Н а некрасов железная дорога жанр. «Железная дорога» Н. Некрасов. Тропы и образы

Противоречивыми - и трагическими, и исполненными веры раздумьями о судьбе русского народа и его будущем наполнена и поэма Некрасова «Железная дорога» . Она имеет сложную композицию: рассказ о строительстве железной дороги предваряет эпиграф, отражающий не суть авторской позиции, а ту точку зрения, с которой и спорит автор своей поэмой. Эпиграф передает разговор отца и сына. На вопрос ребенка, кто построил железную дорогу, отец-генерал отвечает: «Граф Клейнмихель».

Рассказчик не сразу включается в спор, точнее, заметим, что как такового спора в поэме нет: есть две несовпадающие точки зрения - рассказчика и генерала, но рассказчик не стремится доказать свою правоту генералу. Его рассказ, его слова обращены к мальчику, ребенку. Но начинается рассказ не сразу. Первая главка поэмы - описание «славной осени». Природа, описанная здесь, лишена ярких красок или роскошной красоты. Это - обычный для средней полосы России неброский осенний пейзаж, в сущности, совершенно непоэтичный: кочки и болота, красоту и поэзию которым может придать только «сияние лунное». Описывая эту неброскую природу, автор стремится подчеркнуть не невидимую обычному взгляду красоту, а свойственное ей ощущение покоя. Природа умиротворяет и человека: не вдохновенные гимны красоте мира вызывает она, а гораздо более прозаическое желание - отдохнуть душой и телом, выспаться:

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!

«Нет безобразья в природе!», «Славная осень!» - эти слова передают пафос первой части. Но лунный свет, заливающий Россию, открывает и иную жизнь - человеческую. Сном-видением предстают перед рассказчиком и его маленьким слушателем тысячи погибших строителей дороги, «толпа мертвецов», страшный хор, пропевший о труде и гибели. Местоимение «мы» еще более подчеркивает всеобщность безысходных судеб:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!..

В хор погибших строителей включается голос рассказчика, проводящего маленького Ваню по всем кругах ада. В своем «показе» строительства дороги рассказчик подчеркивает трагическую сторону строительства дороги. Пафос рассказа - судьба истинных строителей, вызвавших к жизни «дебри бесплодные» и обретших «гроб себе». Но цель рассказчика - не только «показать при лунном сиянии правду»: он выступает и как учитель жизни, внушающий мальчику необходимые ему для жизни истины, прежде всего, мысль о человеческом братстве:

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки
С разных концов государства великого -
Это все братья твои - мужики!

Исследователи обратили внимание на то, как тщательно отбирал Некрасов географические названия, стремясь в этом перечне представить всю Россию, весь русский народ назвать строителем этой железной дороги. Не случайно не дается и конкретное название дороги - рассказ получает широкое обобщение. Но повествователь не только стремится вызвать в душе генеральского сына сочувствие к крестьянской доле - в маленьком Ване он видит человека, от которого тоже зависит будущее страны. Поэтому в его обращении - и добрый совет: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не худо с тобой перенять», и слова-размышления о будущем России, внушающие мальчику веру в лучшее будущее страны:

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Характерно акцентирование в этих строфах слова «вынес», «вынесет». Оно имеет переносный смысл - «вытерпел». Но автор не случайно избегает слова «вытерпел». Именно «вынес» - как богатырь на своих плечах, вынес всю тяжесть жизни и труда. Образ народа-богатыря, строителя, созидателя, «Божьего ратника» возникает и в словах: «Вынесет все - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Слово «дорога» в этих двух строфах имеет и прямое, и переносное значение, выступая метафорой жизни. Дорога железная и дорога-жизнь соотнесены автором. Железная дорога осмысляется и как этап жизни русского народа, и как символ его жизни, нынешней и будущей. Говоря о том, что народ «проложит» себе дорогу-жизнь, автор, несомненно, хочет подчеркнуть трудность и трагизм этого великого дела, которое потребует немало новых жертв - жизней. Кроме того, проложить дорогу можно только в нехоженых местах, на новом месте. Тем самым автор указывает и на то, что созидание новой жизни - это и великий труд, и поиск новых путей, отказ от привычной жизни. И на этот богатырский подвиг есть у народа силы. Но автор не спешит с оптимистическими утверждениями: счастье, по его мнению, не увидит даже юное поколение. И последняя, завершающая главка, вполне объясняет неверие автора в возможность быстрых перемен: не одно поколение пройдет, прежде чем народ избавится от терпеливой покорности.

Важно отметить, что рассказанная история строительства железной дороги предстает как один из эпизодов жизни не только России, но и всего человечества. Те законы, которые определяют жизнь русских бедняков, - осмысляются как вековечные законы человечества. Не случайно «показ» правды о строительстве дороги начинается с вступления-обобщения:

В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Широкое обобщение возникает и далее в поэме. Отрицая право бедняков называться «строителями» Ватикана и Колизея, собора святого Стефана, генерал, в сущности, выражает позицию бесчисленных единомышленников - живущих во всех уголках мира и во все эпохи. Мысль о великой несправедливости - о забвении истинных созидателей, творцов ценностей во многом определяет замысел поэмы.

Рассказывая историю строительства железной дороги, автор не только восстанавливает справедливость. Финальная главка поэмы вносит еще одну драматическую ноту: истинные строители и сами не понимают великую ценность своего труда. Последняя часть поэмы, рисующая «отрадную картину» - прощение строителей, «задолжавших» лабазнику, и их награждение бочкой вина, - еще более усиливает трагизм нарисованной картины. Сколько горькой правды в описании мужиков, узнавших, что они не только ничего не получат за свой труд, но даже остались должны: «Может, и есть тут теперича лишку, / Да вот поди ты!..» - махнули рукой». Синекдоха, передающая единство слов и жестов, подчеркивает единство характеров и судеб. Нажившийся на строительстве лабазник да впрягшиеся вместо лошади в повозку купчины мужики, везущие «благодетеля», простившего «недоимку» и подарившего вина, - поистине страшный символ России. Голод-царь, бесконечное терпение и беззащитность народа, его неумение отстоять свои права - все это не позволяет автору рисовать подлинно отрадные картины или мечтать о скором изменении народной судьбы.

Макоед Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская ООШ"
Населённый пункт: с. Борисовка, Волоконовский район, Белгородская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Н.А.Некрасов. "Железная дорога". История создания стихотворения.
Дата публикации: 10.02.2017
Раздел: среднее образование


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская основная общеобразовательная школа Волоконовского района, Белгородской области» Урок литературы в 7 классе
по теме: Н.А.Некрасов «Железная дорога».

История создания стихотворения
Разработала учитель русского языка и литературы Макоед Наталья Васильевна 2017

Цели:
1. Актуализировать знания о творчестве Н. Некрасова 2. Закреплять умение выразительно читать лирические произведения. 3. Формировать умение определять основную мысль произведения, его художественные особенности. О ф о р м л е н и е: портрет Н. А. Некрасова, на стенде рекомендация «Как подготовить выразительное чтение стихотворения». О б о р уд о в а н и е: памятка «Как определить размер стихотворения».
Ход

у р о к а

I. Литературоведческая разминка.
1. Соедини имя и фамилию писателя. Задание: назовите имя, отчество и фамилию русского писателя. Василий Андреевич  Константин Георгиевич  Александр Николаевич  Иван Андреевич  Иван Сергеевич  Михаил Юрьевич  Николай Васильевич  Николай Алексеевич  Антон Павлович  Гоголь  Некрасов  Чехов  Тургенев  Лермонтов  Паустовский  Жуковский  Островский  Крылов  2. Соедини писателя и географическое понятие (место, с ним связанное) Михайловское  Спасское-Лутовиново  Сорочинцы  Замоскворечье  Тарханы (или Валерик)  Островский  Лермонтов  Пушкин  Гоголь  Тургенев  Вопрос: С каким местом мы связываем имя Н. Некрасова?

II. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о Николае Алексеевиче Некрасове, о его произведениях.
III. Работа со статьей учебника.
Задание: прочитайте статью, сформулируйте опорные слова для рассказа о жизни и творчестве поэта. Например, Волга. Семейное «дворянское гнездо». «Современник». «Я лиру посвятил народу своему». «Мороз, Красный нос». Комментарий учителя: Эпиграфом к рассказу о жизни Н. Некрасова можно было бы взять русскую пословицу «Воля и труд человека дивные дивы творят». Это вы поняли, прочитав статью учебника: наперекор отцу выстроил свою жизнь сам, упорство и трудолюбие принесли ему славу не просто поэта, а защитника простого человека, труженика. В поэме «Кому на Руси жить хорошо…» крестьяне, отправившиеся искать счастливого человека, убедятся, что таким может быть только защитник народа. Некрасов обладал даром большого поэта – он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники (посчитайте, сколько времени прошло с тех пор). Главной темой своего творчества (но не единственной!) он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством, и это вызывало живой отклик в сердцах читателей.
IV.

О п р е д е л е н и е

с т и хо т в о р н о г о

р а з м е р а

с т и х о т в о р е н и й

Н. Некрасова.
З а д а н и е: определите стихотворный размер каждого из отрывков из произведений Некрасова. Обратите внимание на темы его произведений (там, где можно это определить по отрывку). 1. Кто виноват – у судьбы не допросишься, Да и не все ли равно?
У моря бродишь: «Не верю, не бросишься!» – Вкрадчиво шепчет оно. (Дактиль.) 2. Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум. (Анапест.) 3. Замолкни, Муза мести и печали! Я сон чужой тревожить не хочу, Довольно мы с тобою проклинали. Один я умираю – и молчу. (Ямб.) 4. Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама слагается в уме. (Амфибрахий.) 5. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. (Хорей.) 6. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. (Дактиль.) 7. Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. (Ямб.)
V. История создания стихотворения «Железная дорога».
Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависимости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачительным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Железная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестокостью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.
VI. Комментированное чтение и анализ произведения.
1. А н а л и з п е р в о й ч а с т и с т и х о т в о р е н и я.
– Вы читали дома стихотворение, скажите, что представляет собой картина, нарисованная в первой части? (Это пейзаж, изображение осенней природы, проникнутое настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой «Все хорошо под сиянием лунным». Это настроение создается и при помощи лексики: «славная», «здоровый», «ядреный», «бодрит», «свежи», «морозные», «ясные», «хорошо».) – Найдите слово, выбивающееся из этого ряда. (Безобразие – «нет безобразья в природе!»Эта фраза настораживает: если нет безобразья в природе, значит где-то оно есть.) – Почему мягкие листья вызывают желание «выспаться»? (Это восприятие труженика, уставшего от тяжелой работы.) 2. Ч т е н и е н а и з у с т ь этого отрывка. До урока надо выяснить, кто из учеников что выучил, еще лучше определить это на предыдущем уроке. 3.С л о в о у ч и т е ля. – Итак, случайно услышанный разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику-попутчику. Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов называет цену, какой построена дорога. 4. Гр у п п о в а я р а б о та. З а д а н и е: найдите и зачитайте строки, рисующие картины подневольного труда. Как воспринимает «правду» рассказчика Ваня? Генерал? (Ваня – внимательный и впечатлительный мальчик, он как будто видел картины, которые рисовал ему попутчик. На рассказ Вани об удивительном сне генерал просто «захохотал», для него все, что говорит лирический герой – «чепуха». С точки зрения генерала, народ – это «варвары», «дикое скопище пьяниц»; он возмущен той страшной картиной, которую нарисовал герой, приказывает нарисовать светлую сторону жизни.) 5. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Применение теории в работе с текстом. Б е с ед а п о в о п р о с ам.

Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи? (Черты баллады.) – Действительно, баллада – стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим, при этом сюжет движется диалогом. Тема строительства железной дороги, унесшей тысячи жизней, достойна, с точки зрения Некрасова, иметь историческое значение. В описаниях призраков выступают и реальные, и фантастические черты.
– Какой прием использован при написании четвертой части? (Эта часть построена при помощи иронии.«Светлая сторона» – окончание тяжелых работ, когда оказалось, что рабочие еще остались должны подрядчику, издевательски звучит фраза «И – недоимку дарю!») – В чем особенность окончания стихотворения? (Используется риторический вопрос и многоточие.) – Вернемся к словам первой части «Нет безобразья в природе»: есть ли в произведении антитеза описанию природы? (Да, прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми, антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».)
VII. Развернутый ответ на вопрос.
З а д а н и е. Согласны ли вы с утверждением, что стихотворения Некрасова «проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством». Докажите примерами.
VIII.

Домашнее

задание.
Закончить письменную работу, выучить отрывок из стихотворения.

История создания произведения Некрасова «Железная дорога»

Стихотворение «Железная дорога» — одно из самых драматичных произведений Некрасова. Впервые стихотворение с указанием автора «Посвящается детям» было опубликовано в десятом номере журнала «Современник» за 1865 год. Опубликованное стихотворение вызвало негодование цензуры — после двух предостережений в июне 1866 года журнал закрыли. Особые нарекания были в адрес эпиграфа, который, по мнению цензуры, придал стихотворению острый общественный смысл и бросал тень как на бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, так и на его умершего покровителя, то есть царя.
Реальной основой стихотворения «Железная дорога» явилась постройка (1842-1855 гг.) первой в России Николаевской железной дороги (ныне Октябрьской). Первого ноября 1851 года открылось постоянное движение поездов по магистрали Санкт-Петербург — Москва, величайшей по протяженности и наиболее совершенной в мире по техническому оснащению двухпутной железной дороги. В России это было время крепостного строя, свободной рабочей силы было очень мало. Поэтому основными строителями железной дороги были государственные и крепостные крестьяне, которых приводили на строительство партиями, бессовестно обманывали, наживали на их труде огромные состояния. Крепостных вообще помещики отдавали в аренду. Юридически строители Николаевской железной дороги были совершенно беззащитны. Россия знала в то время один способ строительства — подрядный. Именно так и строилась Николаевская железная дорога.
Этой стройкой руководил один из важных сановников того времени граф П.А. Клейнмихель. Желая угодить царю необычайно быстрым темпом работ, он не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих; несчастные умирали сотнями и тысячами в сырых и холодных землянках.
В русской литературе в то время было немало написано стихов, посвященных железной дороге. В них авторы благодарили императора и чиновников, называя их строителями железной дороги. Некрасов создал стихотворение в противовес этой литературе.
Близкий приятель Некрасова инженер Валериан Александрович Панаев, лично участвующий в работах по строительству железной дороги, так характеризовал положение рабочих: «Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил безо всякого, можно сказать, вознаграждения».
Это подтверждает и официальный доклад тогдашнего ревизора Мясоедова. Оказывается, что за полгода каторжной работы землекопы получали в среднем 19 рублей (то есть 3 рубля в месяц), что у них не хватало ни одежды, ни обуви, что, пользуясь неграмотностью и забитостью людей, приказчики обсчитывали их на каждом шагу. А когда один из землекопов выразил недовольство казенным пайком, его наказали плетьми. В другой раз жандармы выпороли 80 рабочих из партии в 728 человек. Будучи доведены до крайнего отчаяния, рабочие то и дело убегали на родину, но их ловили и возвращали на стройку.

Род, жанр, творческий метод

«Железная дорога» по размеру небольшое стихотворение. Однако по масштабу событий, по своему духу это стихотворение — настоящая поэма о народе. Публицистическая направленность стихотворения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение — с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы — с идейной направленностью.

Тематика анализируемого произведения

Главное содержание поэзии Некрасова — любовь и сострадание к простым людям, к народу, к русской земле. В своем стихотворении «Железная дорога» Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему — роль капитализма в развитии России. На примере строительства железной дороги автор показал, как ценой непосильного труда и жизней сотен простых людей новые общественные отношения утверждались в России.
Некрасов не ограничился показом ужасов каторжного труда. Он восхищается трудовым подвигом людей, которые «надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой», и все же построили дорогу. Некрасов воспевает народный труд, прославляет «привычку к труду благородную». Он прославлял народное терпение и выносливость, трудолюбие и высокие нравственные качества: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не худо с тобой перенять... / Благослови же работу народную / И научись мужика уважать».
И в то же время с душевной болью автор показывает покорность народа, смирившегося со своим положением. Противопоставляет красоту, разлитую в мире природы: «нет безобразья в природе... все хорошо под сиянием лунным», — тому «безобразью», которое царит в мире человеческих отношений, и вновь подчеркивает любовь к «родимой Руси».

Идея стихотворения «Железная дорога»

Анализ произведения показывает, что в «Железной дороге» слышится уверенность поэта в светлом будущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в «Железной дороге» предстает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает автору высказать свой взгляд на народ в полемике с генералом, который называет строителем железной дороги графа Клейнмихеля, а народ в его представлении - это «варвары, дикое скопище пьяниц». Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших условиях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в юном Ване, олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уважение к нему, к его созидательному труду.

Основные герои произведения

В стихотворении нет отдельных героев. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель, а не народ — оборванные мужики, согнанные на строительство дороги голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик. Из этой толпы автор выделяет фигуру землекопа: «губы бескровные», «веки упавшие», «язвы на тощих руках». А рядом с ними — виновник народных бедствий — разжиревший «лабазник». Это самоуверенный, хитрый и наглый казнокрад.
Образы в «Железной дороге» наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво — таким, каков он есть в действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.
В стихотворении изображен народ в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт уверен, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную».
Народу противостоит в стихотворении генерал, который в своем монологе пытается выступить в роли защитника эстетических ценностей, вспоминая Колизей, Ватикан, Аполлона Бельведерского. Однако перечисление произведений искусства и культуры в устах генерала сменяется ругательствами в адрес народа: «варвары», «дикое скопище пьяниц», что свидетельствует о его истинной культуре. Генерал воспринимает народ как разрушителя всего прекрасного, а не созидателя.

Сюжет и композиция

В контексте анализа стоит отметить, что стихотворению предшествует эпиграф — разговор в вагоне между мальчиком Ваней и его отцом. Мальчик спрашивает отца о том, кто строил железную дорогу. Отец («в пальто на красной подкладке») назвал «графа Петра Андреевича Клейнмихеля». Пальто на красной подкладке носили только генералы. А армячок же Вани — демонстрация генеральского «народолюбия». Папаша хочет подчеркнуть свою любовь к «простому мужичку». Лживому утверждению генерала о том, что строил дорогу начальник железнодорожного строительства граф Клейнмихель (который прославился хищениями и взятками), Некрасов противопоставляет подлинную правду и показывает истинного строителя дороги — народ.
В «Железной дороге» две сюжетные линии. Первая из них: рассказ лирического героя, задетого словами «доброго папаши» — генерала, об истинных строителях железной дороги. Вторая линия -это сон Вани, в котором появляется толпа строителей, рассказывающих о своей нелегкой судьбе.
Стихотворение состоит из четырех частей. В первой части перед нами — прекрасный осенний пейзаж: воздух «здоровый, ядреный», листья «желты и свежи лежат как ковёр», всюду — «покой и простор». Автор подчеркивает: «Нет безобразья в природе!» Первая часть является экспозицией дальнейшего повествования.
Вторая часть — основная в стихотворении. Поэт — лирический герой — рассказывает Ване правду о строительстве железной дороги: «Труд этот, Ваня, был страшно громаден — / Не по плечу одному!» Мальчик узнает, что настоящим строителем дороги является не царский ставленник и казнокрад, а народ, согнанный на строительство «чугунки» голодом. По обеим сторонам дороги — «косточки русские», «толпа мертвецов». В заключительных словах лирический герой обращается не только к мальчику, но и ко всему молодому поколению 60-х годов XIX века.
В третьей части генерал требует обратиться к «светлой стороне» строительства, он возражает против рассказа автора. Здесь в полной мере раскрывается характер генерала, пустого и жестокого человека. Однако рассказ продолжается. Тяжелый непосильный труд («надрывались под зноем, под холодом»), голод людей, которых грабили десятники, «секло начальство, давила нужда» — в центре третьей части стихотворения.
Четвертая часть, рисуя «светлую сторону», наполнена иронией, скрытой насмешкой в изображении картины получения награды за «труды роковые»: «Мертвые в землю зарыты; больные / Скрыты в землянках...». А те, кто не умер от голода и болезней, оказались обманутыми: «Каждый подрядчику должен остался...».

Художественное своеобразие

Повествование в стихотворении начинается с описания прекрасного осеннего пейзажа. Автор показывает, что в природе «нет безобразья», все соразмерно. Изображение «покоя» в природе противопоставлено картинам непосильного труда и бесчеловечного отношения к простым людям. Некрасову свойственно в поэзии преувеличение. И в стихотворении «Железная дорога» оно присутствует. Поэт обращается к многообразным средствам художественной изобразительности.
В самом названии стихотворения эпитет «железная» несет в себе оценочный смысл, то есть дорога, построенная тяжелым трудом.
Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе,— описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях, с которым обращается к нему рассказчик, рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами и странными песнями.
Стихотворение написано истинно народным поэтическим языком. Как всегда, «заговорил народ; точнее — поэт сам, лично заговорил как русский простолюдин, языком, прибаутками, юмором крестьянина, рабочего, наборщика, солдата и проч.» (В.В. Розанов).
«Железная дорога» написана в основном четырехстопным дактилем, построение строки стихотворения позволяет передать ритмический стук колес идущего поезда.

Значение произведения

Анализ произведения явственно доказал, что стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью. Некрасов — один из поэтов, которые определяют направленность искусства на долгие годы, на целые периоды его развития. И литература критического реализма, и живопись (художники-передвижники), и в некотором отношении даже русская музыка — развивались под воздействием скорбной и страстной поэзии Некрасова. Сострадание, обличение и протест проникали во все сферы русской жизни. Социальный характер русской культуры складывался в значительной степени под влиянием Некрасова.
НА Некрасов создал новый тип поэтической сатиры, сочетая элегические, лирические и сатирические мотивы в пределах одного стихотворения, как в «Железной дороге». Некрасов расширил возможности поэтического языка, включая в лирику сюжетно-повествовательное начало. Он освоил русский фольклор: склонность к песенным ритмам и интонациям, использование параллелизмов, повторов, трехсложных размеров (дактиля и анапеста) с глагольными рифмами. Некрасов поэтически осмыслил пословицы, поговорки, народную мифологию, но главное — он творчески перерабатывал фольклорные тексты, раскрывая потенциально заложенный в них революционный, освободительный смысл. Необычайно раздвинул Некрасов и стилистический диапазон русской поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, диалектизмы, смело включая в произведение разные речевые стили — от бытового до публицистического, от народного просторечия до фольклорно-поэтической лексики, от ораторско-патетического до пародийно-сатирического.

Это интересно

Любой путешествующий из Петербурга в Москву проезжает город Чудово. Впервые деревня Чудово на реке Кересть в Грузинском погосте упоминается в Новгородской писцовой книге в 1539 г.
К середине XVIII в. Чудово превращается в большое ямское село с почтовой станцией, трактирами, торговыми лавками. В окрестностях села находились владения помещиков и петербургской знати. В 1851 г. через него прошла Николаевская железная дорога (Санкт-Петербург — Москва). А в 1871 г. закончилось строительство железной дороги Новгород — Чудово, и возле железнодорожной станции вырос крупный посёлок.
С Чудовской землей связан целый период в творчестве поэта Некрасова. В 1871 г. у помещиков Владимировых поэт купил небольшое имение Чудовская Лука. Оно располагалось там, где река Кересть — приток Волхова — делает красивую петлю. В старом саду стоит двухэтажный деревянный дом, в котором с 1871 по 1876 г. поэт проводил каждое лето. Некрасов приезжал сюда отдыхать от журнальных дел и цензурных мытарств со своей женой Зиночкой. Она сопровождала Некрасова в поездках в Чудово и даже участвовала в охотах. Обычно Некрасов жил здесь по несколько дней летом и лишь однажды — в 1874 г. —остановился здесь на два месяца. Тогда он и написал 11 стихотворений, составивших так называемый «Чудовский цикл». Детали жизни и быта местных крестьян и новгородские впечатления поэт использует в стихотворениях «Железная дорога», «Пожарище», в лирической комедии «Медвежья охота». Здесь же он создал текст знаменитой «Элегии» («Я лиру посвятил народу своему...»).
Стихотворение «Железная дорога» возникает на новгородском материале. Документально точно описание дороги в 644 километра. Об условиях жизни строителей он говорит с гневом:
Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролись с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.

Илюшин АЛ. Поэзия Некрасова. — М., 1998.
РозановаЛА. О творчестве НА Некрасова. — М., 1988.
Русские писатели XIX в. о своих произведениях: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан. — М., 1995.
Скатов Н.Н. Некрасов. — М., 1994.
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. — М., 1971.
Якушин Н.И. НА Некрасов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев, колледжей. — М.: Русское слово, 2003.

Некрасов Железная дорога анализ стихотворения

План

1.История создания

2.Жанр

3. Основная идея

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания . Произведение «Железная дорога» написано поэтом в 1864 г. и посвящено строительству первой в России Николаевской железной дороги (1842-1852). Николай I, не учитывая особенностей местности, просто провел по линейке черту на карте. Эта чудовищная беспечность обернулась огромным количеством погибших рабочих при строительстве в непроходимых болотах и лесах.

2. Жанр стихотворения - излюбленная и доведенная поэтом до совершенства гражданская лирика.

3. Основная идея стихотворения - тяжелое положение простого народа, вынужденного расплачиваться своими жизнями за прогресс в России. Царь и его окружение совершенно не считались с ценой за грандиозный проект. Согнанные со всех концов Руси крестьяне работали в нечеловеческих условиях, костями устилая бескрайние просторы своей земли. Не случайно первая часть стихотворения с любовью описывает прекрасный пейзаж, которому суждено было стать огромной братской могилой. Резкий контраст этому описанию представляет возникшая в воображении рассказчика картина тяжелого физического труда. Перед нами проносятся души всех погибших на строительстве. Они не понимали значения своего огромного дела. Крестьян принудили к работе царь земной и царь незримый - голод. В монологе генерала вскрывается циничное отношение высшего общества к рабочим. Удел холопов - пьянство и воровство, поэтому и жалеть их нечего. В этом проявляется абсолютная неграмотность и глупость генерала, не понимающего того, что все достижения и успехи государства опираются на подавляющую массу забитого и униженного крестьянства. «Светлой» картиной, завершающей произведение, является расчет с рабочими. Обессилевшие крестьяне, герои труда, получают награду - …бочку водки. А проявление «безмерной щедрости» начальства - прощение всех недоимок и прогулов. Страна делает огромный шаг вперед, начальники торжествуют, народ же, как всегда, оказывается в дураках.

4. Композиция . Стихотворение «Железная дорога» состоит из четырех частей. Первая - лирическое описание проносящегося мимо путешественников российского пейзажа. Вторая - ужасная картина непосильного труда. В третьей части описаны примитивные размышления и мнение генерала. Заключительная часть - «радостная» картина, результат работы.

5. Размер стихотворения - чередование четырех- и трехстопного дактиля с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Некрасов широко использует эпитеты в описании природы («славная», «ядреной», «студеной») и страданий рабочих («громаден», «страшной», «бесплодные»). Первая часть богата сравнениями: «как тающий сахар», «как в мягкой постели», «как ковер». Ярким олицетворениями описан голод: «царь беспощаден», он «водит», «сгоняет», «ходит». В целом первые части построены на резком контрасте друг с другом. Третья и четвертая части написаны предельно кратким языком без особого использования выразительных средств. Значительно приближает к реальности живая разговорная речь начальника «…нешто… молодца!.. молодца!...».

7. Основная мысль произведения - страдания простого народа неисчислимы. Ему приходится на своих плечах нести цивилизационное развитие России. В конце второй части Некрасов делает главное заявление о том, что русский народ все вынесет и придет к счастливому будущему. Но до этого еще очень далеко, «прекрасная пора» в туманной неизвестности.

В начале 1842 года Николай I издал указ о начале строительства Она должна была соединить Москву и Петербург. Все работы, которыми руководил главный управляющий путями П. А. Клейнмихель, завершились в рекордно короткие сроки. Уже в 1852 году дорога была запущена.

Русский поэт, Некрасов Николай Алексеевич, посвятил этому событию одно из наиболее значимых стихотворений гражданской направленности. Вот только внимание его в большей мере привлекают не столько блага, которые давала дорога, позволившая сократить время пути с одной недели до суток, сколько то, какой ценой она досталась России.

Из истории создания произведения

Стихотворение "Железная дорога" Некрасова было написано в 1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель, отличавшийся невероятной жестокостью по отношению к подчиненным и компрометировавший власть, отстранен от должности Александром II.

Вместе с тем проблема, которую поднимает автор произведения, в 60-е годы XIX века являлась весьма злободневной. В это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым.

Работая над стихотворением, поэт изучил ряд публицистических документов, среди которых статьи Н. Добролюбова и В. Слепцова о жестоком отношении управляющих к подчиненным, опубликованные в 1860-61 годах, что расширяет временные границы произведения. Фамилия же Клейнмихеля в большей мере должна была отвлекать внимание цензуры от актуальности темы. Но даже это не делало его менее обличающим, что позволяет понять детальный анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.

Композиция стихотворения

Произведение состоит из 4 глав, объединенных образами повествователя (лирического героя), генерала и его сына Ванюши, оказавшихся вместе в вагоне поезда Москва -Петербург. Роль экспозиции играет эпиграф, оформленный в виде диалога отца и сына. Именно ответ генерала на вопрос сына о том, кто построил эту железную дорогу, заставил повествователя вмешаться в их разговор. Возникший в результате спор и был положен в основу стихотворения (ниже приводится план) «Железная дорога».

Некрасов адресует свое произведение таким же детям, как Ваня. По мысли поэта, они непременно должны знать пусть и горькую, но все же правдивую историю своей страны, так как за ними будущее России.

Глава 1. Осенний пейзаж

Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: "Тогда где же оно есть?"

Глава 2. Строители железной дороги

Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь - заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот… не по плечу одному», а значит, и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь - Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.

«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, - эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» - в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов - строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» - работать - и обращает внимание мальчика повествователь.

Описание белоруса

Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».

В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова - глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах - признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других - могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.

Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.

Глава 3. Роль народа в истории

Паровозный свисток, подобно крику петуха, развеял казавшиеся такими реальными видения (вспоминаются черты баллады, которые удачно использует в стихотворении «Железная дорога» Некрасов).

Идея повествователя о великом подвиге, совершенном народом, и рассказ Вани об удивительном сне вызывают у генерала лишь хохот. Для него простые мужики не больше чем пьяницы, варвары и разрушители. В его представлении восхищения достойны только истинные создатели прекрасного, а должны быть талантливые одухотворенные люди. Эстет в душе, недавно видевший лучшие творения искусства в Риме и в Вене, генерал презирает необразованного мужика, ни на что, по его мнению, не способного. В том числе и на строительство железной дороги. В этом споре героев отразилось актуальное в середине века противостояние материалистов и эстетов о том, что полезнее: практичность (т. е. глиняный горшок) или красота - статуя Аполлона (А. Пушкин, «Поэт и толпа»).

Отец считает, что подобные истории изначально вредны для сердца ребенка, и просит показать «светлую сторону» строительства. Стихотворение «Железная дорога» Некрасова завершается рассказом о том, какую награду получил народ за свою работу.

Глава 4. «Светлая сторона» строительства

И вот рельсы уложены, мертвые похоронены, больные - в землянках лежат. Пришло время получать награду за труды. Все подсчитали десятники за время работы: «брал ли на баню, лежал ли больной». В результате каждый приказчику еще и должен остался. На этом фоне иронично звучат слова лабазника, выкатившего бочку вина: «И - недоимку дарю!» Невеселые мысли навевает последняя глава и ее анализ. «Железная дорога» Некрасова - это произведение не только о трудовом подвиге русского народа, но и о его холопской сути, которую ничем не сломать. Замученный, нищий, привыкший к покорности мужик ликовал и «купчину с криком "ура!"» по дороге помчал…

Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»

Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.

Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.

Отношение современников к стихотворению

Новое произведение Н. Некрасова вызвало широкий общественный отклик. Не случайно, один из цензоров назвал его «страшной клеветой, которую нельзя читать без содрогания». А журнал «Современник», первым опубликовавший текст, получил предупреждение о закрытии.

Г. Плеханов вспоминал о знакомстве со стихотворением в выпускном классе военной гимназии. По его свидетельству, первым желанием его и товарищей было одно: взять ружье и пойти «сражаться за русский народ».