Личностная зрелость. Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться Критерии определения уровня зрелости личности

В психологической практике есть проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться. Особенно очевидной она становится, когда случается общаться с группой людей разного возраста и разного уровня зрелости.

Со стороны это выглядит так, будто психолог, отвечая на вопросы разным людям, путается в показаниях и противоречит сам себе. На одни и те же вопросы порой даются полностью взаимоисключающие ответы, и это сильно сбивает с толку слушателей/читателей. Тот же эффект есть и в индивидуальной работе, но там все-таки проще преодолеть кажущиеся противоречия и показать взаимосвязь различных уровней понимания.

Если у вас сохранились хотя бы смутные воспоминания об уроках геометрии, то проще всего проиллюстрировать эту тему, используя пример пространств с различным числом измерений.

Помните эти мелкие «парадоксы» при переходе из двухмерного в трехмерное пространство? Параллельные прямые, которые на плоскости никогда не пересекаются, в объемном пространстве вполне могут оказаться перпендикулярными друг другу, а в более многомерном пространстве могут хоть в узел завязаться, оставаясь все такими же прямыми и параллельными в одной из своих проекций на плоскость.

Отсюда и возникает кажущееся противоречие: на простом (плоском) уровне восприятия ответ всегда прост и очевиден, но как только мы начинаем углубляться в понимание природы вещей, ответы становятся все более парадоксальными. Но, как и в геометрии, никакого противоречия на самом деле нет, вопрос только в том, понимают ли собеседники, о каком числе измерений в данный момент идет речь.

Теперь о том же самом подробнее и в психологическом контексте.

Есть такое мнение, хорошо согласующееся с практикой, что разные люди рождаются с разными начальными уровнями зрелости. В индийской традиции это отражено в кастовом строе, который предполагает, что каждый человек принадлежит к тому социальному слою, в котором он родился. На западе и во многих других культурах аналогичным образом происходит деление на аристократию и простых смертных.

Очевидно, что дело тут не в генетике и даже не в воспитании. В семье необразованных бедняков вполне может родиться царь по духу, а сколько в человеческой истории было дегенератов королевских кровей и напоминать не нужно. Возможно, и есть какая-то корреляция между происхождением и начальным уровнем зрелости сознания, но зависимость это точно не прямая. То есть, все, о чем мы можем говорить, это сам факт некоего врожденного различия.

Также можно предположить, что в течение жизни происходит какое-то продвижение по шкале зрелости. Но темп этого развития достаточно низок, поскольку основной движущей силой здесь являются острые столкновения с жизнью, заставляющие человека переосмыслять самые глубокие свои установки и воззрения. Но никто не стремится к подобным столкновениям по доброй воле. Более того, для нас совершенно естественно избегать подобных столкновений, а уклад нашей современной жизни с ее комфортом и безопасностью, позволяет решать эту задачу без особых затруднений. В результате поводов для развития остается не так уж и много, и во многих случаях - если не в большинстве - люди так и остаются на своей начальной ступеньке зрелости.

Зрелость личности

Одномерное (зачаточное) сознание. Самая простая и инфантильная форма сознания. Человеку этого типа свойственны однозначные и потому крайне примитивные суждения о жизни. Восприятие грубое, эмоциональные реакции полярные (черно-белые), эстетическое чувство отсутствует.

В определенном смысле эти люди счастливы, поскольку у них не так много поводов и возможностей создать какой-либо внутренний конфликт. В их жизни все просто и понятно - надо работать, надо развлекаться, надо рожать детей, надо умирать. Не в чем сомневаться, не о чем спорить - они полностью убеждены в собственной жизненной позиции и не собираются ее менять.

Находясь на этом уровне зрелости, человек довольствуется самыми простыми радостями жизни и не ждет каких-либо великих свершений. Это классический тип простого и по-земному мудрого деревенского жителя, у которого полно забот по хозяйству, и никаких личностных амбиций. Он просто живет день за днем, точно так же, как жили его родители и деды. Ничего другого ему и не нужно. Но это не та простота и естественность, к которой приходит адепт дзэна на самом пике прозрения. Простота одноклеточного сознания все-таки ближе к примитивности, к неспособности вместить что-либо большее, воплощение невежества.

У этих людей никогда не возникают вопросы о природе бытия. У них вообще очень мало вопросов, потому что ответы для них всегда очевидны. По этой же причине у них нет ни единого повода обращаться за помощью к психологам или даже к духовникам - жизнь сама расставляет все по местам. А там, где нет вопросов, не нужны и никакие ответы, поэтому проблема объяснения и понимания на этом уровне полностью отсутствует.

В геометрической метафоре одномерное пространство подразумевает, что ни о каких параллельных прямых тут речи быть не может. Прямая здесь только одна, поэтому нет никаких вопросов, сомнений и проблем. Скорее всего, это самый затяжной этап, поскольку без конфликта нет развития.

Двухмерное (невротическое) сознание. Уровень сознания обычного среднестатистического гражданина. Эти люди целиком и полностью живут в мире догм и стереотипов. Конформисты - мнение большинства для них закон. Вкусы и эстетические предпочтения усредненно обычные, соответствующие конъюнктуре.

Параллельные прямые добра и зла на этом уровне никогда не пересекаются. Отсюда и огромное количество внутренних противоречий и конфликтов - душевный хаос никак не вписывается в прокрустово ложе примитивных и однобоких воззрений.

Условно говоря, это душевное состояние человека дофрейдовской эпохи, когда у среднего обывателя не было ни малейшего представления о наличии у себя неосознаваемых психических процессов. И главное их страдание вызвано несоответствием «плоских» сознательных представлений «объемным» процессам и мотивам, присущим бессознательному.

Классический пример из психоаналитической традиции - это случай молодой женщины, у которой начался психоз из-за конфликта между сознательной позицией и чувствами, возникшими на более глубоком уровне. Требование любить и заботиться о своем отце столкнулось с чувством облегчения, которое возникло в момент его смерти после продолжительной и утомительной для всех болезни. Противоречие между тем, что она должна была чувствовать, и тем, что она почувствовала в действительности, привело ее в психушку.

Соответственно, работа по развитию сознания на этом уровне происходит в направлении открытия для человека нового измерения - сферы его бессознательных чувств и мотивов. Это и есть постепенный переход от плоского восприятия жизни и внутреннего пространства к объемному.

Можете представить себе тот квантовый скачок в сознании, когда привычный уютный двухмерный мирок оказывается лишь пунктирной проекцией темного и пугающего трехмерного пространства. Весь мир в этот момент переворачивается вверх дном. То, что еще вчера было простым, понятным и однозначным, больше таковым не является. За каждым поверхностным мотивом, всегда находится что-то более глубокое и часто весьма неприглядное. Знакомые ориентиры утрачиваются, а новые еще не сформированы. Хаос, шок и трепет.

Трехмерное (выздоравливающее) сознание. Параллельные прямые привычных ценностей на этом уровне часто оказываются перпендикулярными друг другу. Такое положение дел требует куда большей гибкости ума и оперативной памяти, способной вместить в себя объемное восприятие внутренней реальности.

На этом этапе развития человек хоть и с неохотой, но все-таки признает, что центр тяжести психического аппарата находится не там, где всегда предполагалось. Бессознательные ранее чувства и реакции теперь становятся все более очевидными, но примирения с ними не наступает. Эгоистичное сознание все еще изо всех сил тянет одеяло на себя и пытается остаться у власти.

С одной стороны, человек теперь признает, что его мотивы далеко не так чисты, как это декларируется на уровне личностного сознания, с другой - сохраняется пока старая тенденция борьбы с собой. Основной внутренний конфликт остается незатронутым, и со стороны Эго долгое время не прекращаются еще попытки подчинить себе бессознательное с его звериными инстинктами.

Однако уже на этом этапе потихоньку начинается процесс индивидуации - высвобождение и отделение от толпы. Человек все глубже понимает свою природу, и это наконец-то дает ему возможность и основания прислушаться к своему собственному мнению и начать формировать свой собственный вкус в жизни.

Его взгляды долгое время еще остаются в рамках общепринятых стандартов, но все чаще у него возникает ощущение, что эти стандарты для него тесноваты. А обострившийся ум и более тонкое восприятие теперь постоянно наталкиваются на смутную пока догадку, что помимо трех уже известных измерений, вероятно, есть еще и четвертое - Бог, Самость, Судьба, Природа… что-то такое, что до сих пор оставалось за сценой, но фактически режиссировало все происходящее вокруг.

Многомерное (здоровое) сознание. Этап состоявшегося примирения с собой и последующего самоотречения. Личное Я на этом уровне продолжает свое обычное функционирование, с той лишь разницей, что оно больше не озабочено собственной драмой. Некоторые внутренние конфликты все еще остаются, но в них больше нет прежнего ожесточения. Упираясь в границы познания, ум перегорает и вывешивает белый флаг - теперь уже больше не важно, параллельны прямые или нет.

Взгляды на жизнь становятся все более неопределенными, вера в непогрешимость вселенской механики постепенно превращается в глубокую убежденность, а значит остается все меньше поводов для беспокойства и душевного смятения. Все идет своим чередом и именно так, как и должно идти, даже если сохранившиеся в памяти стереотипы кричат, что это дорога в ад.

Человек приходит к пугающему, но вместе с тем и освобождающему выводу, что, по большому счету, нет никакой возможности точно разобраться в собственных мотивах - они просто есть. И точно так же невозможно разобраться в том, как устроена жизнь, - она тоже просто есть. Единственный незыблемый факт - это факт самого бытия. Все остальное - только домыслы и концепции.

Мир все еще воспринимается дуалистично, но границы правильного и неправильного, доброго и злого все больше размываются. Очевидным становится, что единственный объективный ориентир в оценке окружающей действительности - это свое собственное субъективное ощущение. Объективное и субъективное меняются местами - теперь уже нет ничего более объективного, чем субъективное.

Результатом череды этих трансформаций становится одиночество без капли сожаления и свобода без капли страха. Процесс индивидуации можно считать завершенным - человек окончательно утверждается в том, чтобы быть собой, со всеми своими странностями и получать от этого максимум удовольствия.

Остается, однако, последняя ложка дегтя: смутное ощущение, что быть собой на личностном уровне - это еще не значит быть собой в абсолютном смысле. Примирение со своими демонами и осознание полной своей подчиненности божественной воле, поднимает последний вопрос - кто есть Я, кто есть Бог, где граница между первым и вторым, и не получится ли в итоге так, что никакой границы нет, а первое тождественно второму?

Безмерное (пробужденное) сознание. Эту песню мы петь не будем, потому что слова ее нам не известны… но пару слов все-таки скажем.

Если бы рыба спросила, как быть рыбой, мы бы без тени сомнения поняли всю анекдотичность этого вопроса. Но когда человек спрашивает, как быть человеком, мы погружаемся в философские раздумья и ощущаем интеллектуальную неполноценность в своей неспособности дать исчерпывающий академический ответ.

Следуя нашей пространственной метафоре, можно попробовать представить себе восприятие мира с бесконечным числом измерений. Задача кажется неразрешимо сложной, но это и есть та самая интеллектуальная западня с вопросом о том, как быть человеком. Есть ли у человека хоть малейшая возможность им не быть? Что такое может предпринять человек, чтобы перестать быть человеком?

То же самое и с нашим сознанием: может ли оно быть чем-то иным, кроме самого себя? И если в конечной или изначальной своей форме оно безмерно и безгранично, то могло ли оно хоть на мгновение перестать быть таковым? Очевидно, что не могло, а это значит, что наше привычное повседневное сознание - это и есть Оно.

Фокус только в том, что на долгие годы наше внимание прилипло к экрану с картинками, и искреннее сопереживание главному герою затмило собой восприятие более широкой реальности. Мы видим фильм, но больше не видим экрана, на котором его показывают. Как хорошая книга заставляет нас забыть о делах, сне и чувстве голода, так и история про самих себя, которую мы наблюдаем десятилетиями, заставляет нас забыть о своей настоящей природе. Но никто и никогда не переставал быть собой. Бог, играющий в шахматы, остается Богом… даже если с треском проигрывает партию.

Уровни непонимания

Теперь возьмем какой-нибудь простой насущный вопрос и посмотрим, как можно на него ответить на разных уровнях понимания. Допустим, сложилась какая-то спорная ситуация, где требуется совершить какой-то выбор, и этот выбор не кажется легким. Содержание самой ситуации нас не волнует. Это может быть проблема на работе, конфликт в отношениях, выбор своего пути в жизни и все, что угодно еще - ответ в любом случае будет тот же самый.

На самом первом уровне ответ на вопрос «Что делать и как жить дальше?» будет примерно таким: «Поступай, как проще и удобнее, избегай ответственности - будь поближе к кухне, подальше от начальства» . Это вполне здравая и мудрая позиция, и, скорее всего, в вашем окружении достаточно людей, которые ее придерживаются и не собираются ее менять.

На втором уровне уже требуется некоторое самосознание, и ответ на тот же вопрос звучит так: «Живи по совести, будь разумным человеком, принимай решения и бери на себя ответственность - твоя жизнь в твоих руках и только тебе решать, как ты ее проживешь!» И снова совершенно здравая и обоснованная позиция. Таких вот «сознательных» невротиков людей в нашем окружении еще больше, потому что именно они составляют костяк нашего общества. Именно на этом уровне формируются и укрепляются основные социальные стереотипы, с которыми приходится сталкиваться и бороться на следующем этапе.

На третьем уровне ответ выглядит так: «Жизнь одна, поэтому быть счастливым важнее, чем быть хорошим, - перестань оглядываться на других, будь честен с собой, поступай, как считаешь нужным, и неси полную ответственность за свой выбор» . Глубокое осознание такого взгляда на жизнь встречается реже, поскольку требует определенного мужества и внутренней стойкости. Но если человек укореняется в этой позиции, для него открываются многие двери, которые ранее были закрыты. Социальный успех, здоровые отношения, внутреннее равновесие и все прочие земные радости становятся доступны только с этого уровня зрелости.

На четвертом уровне ответ опять трансформируется: «Вопроса о том, как поступить, на самом деле нет - есть только пауза между возникновением ситуации выбора и тем моментом, когда выбор будет сделан за пределами сознания. Заполнять эту паузу беспокойством, сомнениями и размышлениями нет никакого смысла - в нужный момент решение придет само по себе в готовом виде, а нам остается только нести ответственность за сделанный выбор» . Такой ответ переварить гораздо сложнее, поскольку ценой, которую здесь придется заплатить, становится собственная личность - тот самый главный персонаж, сопереживание которому заставило нас покинуть рай и спуститься на грешную землю. Привычные ориентиры на этом этапе утрачиваются, и жизнь превращается в ту саму реку, по которой проплывают то друзья, то враги, то приятные события, то неприятные. Цена высока, но состояние счастливого благополучия того стоит.

На последнем уровне ответ так же прост, как и на первом: «Смотри кино, жуй попкорн» . На этом этапе уже нет ни вопроса, ни ответа, ни вопрошающего, ни отвечающего, есть только тотальное функционирование вселенной, в котором мы одновременно являемся и режиссером за кулисами, и актером на сцене, и зрителем в зале. Бесконечное сновидение, в котором мы с огромным удовольствием снимся самим себе.

Вот и получается: вопрос один - ответы разные. Хуже того, ответы противоречат друг другу и, кажется, создают еще большую путаницу. Но в действительности никакого противоречия между ними нет, и ответ каждый раз дается тот же самый - отличается только интерпретация или уровень упрощения.

Всякий раз, на любом уровне понимания мы говорим об одном и том же - о доверии себе и своим суждениям, безо всякой оглядки на то, какими глубокими могут быть наши заблуждения в данный момент. Но даже и эта рекомендация, в сущности, абсурдна, поскольку это очередной совет рыбе оставаться рыбой. Ничем и никем другим, кроме самих себя мы быть не можем. Свобода и мужество быть собой - это не героическое свершение, а самая банальная вещь на свете. Ложный драматизм борьбы за самого себя - лишь попытка убежать от нелестной правды о себе и своих настоящих приоритетах.

Мы сколько угодно можем дурачить себя, что нам не хватает смелости жить по-своему, но правда в том, что никак иначе, кроме как «по-своему» мы жить не можем - нам просто не хватает духу признать, что всю свою жизнь мгновение за мгновением мы прожили именно так, как того и хотели.

p. s.

Очевидное проявление этой проблемы с разными уровнями объяснения - это статьи на этом сайте и та путаница, которая возникает, когда в тексте проблема рассматривается с одного уровня понимания, а читатель пытается ее осмыслить с какого-то другого.

Человеку, комфортно обитающему на уровне «плоского» невротического сознания, будет совершенно не понятно, о чем говорится в статье, если проблема там рассматривается «в объеме». Для него текст покажется полнейшей галиматьей. Точно так же и наоборот - зрелому человеку некоторые другие статьи покажутся слишком грубым упрощением, потому что изначально они были нацелены на другого читателя.

Поэтому, читая статьи и слушая семинары, держите в голове эту общую схему и старайтесь отслеживать, на каком уровне и для кого в данном случае идет повествование.

Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧

| Ответить Спрятать ответы ∧

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, - это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 26. Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста Средний возраст отличается от предыдущих периодов развития личности отсутствием конкретных рамок и определений. Понятие «зрелый человек» охватывает довольно обширную

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Критериев успеха нет Мудрый руководитель не вовлекается сам и не поддерживает в группе игру в «успех - поражение». Он понимает, что стремление к успеху порождает соревнование и зависть между членами группы, что приводит к поражению. Он не провозглашает какие-либо

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Конец личности - начало человека По улице проносили покойника. Сын спросил у Моллы: - Отец, что это такое? - Человек. - А куда его несут? - Его несут туда, где нет ни хлеба, ни воды, ни дров, ни огня. Сын Моллы подумал немного и сказал: - Ну так бы и сказал, что к нам в дом

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Глава 6 Роль индивидных свойств человека в развитии личности Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми«Идея о человеке как о венце творения, воспринимавшаяся на первых порах как выражение человеческой гордыни, как дерзкое посягательство на не

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

2.1. Понятие о зрелости человека В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый - как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный,

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Характер человека и черты личности Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором были

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

Глава пятая Сущность человека в системе личности Личность никогда не может оставаться анонимной; она всегда готова облачиться в новые одежды, получить другое имя, так как отождествление с чем-либо – ее подлинная сущность. Джидду

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

Психология личности человека мистического В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Глава 5 Общее и индивидуальное б психике человека, типологии личности 1. Индивидуальность и личностьПонятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги автора

Из книги автора

Иерархия критериев Смещение фокуса внимания на другой критерий, относящийся к данному убеждению и превосходящий его по значимости.Вопросы: Что является более важным? Утверждение: Главное, чтобы… Важнее

Проблема зрелости человека является многосторонней, её можно рассматривать в контексте таких наук как биология, философия, социология, педагогика и другие. И в каждой из этих наук феномен зрелости будет иметь различное содержание.

В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее изученным из всех аспектов зрелости, по признанию ряда авторов, является личностная зрелость. В современной психологической литературе, не смотря на большое количество исследований, нет четкого определения личностной зрелости.

Так в основе рассмотрения проблемы личностной зрелости отечественной психологической школой лежит понимание личности как социального явления. Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением обладает, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

Л.С. Выготский полагал, что формирование личности -это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И.Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие

Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал, образ нового человека, В.А.Ананьев выделяет такие ее характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей. Также он отмечает, что зрелость личности проявляется в ее эмоциональной устойчивости. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, «спонтанно», естественно принимает решение относительно того, какие чувства испытывать каким образом их выражать. В.А.Ананьев пишет, что личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека

П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. А.Н.Леонтьев в первую очередь говорит о личностном потенциале, который предстает собой интегральную характеристику уровня личностной зрелости. Главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности -- как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры

М.Ю. Семенов определяет личностную зрелость как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Личностно зрелый человек характеризуется потребностью выходить на существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития, как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением

Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза. Развитие личности предполагает

формирование иерархической мотивационно потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности. В.А.Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А.Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания

Согласно И.С.Кону, зрелая личность -«это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя»

Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистичской и когнитивной психологии. И чаще всего понятие личностной зрелости не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость», «психосоциальная зрелость». В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.

Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации». Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А.Маслоу, самоактуализация -- желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. По его мнению, самоактуализированный человек - это человек, достигший эффективного и здорового уровня функционирования. Так же это достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность .

Согласно К.Роджерсу, самоактуализация - это обозначение той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различны уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Ученый называет самоактуализирующего человека «полностью функционирующей личностью». По мнению К.Роджерса, «полноценное функционирование» человека определяют следующие личностные характеристики: глубокое осознание своих мыслей и чувств, открытость для внутреннего и внешнего мира, стремление к целостной жизни, самосовершенствование, готовность помочь тем, кто нуждается в помощи, непосредственное единение с природой и другие

Согласно положениям диспозициональной теории личности, как открытой и саморазвивающейся системы, представленной в работах Г.У.Олпорта, зрелая личность качественно отличается от незрелой, обладая функциональной автономией от биологических потребностей, стремясь к осмыслению и социальной значимости

Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э.Эриксон показывает, что развитие личности периодически подводиться к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом .

Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии и получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Э.

Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности на предшествующих стадиях жизни. Эриксон выделял такие качества зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других.

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э.Фромма -это чувство согласия, единения с миром. К.Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность .

Согласно когнитивно генетическому подходу, по Л. Колбергу, личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества

В заключение можно отметить, что данная проблема, ещё очень плохо изучена, не найдено четкого определения и понимания феномена. Можно лишь сказать, что личностная зрелость помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно.

Для чего это нужно знать? Чтобы лучше понять себя, свою природу и жить исходя из задач соответствующих вашему уровню зрелости.

Узнайте себя ↓

Прочитайте стадии зрелости личности и оцените, на какой находитесь вы. Буду рад, если отпишитесь в комментариях, на какой вы стадии находитесь.

1-ая стадия: Инфантильная личность

(возрастная аналогия — младенец)

Мировоззрение: «есть Я и не я».

«Я есть то, чем я являюсь в данный момент. При этом связи между мной и внешним миром нет. Мир сам по себе, я сам по себе. Жить надо для себя.»

Плюсы:

  • легкость и спонтанность в поведении — отвержение по причине безответственности
  • непривязанность к людям и обстоятельствам — неустроенность в социуме
  • устойчивость психики к ударам судьбы — беспорядочная личная жизнь

Минусы:

  • Самооценка напрямую зависит от эмоционального состояния, т.е. если ошибся, то весь плохой.
  • Одинок, ищет себя через выбор кумира.
  • Самоосознание марионеточно-диктаторское, с резкими переходами.
  • Понятие духовности отсутствует.
  • Живет потребностями.
  • Чувства времени нет, поэтому с трудом воспринимает прошлое и будущее. Ясных планов на жизнь нет.

Позиция в социуме:

  • В работе характерна неразборчивость и частые смены, поскольку на этом этапе на длительную целенаправленную программу не способен.
  • В современном социуме это практически низший слой занятости.
  • Как правило, случайно устроены на простую, рутинную работу, не требующую постоянного контроля.

В поведении:

  • Хаос инстинктов, импульсов и увлечений.
  • Основной лозунг во всем — «Мне первому!».
  • Неспособность проанализировать последствия своих действий и считаться с состоянием окружающих приводит к частым конфликтам.
  • При этом чувство стыда испытывает редко.
  • В оправдание можно услышать фразы типа: «А что я должен был делать?», «Ну, что было — то было», «А…, все так делают».
  • В споре легко выворачивает информацию по-своему.
  • Имеет тенденцию к нападению и уничтожению всего, что не понимает.
  • Руководствуется законом самосохранения.
  • Может легко «выскользнуть» из ситуации за счет нестандартного выбора.
  • Комплексы, как осознанное недовольство своим поведением, отсутствуют.
  • Иногда может выглядеть простым и абсолютно свободным.
  • Привлекает непосредственностью, парадоксальностью и легкостью поведения.
  • В компании может играть роль шута или чудика.
  • При-попытке участия в его судьбе «садится на шею».
  • Правильное общение с такими людьми — как с детьми, ориентация на конкретные проявления, поступки.

Отношения:

  • Чувств не понимает, выделяет настроение, поэтому в отношениях характерен эмоциональный хаос.
  • Личные связи спонтанные, случайные: создаются легко, разрываются без последствий.
  • Отношение к знакомым содержит крайности — от обожания до ненависти. Это же проявляется по отношению к нему.
  • В общении — неделикатная непосредственность, циничная откровенность и злорадство.
  • Характерна так называемая «прозрачная скрытность».
  • Не способен на тонкость.
  • Свойственны резкие, категоричные оценки.
  • Ласки грубые.
  • В связи с отсутствием чувствительности может мучить окружающих.

Внешность и прочее:

  • Выражение лица бессмысленное.
  • Взгляд испуганный, словно «стеклянный».
  • Речь содержит отрывистые, не связанные между собой слова и несоразмерные паузы.
  • Неправильно строит предложения.
  • Часто не держит тему разговора.
  • Вкусовые предпочтения: горячее, острое, соленое.
  • Цель еды — насыщение.
  • Редко болеет, поскольку болезнь как реакция на конфликт отсутствует.

Примеры:

  • стрекоза из басни Крылова
  • Шариков

2-ая стадия: А даптированная личность

(возрастная аналогия — подросток)

Мировоззрение: «Я и мы».

  • Стадия набора опыта, разнообразия программ и гибкого реагирования.
  • Открытые способности развиваются до такого уровня, который ценится окружающими.
  • Рост ощущения собственной независимости.
  • Попытка формировать собственные моральные ценности (при этом могут очень эффективно использовать ложь, фальсификацию, рассматривая их как силу).
  • Собирают свидетельства успеха и предметы гордости (значимые, длительные программы): крутые машины, редкие вещи, антиквариат, свидетельства знакомства со знаменитостями.
  • Иногда из любопытства могут изучать различные культурные традиции и религии.

Позиция в социуме:

  • Социальные контакты соответствуют программам.
  • Легко устанавливаются нужные связи.
  • Жизненная философия основана на принципах развития и конкуренции.
  • Отношение к миру потребительское.
  • Очень ценят общественное положение, респектабельность.
  • Возможен брак по расчету.
  • Распространяют своё влияние на все, что их окружает.
  • Становится важной манера поведения, хотят всеобщего признания, популярности.
  • Характерна демонстрация компетентности во всех вопросах и сферах жизни.
  • Все можно просчитать и организовать.
  • Развивается способность откладывания результата, что позволяет участвовать в длительных программах.
  • Понимание времени грубое, практическое.
  • Считают, что его можно потерять, упустить, его может не хватить, его надо экономить.
  • При хорошо освоенной роли возникает устойчивая мощная связь с ценностями, правилами этой роли («настоящий полковник»).
  • Идентификация с эгрегором не только поддерживает, но и унижает, что является источником внутреннего конфликта и перехода на следующий уровень.

В поведении:

  • Основная цель — достижение и демонстрация успехов.
  • Поэтому типично участие во всевозможных соревнованиях.
  • Способны упорно работать.
  • Стремятся делать что-то своими руками.
  • На этой стадии последовательность и предсказуемость в поведении сочетается с изобретательностью и гибкостью.
  • Характерна напористость, способность просчитывать свои ходы.
  • Могут искусно вести переговоры, ловко аргументировать, навязывать свою точку зрения, подтасовывать факты.
  • Способны поменять взгляды, если это им выгодно.
  • Не откладывают в долгий ящик решения проблем.
  • Обращение за помощью рассматривают как слабость.
  • Не любят обсуждать смерть (воспринимают ее как поражение, проигрыш).

Отношения:

  • Придает большое значение отношениям и контактам (исследование непривычных контактов; сложные, интересные отношения; развивает чувство дипломатии).
  • Карнеги — кумир общения.
  • Делит мир на сильных и слабых, победителей и побежденных (цель оправдывает средства).
  • Отношения с окружающими строятся в рамках иерархии.
  • Не любит обсуждать личную жизнь, смыслы, мораль, этику.
  • Очень напоминает зрелую личность, но при этом нет харизмы (санкции внутреннего я, цельности).
  • Механизм вытеснения работает на этой стадии сильнее, чем на других.
  • Самые сильные маски (как «родные»).
  • Наиболее «крепкие» семьи (правильный муж, правильная жена, правильная семья).
  • Может воспринимать Бога на равных, как партнера по делам (разные формы благотворительности).
  • Девизы: «Каждый сам за себя», «Господь любит победителей», «Стремись к победе — и она будет на твоей стороне», «Жизнь есть борьба».
  • Внутренние качества: упорство, выносливость, адаптивность, изобретательность, творческое начало.

Внешность и прочее:

  • Особая забота о внешности (собственный стиль).
  • Лицо подобно маске.
  • Беспокоятся о здоровье, правильном питании, любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми (лишний вес, морщины, седина и лысина — поражение).
  • Могут прибегать к пластическим операциям.
  • Любят путешествовать (связывают это с освоением новых территорий, уровнем социального статуса).

3-яя стадия: Самоисследование личности

(возрастная аналогия — юноша)

Мировоззрение: « я — ты».

  • Стадия осознания личности, поиска пути и своего места в жизни.
  • Главный вопрос: для чего я живу? почему и как?
  • Качественное изменение — жизнь для других (до этого было: для себя, для своих близких, для дела).

Цитата из мировоззрения на этой стадии:

Оптимистичная часть — «Во мне есть некая глубинная субстанция, которая не зависит от времени, мыслей, эмоций, состояния здоровья… по большому счету не зависит ни от чего. Нечто вечное и абсолютное, что является корнем моего бытия. Оно индивидуально и не требует никакого подтверждения. За него не надо бороться, с ним никто ничего не может сделать. Она принадлежит мне по праву рождения. Я — частица Бога. Эта сущность стоит за талантами, способностями, программами» (настоящего открытия этой сущности не происходит, это следующий за зрелостью этап).

Пессимистичная часть «Жизнь — сложная штука, не такая веселая, как кажется. Мир полон несправедливости. Меня никто толком не понимает. Может, я действительно ненормальный, раз никто не разделяет мою точку зрения. Но где-то должны быть ответы на все эти вопросы. Я буду их искать, пока не найду».

Пытается проникнуть в духовный мир, осознать индивидуальность судьбы, уникальности своей миссии. Возникает представление о том, что внешний мир является символическим отражением внутреннего. Но устойчивых закономерностей и связей не видит. Идентификация себя с чем-то вечным, идеалами любви, красоты, справедливости, свободы. Самооценка очень высокая, но на этой стадии не имеющая внешнего подтверждения. Начинает осознанно вести внутренний диалог. Смерть обесценивается, вплоть до презрения (главное — успеть сделать что-то важное!).

Позиция в социуме:

  • Ощущают себя выше и важнее любого эгрегора, в том числе духовного.
  • Ощущают внутреннюю ответственность за решение мировых проблем и гиперответственность за последствия своих действий.
  • Трудятся во имя идеалов, пытаются реформировать общество.
  • Могут принимать участие в общественных движениях в защиту окружающей среды, прав человека и животных, экологию.
  • Готовы упорно трудиться во имя принципов за скромное вознаграждение.
  • Склонны отрицать материальное — деньги могут вызывать презрение и подозрение.
  • Экспериментируют с образом жизни.
  • В поисках смысла осознают только поверхностные связи.

В поведении:

  • Способен посмотреть на себя со стороны.
  • Мыслит чувственно, часто попадает в состояние борьбы чувств.
  • Стремится к получению информации о внутреннем мире.
  • Основная область интересов — отношения между людьми.
  • Ищет учителей.
  • Может беспрекословно принимать учителя, а затем засомневаться в нём и бросить, если учитель не попал в его идеал.
  • По-настоящему учителя принять не может.
  • Стремится к независимости от родителей.
  • Склонен к полярным оценкам: либо все в «розовом цвете», либо полный негатив.
  • Эмоциональная жизнь очень интенсивна, часто обращается к психологии, философии, религии в надежде привести свои мысли и чувства в порядок.
  • Может вести жизнь на грани риска, эксперимента, авантюры.
  • Любит ломать рамки, подвергать сомнению традиции, испытывать себя опасностью.
  • Ценит одиночество, пребывание в тишине, медитации.
  • Аскетичен, к телу часто испытывает пренебрежение.
  • Склонен переоценивать или недооценивать свое физическое несовершенство.
  • Беседу ведет в виде вопросов, выясняя суть.

Отношения:

  • Людей судит по их внутренним побуждениям.
  • Отношения отличаются нестабильностью (неспособны точно определить искренность и направленность своих чувств).
  • Референтный круг состоит из единомышленников (которых мало) или из единственного человека — Учителя.
  • Мнение высказывает безапелляционно, жестко.
  • Остро реагирует на несправедливость.
  • Время воспринимает как этапы, вехи.
  • Часто открыт и наивен как ребенок.
  • Могут обладать развитыми способностями, талантами в какой-то области.

Внешность и прочее:

  • Выражение лица восторженное, устремленный вдаль взгляд.
  • Интересуются метафизикой, астрологией, экстрасенсорикой, магией, измененными состояниями сознания, голоданием, сыроедением, солнцеедением.

4-ая стадия: Зрелость

(возрастная аналогия — взрослый)

Мировоззрение: «я, ты, мы оба — часть чего-то большего».

«Я хочу быть собой, и ты тоже можешь быть собой».

  • Человек на Пути, занят своим делом, находится на своем месте.
  • Исследует закономерности этого мира, ищет жизни в Духе, ищет Бога в себе, готовится к служению. Жизнь воспринимает как этап в духовном развитии.
  • Понимает, что жизнь ценна сама по себе. Все связано со всем.
  • Все занятия наполнены внутренним я, между ними нет противоречий.
  • Есть глубинное чувство своего, которое выражается в интересе.

Вырабатывается индивидуальное мировоззрение, личная этика, которая должна быть свободна от социальной, но в то же время ее учитывать. Она должна опираться на собственную философию. Как правило, она должна научить человека объединять крайности, осознать парадоксы жизни. Понимает: для того, чтобы изменить мир, надо изменить себя.

  • На этом этапе развивается интуиция, учится наблюдать и учитывать знаки и детали.
  • Самооценка высокая, относит себя к некой элите.
  • Ко всему живому относится с уважением, как к части единого целого. Следует принципу: живи и давай жить другому.

Позиция в социуме:

  • Не причисляют себя к той или иной социальной категории.
  • Ощущают способность общаться на равных со всеми.
  • Могут быть бедными или богатыми, известными или нет. В любом случае стремятся к радости.
  • Работа должна приносить, прежде всего, удовлетворение, независимо от уровня оплаты и рентабельности. Работают в удобные часы, стремятся к максимальной независимости от других. Соотношение затраченного времени к результату 20:80. Во время работы собран, мало суеты.
  • Акцент на осознании внутреннего мира может выглядеть как лень.
  • Осознает, что учиться можно у всего. Много развитых способностей.

В поведении:

  • Стремится к единству слова и дела.
  • Подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути.
  • Способен принимать точные решения.
  • Поведение отличается стабильностью, раскрепощенностью и конкретностью.
  • Способные ученики. Количество уступает место качеству.
  • Не идет на поводу у трудностей. Стремится к мастерству в своем деле.
  • Изъясняется простым, ясным языком.
  • Учит личным примером.
  • Редко попадает в безвыходное положение.

Отношения:

  • Старается воспринимать мир как отражение себя.
  • Вообще, достаточно тяжелый как личность. Его общество сложно переносить.
  • Референтный круг состоит из людей, знающих свое дело.
  • Ценит устойчивые связи и мастерство.
  • Отношения наполнены теплотой и взаимопониманием, без драматизма мыльных опер.
  • В случае расставания не опускаются до мести, расходятся друзьями.
  • Общение с этим человеком — яркое переживание. В нем ощущается индивидуальная, неповторимая, могущественная личность, в чем-то подавляющая окружающих. При этом жесткость сочетается с толерантностью, уважением к культуре и обычаям других людей и народов.
  • Любит занимательные игры и хороший отдых.
  • Не боится смерти, рассматривает ее как переход в новое качество, трансформацию. Может относиться к смерти как к советчику. Внутренний диалог отличается иронией.

Внешность и прочее:

  • Речь суховатая, акцентированная на главном, ясная, образная, метафоричная. В моменты инсайта напоминает поток.
  • Взгляд острый, проникающий, рассматривающий, ироничный.

5-ая стадия: Интегрированная личность

(возрастная аналогия — старец, мастер)

Мировоззрение: «я-ты-мы все есть».

  • Уровень Дао (см. «Дао дэ дзин).
  • Исследует свое духовное я, живет в благодати.
  • Мастер живет ради самой жизни, ощущает высшие силы, занимается служением.
  • Знание получает из самой жизни (книги — поддержка, помощь, чтобы не изобретать велосипед).
  • Избавляется от иллюзий и страха, наполнен внутренней радостью и тишиной.
  • Обладает истинной мудростью, заинтересован в правде.
  • Парадоксальное мышление, синтетическое (интегрирующее) внимание.

Позиция в социуме:

  • Старец, духовный наставник
  • Способен выполнять любую работу, но обычно — филантропия, наставничество.

В поведении:

  • Взаимодействует со стихиями.
  • В его пространстве нет ничего лишнего.
  • Находится выше происходящего.
  • Восприятие по принципу: настроился — осознал.
  • Баланс между чувствами, разумом и действиями.
  • Восприятие ориентировано на ситуацию, решения принимаются безлично, чрезвычайно точно.

Отношения:

  • Является естественным авторитетом.
  • Способен вводить людей в состояние прямого знания, повышенной осознанности, способен менять судьбы.
  • Исцеляет одним своим присутствием.
  • Слово Мастера имеет силу закона.
  • Взгляд спокойный, глубокий, прямой.

6-ая стадия: Реализованная личность

(учитель, посвященный)

Великие учителя: Будда, Христос.

Мировоззрение: воспринимает все как Я.

  • «Все является единым».
  • Отсутствие двойственности.
  • Стремится к тому, чтобы каждый вспомнил о своей Истинной сути. Занимается просвещением.
  • Меняет мир своим присутствием, живет ради свободы.
  • Не имеет личных дел.
  • Не привязан к имени и форме.
  • Как правило, обладает сиддхами.

Для составления данной статьи использовалась информация из книги

Подводный Авессалом – Эволюция личности

Психологическая зрелость личности лежит в основе глобального процесса интеграции личности, вокруг которого, так или иначе, строится вся наша жизнь, и зрелость личности напрямую выражается в ее интегральности. И можно прямо сказать, что интегрированная личность – это личность, достигшая психологической зрелости. И не будет преувеличением, если мы скажем, что именно психологическая зрелость лежит в основе личной харизмы. Но из чего состоит зрелость личности ?

Зрелость личности: основные показатели

Принято выделять несколько показателей зрелости личности:

  • Хронологическая зрелость – достижение того возраста, когда человека принято считать зрелым и состоявшимся;
  • Физиологическая зрелость – физиологическое взросление, достижение стадии формирования взрослой особи;
  • Социальная зрелость – развитие социальных навыков;
  • Интеллектуальная зрелость – развитие интеллекта и способность принимать взвешенные, продуманные решения;
  • Эмоциональная зрелость – способность как контролировать свои эмоции, так и находиться в комфортном эмоциональном состоянии.

Именно эмоциональная зрелость личности является основой личностной интеграции. Но из чего она складывается? Для начала рассмотрим основные симптомы эмоциональной незрелости.

Симптоматика психологической незрелости:

1. Взрывное поведение;
2. Вспышки эмоций;
3. Низкая фрустрационная переносимость;
4. Неадекватный эмоциональный ответ;
5. Чрезмерная чувствительность;
6. Неспособность принимать критику;
7. Беспричинная ревность;
8. Неспособность прощать;
9. Капризное изменение настроения;
10. Повышенная зависимость;
11. Боязнь изменить ситуацию;
12. Требование моментального внимания и постоянного сопереживания;
13. Повышенная соревновательность и неумение проигрывать;
14. Неспособность принимать ответственность за свои ошибки.

Психологическая зрелость: основные критерии

  • Способность давать и принимать любовь , что возможно только при развитом ощущении безопасности, которое позволяет иметь ранимость. Только так можно позволить себе по-настоящему кого-то любить.
  • Способность реально относиться к жизни – способность встретить реальность и не отворачиваться от нее. Здесь хорошо работает формула «зрелые люди со своими проблемами работают, незрелые их избегают».
  • Готовность отдавать и принимать . Отдавать не с расчетом, а чтобы улучшить качество жизни других людей. И способность принимать, что иногда бывает еще сложнее.
  • Способность положительно принимать жизненный опыт. Это состояние, когда есть уверенность, что «что бы со мной ни случилось, я это переживу и стану сильнее»; отказ от привычки объяснять свои успехи и неудачи стечением обстоятельств.
  • Способность выдерживать фрустрацию – способность решать задачи и сохранять работоспособность в течение необходимого времени, и, при необходимости, находить более эффективный подход.
  • Способность конструктивно выдерживать враждебность – способность искать за враждой проблему, которая может быть решена, и ее решение. Установка на то, что «лучший способ избавиться от врага – сделать его другом».
  • Относительная свобода от симптомов напряженности – расслабленная уверенность в том, что «все свое я получу в любом случае».

Как развить зрелость личности: ключевые шаги

Вильям Глассер, основатель «терапии реальностью», дает ряд по-американски простых, но одновременно внятных и функциональных советов:

  • Постоянная работа над пониманием и улучшением себя;
  • Ищите и принимайте обратную связь от людей;
  • Тренируйте неэгоистичное поведение;
  • Уладьте все нарушенные контакты с социумом: скажите все, что не было сказано, простите всех и попросите у всех прощения, верните все долги или сдайте, наконец, книжки в библиотеку;
  • Полностью завершите все дела, которые откладывались;
  • Приведите в порядок свой дом, и избавьтесь от всего, чем вы не пользуетесь – раздайте ненужные вещи тем, кому они нужнее;
  • Наведите баланс в своей личной бухгалтерии, оплатить все счета и налоги;
  • Найдите в своей жизни что-то; что будет значимее вас самих.

И главное – психологическая зрелость личности основывается на завершенности жизненных выборов, целостности и готовности справляться с возникающими препятствиями. Можно сказать еще короче: зрелость личности – это готовность к будущему.

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу