что доля выходцев из номенклатуры в составе российской элиты постоянно сокращается, элита осваивает новые практики власти и управления, но связь с номенклатурной системой существует.

2. Экономической основой существования российской элиты стала приватизация государственной собственности. Реализация принципа конверсии власти в собственность в 1990-е г. позволила элите перевести в частную собственность значительный объем наиболее прибыльных предприятий и целые отрасли экономики России, особенно – топливно-сырьевого сектора. Приватизацией государственной собственности объясняется быстрый рост децильного коэффициента, сильной социальной дифференциацией, быстрый рост числа сверхбогатых людей.

3. Социальной основой новой российской элиты стали группы предпринимателей, в том числе бывших «красных директоров», наиболее близких к государственной власти, а также государственные чиновники, создавшие состояния на приватизации государственной собственности и оказании услуг бизнесу. Роль так называемых «демократических новобранцев», пришедших во власть в конце 1980-х – первой половине 1990-х г., крайне мала. Они в значительной степени либо экскорпорированы из элиты в результате выборов, либо приняли установки и правила новой элиты, они прочно инкорпорированы в состав элиты.

4. Мотивационной стороной деятельности новой элиты является удержание власти ради сохранения приватизированной собственности. Проблема для элиты заключается в том, что данной модели мотивации нельзя придать статус всеобщности, поскольку это означает распространение принципа перераспределения государственной собственности на массы. Но со стороны масс может возникнуть конкуренция с элитами за социальные и экономические ресурсы, что может привести к социальному взрыву. Поэтому российская элита не может предложить массам привлекательной модели существования, новой идеологемы, которая бы оправдывала нынешний социальный порядок. Принципы либерализма полезны только для элиты, но для масс они означают существование в неконкурентных условиях в борьбе за ресурсы.

5. Способом деятельности современной элиты становится легитимизированный произвол (А.Дука), который позволяет менять правила по ходу игры. В частности, это выражается в изменении политико-правовыми средствами содержания конституции страны. Нормы конституции, которые элиты гарантировать не могут, подвергаются секвестированию либо коррекции. Это, в частности, нормы, провозглашающие Россию социальным государством, демократическим государством и др.

Поскольку в России на протяжении 1990-х – первой половины первого десятилетия 2000-х г. неоднократно происходил передел собственности, постольку для обеспечения новых переделов между внутриэлитными группами стабильные правила не являются необходимыми. Главным инструментом передела собственности между внутриэлитными группами выступает президентская власть (соответственно на уровне регионов – губернаторская).

6. Институциональную основу современной элиты составляют:

– для политической элиты

а) институты государственной власти, построенной по принципу разделения властей. Поэтому в состав федеральной политической элиты входят Президент и руководители его администрации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, Правительство РФ, члены высших судов РФ. Аналогична структура региональной политической элиты;

б) лидеры общероссийских политических партий;

для экономической элиты – крупные государственно-частные корпорации («Газпром» и прочие), финансово-промышленные группы;

для информационной элиты – средства массовой информации, в первую очередь, телевидение и пресса, Интернет.

7. Идеологическую основу деятельности элиты федерального уровня составляет идеология либерализма в ее самом крайнем варианте. С точки зрения ее сторонников, только рыночные условия могут породить конкуренцию среди производителей, на рынке труда, стимулируя тем самым рост качества продукции, внедрение новейших достижений научной мысли в производство, повышение уровня квалификации работников и т.д. С этой целью российское государство стремится войти в ВТО, закрывает или перестает финансировать нерентабельные с точки зрения рынка предприятия, отрасли экономики, социальную сферу (сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.).

2. Консолидация власти и «собирание элит» как форма мобилизации элит

Консолидация власти – как процесс концентрации, централизации, огосударствления власти, направленный на институционализацию политического режима, отражающего интересы государственной бюрократии.

Концентрация власти происходит по властной вертикали и горизонтали. Вместо дисперсного состояния власти, многоцентрия, отсутствия четко выраженного центра притяжения власти возникает:

А) по М.Н.Афанасьеву – властецентричность, т.е.

1) власть появляется и проявляет себя;

2) власть локализует себя в политической власти;

3) политическая власть локализуется в государственной власти;

4) устранение оппозиции как альтернативных центров властных инициатив и возможных форм деятельности.

Б) власть сосредотачивается и институционально, и географически в немногих центрах, традиционных для принятия решений и устоявшихся с точки зрения политической практики в России

1) по вертикали – в Москве, Центре;

2) по вертикали – в региональных центрах;

3) установление единой матрицы властных отношений в стране.

Происходит переформатирование политического и властного пространства. Концентрация власти выражается в выстраивании «вертикалей власти», каждая из которых замыкается на президентской администрации. Общими признаками для возникающих структур становятся: жесткая иерархическая соподчиненность, доминирование федеральных органов в сфере принятия решений, концентрация ресурсов на федеральном уровне, воссоздание номенклатуроподобных механизмов кадровой политики, борьба с фракционностью и инакомыслием, вытеснение несистемных элементов из официальных структур и др.

Особое место в процессах концентрации власти занимает «президентская вертикаль» (Администрация Президента РФ, Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, губернаторы (главы администраций регионов)). Если раньше (до 2005 г.) высшее должностное лицо субъекта федерации рассматривалось как элемент системы государственной власти субъекта федерации со своими самостоятельными интересами, то сейчас все чаще Президент РФ говорит о «большом правительстве», включающем федеральное правительство и губернаторов, которое должно действовать как «единая корпорация». Губернаторы, пользуясь своим положением в регионах, начинают проводить политику внутрирегиональной консолидации власти, добиваясь воссоздания в своих регионах матрицы политических отношений, характерной для федерального центра.

Происходит переход от той идеальной модели, которая была заложена в Конституции 1993 г. (от демократической к этатистской).

Централизация власти понимается как выстраивание единой властной иерархии в стране (административно-политической по своему характеру):

1) иерархичность и соподчиненность уровней власти;

2) выстраивание иерархичных властных структур (экономических, социальных, общественных и др.);

3) сведение всех иерархий (стремление) в один центр принятия стратегических решений.

Огосударствление власти проявляет себя как тенденция по нескольким направлениям.

1. Государственная власть становится «государственной», т.е. применяет силу, в применении силы присутствует «общегосударственный интерес», т.е.государственная бюрократия выступает как единая сила в проведении данного курса (например, процесс по делу Ходорковского, «продавливание» Единой России на выборах и др.).

2. Огосударствление политических структур, в первую очередь политических партий, и исключение из официальной (легальной) политической сферы несистемных (негосударственных, т.е. не действующих в согласии с государством) сил.

Политические партии действуют лишь в том случае, если они позволяют управлять собой из центра принятия административных решений. Складывается партийно-политическая вертикаль (федеральные партии, партийные фракции в представительных органах государственной власти регионов).

«Партийная вертикаль» создавалась именно потому, что партии являются слабыми институтами политической жизни и ими, следовательно, проще управлять из одного центра принятия политических решений. Государство выступает как основа деятельности партий, по крайней мере, до тех пор, пока они не обретут нормальную электоральную поддержку (если это произойдет).

Изменение законодательства в пользу усиления роли партий в политической жизни страны, с одной стороны, содействует ускоренной институционализации партийной системы, с другой стороны, превращает ее в элемент государственного механизма, действующий под сильным влиянием самого государства. В силу этих обстоятельств партии лишаются своих главных функций – быть средством связи между государством и обществом, быть выразителем массовых политических настроений, быть средством артикуляции альтернативных мнений.

Партии в союзе с государством и государственным аппаратом начинают действовать как единый механизм выработки и принятия решений (распределение средств перед выборами между регионами под Единую Россию, использование Единой России для проведения государственного курса, хотя вряд ли кто-то будет утверждать, что на данном этапе ЕР является самостоятельным актором выработки и принятия решений.

3. Селекция групп интересов. Можно полагать, что доступ к власти получают лишь консенсусные группы интересов, которые могут действовать в согласии с курсом Кремля.

4. Огосударствление (частичное) естественных монополий и стремление создать крупные холдинги, ФПГ и т.д., действующие под государственным контролем.

5. Огосударствление институтов представительства общественных интересов, в том числе создание Общественной палаты. Встраивание в механизм принятия государственных решений на правах факультативных элементов. Аналогичные процессы начинают развиваться в регионах. Попытка поставить под контроль наиболее влиятельные элементы общества «Общественную вертикаль» власти стали строить «сверху», создавая Общественную палату. Сама процедура формирования состава палаты показывает ее предназначение: она должна стать проводником президентского влияния на интеллигенцию в целом – на «образованное общество». Отдельные оппозиционные элементы, оказавшиеся в ее составе, станут лишь необходимым демократическим камуфляжем, не имеющим реальной политической силы. Общественная палата станет также элементом лоббистских структур, на что уже обратили внимание представители крупного бизнеса. В период формирования Общественной палаты были отработаны механизмы проведения в ее состав представителей крупного бизнеса от регионов, что предопределяет ее возможную судьбу как самостоятельного элемента политической системы.

В целом создание разного рода общественных организаций, консолидирующих население по профессиональному, этническому, конфессиональному и другим признакам ориентировано на подчинение групповых интересов общегосударственным. Главная характеристика этих организаций – доминирование политико-административной элиты в составе высшего руководства организаций, превращение их в корпорации со строгой внутренней дисциплиной, нарушение которой будет караться отлучением от определенного вида ресурсов.

6. Огосударствление СМИ.

7. Огосударствление последней массовой внутриэлитной силы – региональных элит:

7а) через институт наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;

б) через создание Государственного совета;

в) через создание «Большого правительства»;

г) через регулирование финансовых потоков из Центра.

Президент РФ включает региональные элиты в различные властные вертикали (президентскую, правительственную, партийную – через партию Единая Россия), предоставляя им право совещательного голоса.

Такие «вертикали» выполняют многообразные функции : во-первых, они позволяют сохранять видимость политического присутствия региональных элит в федеральных структурах власти; во-вторых, обеспечивают возможность учета мнения «снизу», со стороны губернаторов, представителей «общественности»; в-третьих, превращают участников данных структур в проводников политики федерального центра; в-четвертых, формируют систему политической коррупции, основанной на распределении части политических возможностей в данных структурах. Данные «вертикали власти» носят, как правило, неконституционный характер, выполняя функцию «приводных ремней» от президентской администрации к населению.

Поэтому одним из главных результатов собирания элит становится устранение с политической арены последней неконтролируемой, потенциально оппозиционной силы – региональных элит, перевод их оппозиционности в латентное состояние. Если раньше борьба за ресурсы проходила по линии «Центр − регионы», между федеральными и региональными элитами, то теперь Путин отрывает региональные элиты от масс и административными мерами привязывает к Центру. Он лишает региональные элиты массовой электоральной поддержки в возможном противостоянии Центру. Поэтому новый водораздел борьбы за ресурсы будет складываться как борьба между элитой как социальным слоем, властвующей группой и массами.

С помощью политических реформ происходит усиление федеральной элиты за счет консолидации региональной элиты и привязки ее к властвующей группе. Это последний резерв федеральной элиты на пути продолжения либеральных преобразований при отсутствии массовой социальной поддержки. Только консолидация элиты дает возможность избежать раскола элит, от превращения ее части в лидера протестных движений или выразителя альтернативного политического курса.

Региональные элиты лишились прежней легальной политической роли. Они перестали играть роль политического буфера между центром и массами, они перестают быть выразителем интересов регионов, для них наступил институциональный цугцванг − любой ход плохой, если он не направлен на поддержку федерального центра.

Меняется их роль в политической системе: значительно уменьшается их роль как акторов политического процесса, они все больше становятся субъектами политической деятельности. Региональные элиты постепенно превращаются в транслятор воли Центра, в хозяйственного представителя федерального центра в регионах. В силу этих обстоятельств ценность статуса региональных элит понижается, резко меняется соотношение статусов между исполнительной и законодательной ветвями власти. Региональные административно-политические элиты включаются в русло управляемой административной деятельности, направляемой из федерального центра.

Резко ослабляется властный потенциал региональных элит − происходит уменьшение их влияния на выработку государственного курса, особенно в части формулировки инновационных проектов; властные ресурсы приобретают иную форму (латентная, торг, «влияние за исполнение»).

Если суммарно обозначить наиболее важные изменения в статусе региональных элит, то можно констатировать ее переход от положения «всевластного барона» к положению «княжеского посадника». А это означает, что завершается переход от фрагментированных региональных сообществ к региональным сообществам, построенным по принципу сдирижированного порядка, в которых происходит координация местного элитного сообщества, согласование интересов экономических и политических акторов в соответствии с «генеральной линией» федерального центра.

3. «Собирание элит» как форма мобилизации элит

Консолидация власти не является самоцелью для власти, это средство консолидации элит. На данном этапе развития консолидация элит находится в стадии «собирания элит».

Собирание элит – процесс социальной консолидации элит вокруг государственных институтов и государственной власти.

Это не означает, что между элитами не может быть противоречий, но они подчиняются реализации государственного интереса, частногрупповые интересы становятся вторичными по отношению к государственному.