Формирование осанки у детей: значение профилактики искривления. (Доклад) "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста" Гигиенические правила и формирование правильной осанки дошкольников

Здравствуйте, дорогие родители! Мы стараемся уделить особое внимание развитию умственных способностей наших чад, забывая о физических. А ведь заботясь о позвоночнике, мы вносим существенный вклад в их благополучие. Я решила поднять вопрос о формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

По статистике 15-17% дошкольников имеют нарушения осанки, каждый третий ребенок в возрасте с 7 до 9 лет и 80% — учащиеся средних и старших классов. Остеохондроз, плоскостопие, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта – вот неполный перечень заболеваний, которые являются непременными спутниками ее нарушений.

Позвоночник дошкольника

Процесс формирования правильной осанки начинается в утробе матери и продолжается, когда малыш учится держать голову, ползать и ходить. В течение первых четырех лет жизни наблюдается стремительный рост позвоночника и нервной системы.

Главное помнить, что осанка – это привычка. Чаще всего позы, которые мы принимаем, это куча мышечных привычек, которые выработались в течение жизни. Формирование навыков правильной осанки в дошкольные годы имеет большое значение – закладываются ее основы пока позвоночник растет такими быстрыми темпами.

Подумайте о ней как о каркасе дома. Если у нас будет здание, построенное на плохом фундаменте, то ему не будет хватать прочности. Он не будет устойчивым к плохой погоде, и если что-то пойдет не так, существует большая вероятность его повреждения.

Нарушение осанки в раннем детстве отрицательно сказываются на развитии опорно-двигательного аппарата и общем состоянии организма. В первую очередь страдают органы дыхания: уменьшается жизненная емкость легких, дыхание становится поверхностным – все это приводит к заболеваниям верхних дыхательных путей.

Ухудшение амортизационной функции позвоночника негативно влияет на центральную нервную, сердечно-сосудистую системы, органы пищеварения и мышечный аппарат.

Преимущества правильного положения спины:

  1. Правильное дыхание.
  2. Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
  3. Помогает избежать в будущем проблем со спиной.
  4. Предотвращает сколиоз.
  5. Улучшает циркуляцию крови.
  6. Предотвращает мышечную усталость.
  7. Выравнивает силуэт.
  8. Уверенный внешний вид.

Как самостоятельно выявить нарушения осанки?

Для этого с помощью ленты портного определите расстояние от седьмого позвонка (он хорошо прощупывается) до нижней части каждой лопатки. В норме оно должно быть одинаковым. Также измерьте ширину плеч спереди и со спины. Затем первый результат поделите на второй. Если он находится в границах 90-100%, то проблем нет.

Я уже писала . Но у маленьких детей любое отклонение от нормы нуждается в особом внимании со стороны родителей. Вялая спина является одним из первых признаков развития неправильной осанки ребенка. Со стороны может показаться, будто бы он устал, но это уже «первый звоночек», на который необходимо заострить внимание.

Всего пару поколений назад у людей был более активный и динамичный образ жизни, чем сегодня. Современные дети, ссутулившись, сидят перед телевизором или играют в компьютерные игры, а мы часами напролет работаем перед компьютером. Существует ли разница между нами, неподвижно сидящими на офисных стульях и стариками из дома престарелых?

Еще одной причиной может стать неправильно подобранная обувь, слишком тяжелая одежда. Они усугубляют ее состояние у растущего организма.

Как я могу помочь ребенку развить и сохранить хорошую осанку?

Методика формирования правильной осанки заключается в систематическом укреплении мышечного корсета. Сделать это проще, чем вы думаете. Сначала обратите внимание на себя, так как маленькие дети неосознанно копируют наши привычки.

Кроме того, существуют следующие способы профилактики:

  1. Наиболее эффективным средством являются систематические физические упражнения для формирование осанки. Движение – это жизнь! Поощряйте спорт и физические упражнения, такие как танцы, гимнастика, йога, восточные единоборства или плавание – все, что ему нравится и чему хочет научиться. Когда в последний раз вы видели, чтобы гимнаст или танцор сутулился? Точно! Каждый из этих видов спорта способствует пониманию тела, развитию моторики и уверенности в себе.
  2. При длительных педагогических занятиях в садиках рекомендуется каждые 45-60 минут выполнять физкультурно-оздоровительные минутки.
  3. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе во время приема пищи и занятий за столом.
  4. Оберегать от непосильных нагрузок.
  5. Ищите эргономичную мебель, матрасы и т.д.

Во время выполнения утренней гимнастики предлагаю выполнять следующий комплекс для формирования осанки:

Развивая хорошие привычки осанки у себя и детей, вы будете наслаждаться годами счастливой и здоровой жизнью без боли в спине.

Осанка у детей дошкольного возраста/Малышата . Все родители хотят, чтобы ребенок имел стройную фигуру, крепкое здоровье, грациозные движения.

Однако нужно знать, что красота и стройность тела зависит от осанки.

А она формируется именно в период роста и развития малыша.

Правильная осанка у детей возраста очень важна. Ведь при этом хорошо работают дыхательная, пищеварительная и сердечно – сосудистая система.

Осанка у детей дошкольного возраста

Но если есть какие-то нарушения, то у ребенка может быть:

  1. Затрудненное дыхание
  2. Головные и мышечные боли как следствие недостаточного притока крови и кислорода к клеточкам организма
  3. Повышенная утомляемость, усталость, плохое настроение.

В течении года родителям нужно осматривать своего ребенка 3 – 4 раза. Делается это во время купания, и не страшно, что обследование это не совсем квалифицированное. Ведь именно родители первыми могут заметить малейшие изменения. Такой осмотр врачи рекомендуют проводить с расстояния примерно 1,5 м - спереди, сбоку и сзади.

Спереди . Когда ребенок стоит лицом к Вам обратите внимание на:

  • контуры и уровень расположения плеч (возможно одно чуть выше);
  • форму грудной клетки. В идеале она должна быть широкой, «развернутой»;
  • выгибание или уплотнения одной из сторон туловища;
  • правильное положение стоп. Поставьте их вместе, внутренние поверхности должны их полностью соприкасаться.

Сзади . Обратить внимание на:

  • вертикальное положение головы (мочки ушей должны быть на одном уровне);
  • линии шеи, плеч и спины. Если все хорошо, то плечи должны быть слегка отведены назад, лопатки слегка выступают назад и в тоже время плотно прилегают к позвоночнику. Линия позвоночника хорошо видна при наклоне вперед.

Сбоку . Обратить внимание на контуры живота.

  • Выпученный или отвислый живот – у ребенка слабые мышцы брюшного пресса.

Среди начальных дефектов осанки у детей дошкольного возраста встречаются такие как сутулость, круглая спина, вогнутая спина и сколиоз. Рассмотрим каждую из них. Сутулость

  • Встречается у многих детей дошкольного возраста.
  • При этом позвоночник немного изогнут только в районе лопаток, плечи при этом приподняты.
  • Занятия физическими упражнениями и подвижными играми быстро устраняют этот дефект.

Круглая спина (кифотическая осанка)

  • Слабые мышцы шеи и спины не могут удерживать голову и плечи в правильном положении.
  • А еще привычка сидеть, согнувшись, ходить с опущенной головой может привести к сутулости и круглой спине.
  • Плечи при этом опускаются вниз и вперед, голова и шея наклоняются вперед, немного западает грудная клетка, живот выпячен вперед, ноги в коленках чуть согнуты.

Вогнутая спина (лордотическая осанка)

  • Встречается редко, но все же встречается.
  • При этом грудная клетка и таз подаются назад.
  • Живот приобретает выпуклый вид
  • Сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе.

Устраняется занятием физическими упражнениями.

Сколиоз

  • Это боковое искривление, напоминает букву «S». При этом одно плечо приподнято, лопатки одна выше и дальше от позвоночного столба, а вторая - ниже и ближе к нему. Одна боковая сторона туловища выпуклая, а другая – западает, позвонки скручиваются вокруг своей оси, вследствие чего выпирают ребра или образуется горб.
  • Сколиозы первой степени устраняются, если заниматься лечебной физкультурой. Но иногда лечение занимает много времени и сил, поэтому при выявлении первых признаков срочно к врачу – ортопеду.
  • При тяжелых формах нужно долгое время носить специальные корсеты. Лучше к этому не допускать.

Но помимо перечисленных признаков существуют и другие «сигналы», на которые родителям следует обратить внимание:

  • если ребенок жалуется на боль в ногах, не хочет играть в подвижные игры, вялый;
  • но самое главное – когда малыш сутулится, родителям следует обратиться в врачу.

Всем понятно, что предупредить заболевание значительно легче, чем его лечить. Такие средства как физические упражнения, подвижные игры способствуют формированию правильной осанки. На протяжении всего дошкольного периода ребенка нужно приучать:

  1. правильно сидеть на стуле и за столом;
  2. правильно ходить;
  3. спать в соответствующей позе.

Давайте рассмотрим, что же означает «правильно сидеть за столом ».

  • Малыша нужно приучать голову держать вертикально или слегка наклонив вперед, плечи ровно, локти свободно размещать на столе, туловище вертикально, ступни поставлены на пол.
  • Расстояние от поверхности стола до глаз 40 – 50 см. Когда ребенок кушает, рисует, рассматривает рисунки в книжке не допускать, чтобы сидя за столом, малыш опирался на него грудью, поворачивал туловище боком, подгибал под себя ногу или обе ноги.
  • Желательно, чтобы у ребенка было свое «рабочее» место (стол, стул, полочка), где он мог бы заниматься. Освещение при этом должно падать на рабочую поверхность с левой стороны. На столе поставьте настольную лампу.

Во многих семьях дети могут подолгу смотреть телевизор, сидя при этом в неудобной позе. Родителям необходимо следить за этим и ограничивать просмотр телепередач. Спать в соответствующей позе.

  • Мягкая постель, высокая подушка, привычка спать постоянно на одном боку могут привести к искривлению позвоночника, а сон «калачиком» - к круглой спине.
  • Врачи рекомендуют детям спать на кроватях с ровным твердым, упругим матрацем и невысокой подушкой.
  • По мнению врачей, идеальная поза для сохранения осанки - засыпать на спине, держа руки поверх одеяла.
  • Если же ребенок любит спать на боку, доктора советуют молодым родителям быть очень внимательными, следить чтобы малыш не подтягивал ноги к животу, не сгибался калачиком и не укрывался одеялом с головой, часто переворачивать его в кроватке. Но заметим, что в большинстве случаев эта задача, к сожалению, трудновыполнима.

Осанка у детей дошкольного возраста укрепляется простыми физическими упражнениями, подвижными играми. О них мы поговорим в следующей статье.

Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Осанка у детей дошкольного возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже. Спасибо!

******************************************

Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленях не согнуты при стоянии, пятки вместе, голова держится прямо. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание .

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещенность;

Привычка правильно переносить тяжелые предметы;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела; упражнений в равновесии и координации.

В первый месяц занятий следует начинать работу с детьми с ходьбы, ползания, лазания. Рассмотрим примеры.

1) без задания – 16 шагов;

2) на носках, руки в стороны – 8 шагов;

3) на пятках, руки за голову – 8 шагов;

4) на внешней стороне стопы, руки на пояс – 8 шагов;

5) перешагивая через модули – 8 шагов.

Методические рекомендации. При выполнении ходьбы на носках колени не сгибать, шаги небольшие, руки точно в сторону, голову не опускать, смотреть прямо. При выполнении ходьбы на пятках не топать, ногу ставить мягко, руки за голову, локти развести, смотреть прямо, таз не отставлять. При перешагивании через модули, высоко поднимать бедро, оттягивая носок.

Комментарий. Необходимо регулярно повторять разные виды ходьбы, которые помогают устранять недостатки такие как: чрезмерное напряжение плечей, недостаточно выпрямленное туловище, некоординированная работа рук и ног, шарканье ногами. Кроме этого, ходьба способствует укреплению мышц стопы, что предотвращает развитие плоскостопия, формирует правильную осанку.

Ходьба босиком, по жесткой поверхности, по матам, по камушкам или пуговицам, по канату, по резиновым массажным коврикам, перешагивая через предметы, по гимнастической скамейке, полусферам, модулям и т. д. эффективно развивает рефлекс походки.

Ползание:

Ползание на четвереньках:

1) ползание вперед, назад, зигзагом;

2) ползание гетеролатерально (правая рука - левая нога) .

Ползание лежа на животе:

1) «ящерка»;

2) лежа на спине, отталкиваясь согнутыми ногами от пола;

3) перекат, способом «бревнышко».

Методические рекомендации. Обратить внимание на правильное выполнение ползания. Движение, стоя на коленях, вперед выполняется разноименными рукой и ногой, с поворотом головы в сторону движущейся руки. То же самое при выполнении ползания назад. Задача педагога – контролировать перекрестную работу рук и ног с одновременным поворотом головы в сторону впередистоящей руки.

Комментарий. Это упражнение относится к обязательным и этапным. Если ребенок не может выполнить это упражнение, то более сложные координированные упражнения, бег и др. будут неэффективными и проблематичными. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки. Рекомендуется выполнять ползание по гимнастической скамейке; по наклонной поверхности; по камушкам, резиновым массажным коврикам; в упоре, стоя на коленях, в упоре на предплечьях, по-пластунски, «змейкой» и т. д. Рекомендуется включать ползание в каждое занятие, как в виде отдельного упражнения, так и в ходе игры, эстафеты.

Лазанье: по стремянке, гимнастической стенке.

И. п. – стоя на полу, держась за рейку на высоте груди: присесть на вытянутые руки, вернуться в и. п.

Передвижение боковым шагом по рейке с переходом на др. секции стенки.

Комбинация вертикального лазания с кратковременными висами.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, как ребенок делает захват рейки руками (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и как правильно ставит на рейку ноги (серединой стопы). Ребенок влезает вверх до определенной высоты, перехватывая руками следующую рейку, а потом переставляя ноги. Слезает обратным движением – сначала переставляет обе ноги на одну рейку, а потом перехватывает руками рейку.

Комментарий. Этот вид упражнений рассчитан на преодоление боязни высоты, овладение сложной координацией движений.

1) легкий бег на носках;

2) бег «змейкой» с переходом на ходьбу;

3) бег с преодолением препятствия.

Комментарий. Относительно быстрая смена направления движения формирует координацию работы правого и левого полушарий. Бег развивает у детей выносливость, скоростные качества, легкость, непринужденность движений.

Основная стойка (о. с.) – стоя, стопы параллельно друг другу, руки вдоль туловища.

Методические рекомендации. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги; мышцы бедер напряжены, коленная чашечка поднята; брюшной пресс в тонусе, живот слегка втянут; ягодичные мышцы напряжены; плечи развернуты и опущены; голова приподнята, смотреть вперед-вверх.

Комментарий. Удерживать основную стойку от 15 до 30 секунд. Основной стойке следует специально обучать детей, т. к. умение правильно стоять в дальнейшем может выработать рефлекс правильной осанки.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками, локтями. Сохраняя правильное положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в и. п.

2. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удержаться в этом положении 3-4 минуты.

3. То же самое, но без стены.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустится в и. п.

5. Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в и. п.

6. То же самое, но без стены.

7. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

8. И. п. – стоя, руку на живот. Вдох – надуть живот – выдох. Медленно.

9. Ходьба с мешочком на голове.

10. Лежа на спине – приподнять голову – проверить правильность расположения тела.

11. Лежа на спине, принять правильную позу, закрыть глаза – расслабить все мышцы – стать как «тряпичная кукла». Открыть глаза, принять правильную позу.

Эти упражнения можно давать в любой части урока и как контрольные между упражнениями на укрепление мышечного корсета.

Работа с большим гимнастическим (ортопедическим) мячом.

Одним из самых эффективных средств развития и коррекции осанки для детей дошкольного возраста являются занятия на больших мячах. Занятия с мячами имеют свои особенности. Во-первых, это нестабильная опора, заставляет включать в работу те или иные группы мышц. Работа на подвижном, постоянно «желающим его уронить» мяче, усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент – мяч это игрушка, он партнер, он красив и, главное, неподвижен, т. е. взаимодействует с ребенком.

Упражнения с гимнастическим мячом

Гимнастический мяч – это многофункциональный «тренажер», хороший помощник в формировании осанки. Так же помогает развивать симметричную мышечную силу тела, что облегчает статическую работу по поддерживанию вертикальной позы.

Упражнения на нестабильной опоре (полусферы)

Упражнения способствуют улучшению координации движений. Воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, восстановлению нарушенной статики. Чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцирована работа мышц и более четкая выработка координации движений.

Резиновый жгут

Эффективное средство для усиления мышечного корсета. Основное требование при работе со жгутом – непременное натягивание. Дает хорошую нагрузку на мышцы-разгибатели тела, рук, ног. Это как раз то, что необходимо для выработки правильной осанки. Жгут заставляет мышцы ребенка трудиться и трудиться.

Систематические занятия физкультурой и спортом – самое лучшее средство предупреждения нарушения осанки.

Список литературы.

1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. /Е. Н. Вавилова, -М. : Просвещение, 1983

2. Здоровьеформирующее физическое воспитание. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/под ред. М. М. Безруких. – М. : Владос, 2001

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду/ Москва, Просвещение, 1986

4. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг/Творческий центр, Москва 2010

5. Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях с нарушением опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры (балансировочные доски, физиомячи и др.) . Методическое пособие, НП Центр здоровьесберегающих педагогических технологий, г. Н. Новгород, 2009

6. Пусть ребенок будет здоровым/под ред. Л. Ф. Островской. – М., Просвещение, 1979

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста»

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

Во всех группах мебель подбирать по росту детей;

Учитывать посадку ребёнка за столом;

Обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

Соблюдать двигательный режим;

Вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

Возрастные особенности формирования осанки

Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма.

Причины нарушений осанки:

1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, " калачиком ", и пр.

5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

Профилактика

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Освещение должно находиться слева от ребенка.

Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.

Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Формирование правильной осанки | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

§ Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

§ Нарушение витаминного обмена;

§ Неправильная посадка ребёнка за столом;

§ Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

§ Наследственная предрасположенность.

Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки . Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.

3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка.

4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.

6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?

Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см

Ещё одна мера профилактики нарушения осанки - правильная посадка ребёнка за столом :

Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;

Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;

Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости!!!

Читайте также

Подробней nashidetci.ru

Волна на волну набегала,

  • Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише!

Спит в лесу семья зайчишек…

Не во сне, а наяву

С ветки елки стая шишек

Мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата,

Мать качает малышат…

В лапотках идут мышата

По тропинкам чуть дыша.

Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.)

В каждом возрастном периоде есть свои особенности, приоритетные направления в развитии речи. В младшем дошкольном возрасте это знакомство с окружающим миром.

В среднем возрасте, – накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи и предшкольный период – развитие способности к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу.

И, конечно, на протяжении почти всего дошкольного детства – работа над правильным звукопроизношением. Именно оно вызывает наибольшее беспокойство у родителей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке.

Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

1. подготовительный;

3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Первые два этапа речевой работы включают в себя:

  • развитие слухового внимания детей;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

Упражнения для автоматизации звуков в слогах:

1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

2. Загибать поочередно пальцы, произнося слоги.

3. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

4. Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам или рисуя волнистую линию.

5. Аналогичные задания: помочь зверюшкам добраться до их любимой еды, бабочке сесть на цветок, нарисовать путь самолета. А потом вместо игрушек и рисунков положить или написать буквы, тогда легко ребенок усвоит слоговое чтение.

6. Поиграем в ладошки: Л, А, вместе – ЛА и т.д.

7. Использовать игрушки из «киндер-сюрприза»: скажи столько раз слог, сколько игрушек. И т.д.

Переходным пунктом от слогов к словам, а затем и предложениям служат чистоговорки, которые можно придумывать самим:

ла-ла-ла – лапа, лак, ладонь, пила;

ло-ло-ло – ложка локоть, лоб, тепло;

лы-лы-лы – чисто вымыли … (полы) ;

лу-лу-лу – вытер лужу на … (полу) ;

ал-ал-ал – Володя … (мал) ,

ел-ел-ел – он кашу …(съел) и т.д.

А сейчас попробуйте придумать чистоговорку сами: ра-ра-ра …, ор-ор-ор…

Дети очень любят соревноваться, поиграйте в «Аукцион слов». Для автоматизации звука в словах и предложениях можно подобрать еще массу игр и игровых упражнений: «Назови предметы со звуком Л, которые есть на кухне» (в комнате, на картинке) ; «Чего не стало», «Доскажи словечко», «Рифмы», «Четвертый лишний», отгадывание загадок; «Так бывает или нет?» (волшебник случайно заколдовал предложения, слова в них перепутались, исправь ошибки – Халат надел маму. На белке сидела елка. Ладони вымыли Аллу с мылом.) ; «Я начну предложение, а ты закончи» (На улице тепло, потому что … Я не пойду гулять, … Когда наступит лето, …) .

И на последнем этапе – введении звука в связную речь, неоценимое значение имеет заучивание стихов, придумывание загадок, драматизации знакомых произведений, придумывание рассказов, изменение окончаний сказок, которые также можно превратить в игру.

Дошкольниками широко используются пальчиковые игры, которые помогают активизировать речевое развитие и развитие звуковой стороны речи.

Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Пальчиковые игры для детей – это не новшество двадцатого века. Они существовали в разных народах, их история имеет много страниц.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами) , открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», или игры «Ладушки – ладушки», или « Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить.

Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов.

Хорошее стихотворение - та же музыка. Младшие дошкольники легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Максимально полезны для развития ребёнка – дошкольника пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём.

Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Пальчиковая гимнастика:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь ребенка;

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

1. Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.

2. Формируются навыки вербального и/или невербального общения.

3. Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук - развивают подражательную способность; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические- развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две - три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры игр, стихов и песен, сопровождаемых движениями:

Раскатились по дорожке

Материал с сайта nsportal.ru

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Лечение физкультурой

Чаще всего нарушение осанки наблюдается у ослабленных детей, малоподвижных. Таким детям назначают специальную физкультуру. Лфк при нарушении осанки направлена на укрепление грудных мышц, мышц спины и брюшного пресса.

Ниже приведены несколько упражнений, которые помогут вашему ребёнку добиться идеальной осанки. Все приведённые упражнения рекомендуется делать вместе с ребёнком и следить за правильностью их выполнения во избежании детского травматизма. Каждое упражнение должно повторяться до 5 раз.

Перетруждать ребёнка не нужно, если он устал – следует прекратить занятия.

  • Садимся прямо и максимально сводим лопатки. Удерживаем положение 10 секунд и расслабляемся. Делаем несколько подходов.
  • Берём бутылку с водой в руки. Вытягиваем руки прямо перед собой, удерживаем некоторое время, отпускаем. Повторяем упражнение.
  • Лёжа на спине, сгибаем ноги в коленях и подтягиваем на себя. Медленно опускаем ноги, повторяем упражнение.
  • Ложимся на живот, руки вдоль тела. Поочерёдно поднимаем и опускаем ноги, удерживая их на максимальной высоте 5-7 секунд.
  • Ещё одно эффективное упражнение – ходьба с книгой на голове. Оно очень простое и его можно выполнять дома в любое время. Ребёнку на голову кладут не очень тяжёлую книгу и просят ходить медленно по комнате, чтобы книга не падала. Таким образом, у ребёнка формируется осанка + красивая походка.
  • Упражнение «Лодочка». Лёжа на животе, сгибаем ноги в коленных суставах, руки вытягиваем вдоль туловища назад и берём «ноги в руки», пытаемся немного раскачаться.

Также полезна обычная ходьба в правильном положении и плавание. Последнее положительно влияет не только на развитие осанки, но и дыхания. Как видите, занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки, укрепляют все мышцы, поддерживающие осанку.

Как сидеть и стоять правильно?

Правильное положение сидя означает, что бедра должны быть полностью перпендикулярны позвоночнику и голеням. Ноги достают до пола. Спина держится точно параллельно спинке стула.

Предплечья должны иметь опору, сидя за столом кисти должны лежать на столе, это формирует правильное положение лопаток и способствует нормальному дыханию.

Долгое стояние, особенно в определенной позе, утомительно для ребенка, мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая такой нагрузки, поэтому ребенок старается прислониться к чему-либо, переступает с ноги на ногу.

ВАЖНО! Когда вы, наказывая ребёнка, ставите его в угол на длительное время – вы формируете ему неправильную осанку.

Осанка у детей дошкольного возраста неустойчива и упражнения следует делать регулярно и, конечно же, целесообразно покупать правильную мебель, соответствующую возрасту ребенка.

Дополнительная информация

Подробней MoiSustavy.com

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка у детей дошкольного возраста зависит не только от влияния патологических факторов на позвоночный столб, но и от антропометрических показателей ребенка. Длина туловища, высота головы, размеры ног – это важно для формирования ровной спины у детей. На основе данных показателей некоторые ученые рекомендуют формировать структурные сегменты, влияющие на поддержание спины в правильном положении.

Как оценивается осанка у дошкольников

В процессе роста ребенка пропорции тела изменяются:

  • У новорожденных тело и голова имеют минимальные размеры;
  • Активное нарастание длины тела начинается только с 7 лет.

Для оценки правильности осанки у детей дошкольного возраста необходимо оценить пропорциональное соотношение между собой данных показателей. Для этого условно разделим всю длину тела на верхнюю и нижнюю половины. Оценивать будет 2 показателя:

  • Интенсивность ежегодного роста;
  • Отношение роста в положении сидя, к росту в позиции стоя.

У дошкольников нарастание длины тела происходит по большей части из-за роста конечностей, позвоночника и незначительного увеличения головы. Ежегодная динамика процесса отражена на схеме: На ней видно, что в среднем рост тела ребенка в год происходит на 4-5 см (ростовое плато) , но существует 2 скачка (ростовой спурт) : в 4-5 и в 12-15 лет.

Первый рывок происходит в ясельном возрасте и очень важен для правильной закладки дальнейшего формирования оси позвоночника. На схеме видно, что после этого периода наступает длительное ростовое плато до 12-13 лет.

Полностью рост человека прекращается к 16-19 годам, когда завершается оссификация позвоночного столба (замена хрящевой ткани позвонков на костную) .

Среднегодовой рост позвоночника у дошкольников в поясничном отделе не превышает 0,8 см в год, в грудном – 1,4 см, а в шейном 2,2 см. Очевидно, что до пяти лет происходит более быстрый рост верхней половины грудной клетки. Данные анатомические особенности важны при оценке осанки у детей дошкольного возраста для предотвращения грубых деформаций позвоночного столба.

Чтобы упростить анализ антропометрических показателей дошкольников ученые ввели индекс пропорционального соотношения роста в различные возрастные периоды к прогнозируемому росту (см. таблицу) .

Несмотря на некоторую обобщенность подходов к формированию правильной осанки у дошкольников, в процессе роста каждого индивидуума появляются некоторые особенности анатомических структур. Поэтому при выявлении изменений в несоответствии роста позвоночника возрасту оценивают позвоночный столб на рентгенограммах.

Формирование правильной осанки в дошкольном возрасте рентгенологически сопровождается увеличением дисков и заострением тел позвонков. В среднем нарастание высоты позвонков в грудном отделе равно 1-2 мм в год, что сложно отследить на снимке. О начале патологического искривления оси позвоночного столба свидетельствует неравномерное нарастание межпозвонковых дисков и тел на разных уровнях.

Еще одним показателем оценки вертикальной оси туловища у детей дошкольного возраста является дисково-позвоночный коэффициент. Он отражает отношение высоты тела позвонка к высоте диска в оцениваемом сегменте. В норме его величина равна 4 или 5 к 1-му.

Данное соотношение уменьшается при любых патологических изменения позвоночника.

Формирование правильной осанки у дошкольников можно оценивать также по своевременности появления точек окостенения (очаги отложения солей кальция) в типичных зонах роста. Они очень хорошо прослеживаются при выполнении магнитно-резонансной томографии или рентгенографии позвоночника в прямой и боковой проекциях (метод вреден) .

Наиболее распространенным способом выявления изменений в позвоночном столбе дошкольника является апофизарный тест (Риссера) . При нем оценивается распространенностью зон обызвествления апофиза (краевая часть) позвонка (см. рисунок) .

Методика позволяет на ранних стадиях определить правильную или патологическую осанку у дошкольников, так как формирование позвонков непосредственно отражается на поддержании вертикальной оси туловища.

Для проведения теста Риссера необходимо условно разделить гребень подвздошной кости на 4 части. Особенности оценки осанки у дошкольников по апофизарному тесту:

  • Первые точки окостенения возникают в передних отделах гребня;
  • Их отсутствие расценивается, как неблагоприятный признак (точки окостенения в позвоночнике появляются согласно возрасту) .

В дошкольном возрасте первые зоны окостенения в области переднего отдела гребня должны появиться в возрасте 4,5-5 лет. Остальные зоны возникают позже (в 10-11 лет) .

Какие деформации спины наблюдаютсяу маленьких детей

У дошкольников чаще всего возникает отклонение позвоночника в стороны. Поскольку физиологические лордозы и кифозы у них не выражены, правильная осанка поддерживается в этот возрастной промежуток мышечным корсетом спины. Позвоночник до 7 лет является мягким и пластичным, поэтому легко смещается.

Какие виды искривления позвоночника появляются у детей до 7 лет:

  • Ротация – смещение позвоночного столба в горизонтальной плоскости;
  • Торсия – вращение позвонков вокруг оси;
  • Плоская спина – ровная вертикальная плоскость;
  • Круглая спина – чрезмерное выгибание позвоночника;
  • Сутулость – выраженная выпуклость в грудном отделе.

Появляется у дошкольников и смещение оси позвоночного столба в боковой плоскости – сколиозы. Оно бывает 2 типов:

  1. Сколиоз в младшем возрасте (до 2 лет жизни) наблюдается чаще у мальчиков и характеризуется левосторонним смещением оси позвоночного столба;
  2. Ювенильный сколиоз прослеживается на 3-4 году жизни ребенка. Более характерен для девочек и имеет прогрессирующее течение.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по анатомическим и функциональным особенностям отличается от аналогов у взрослых. Детский позвоночник более подвижен, что откладывает отпечаток на клинических особенностях данной патологии.

По секрету

  • У Вас проблемы с шеей или спиной?
  • Вы внезапно можете почувствовать приступы боли…
  • А сидячая работа и низкая физическая активность отнюдь не способствуют правильной осанке…
  • Возможно, Вы перепробовали кучу средств, но ничего не помогает...
  • Сейчас читаете эти строки лишь потому, что не сильно они Вам помогли...
  • И Вы готовы воспользоваться любой возможностью, которая поможет Вам избавиться...
  • Поверьте, средство от болей в спине найдено! Перейдите по ссылке и узнайте как вылечить спину ортопедическим пластырем…

Источник SpinaZdorov.ru

Бадахшанова Наталья Валериевна
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Статья : Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного мышечного напряжения. Осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования основных систем организма. При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам.

Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является работа по формированию правильной осанки .

Правильная ли осанка у детей ? Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе довольно поздно. О чем это говорит? Прежде всего, о слабой пропаганде знаний среди будущих школьников и их родителей. По мере роста ребенка родителям необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно ходил , сидел, двигался. Родителям следует помнить, что значительно легче предупредить нарушения осанки в дошкольном возрасте , чем исправлять эти нарушения у школьников. Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется. Возрастает объем статической нагрузки. Во многом решение задачи правильному воспитанию осанки облегчает увлечение детей спортом , систематическое плавание и занятия танцами.

Для коррекции осанки используют оздоровительные мероприятия : лечебный массаж, корригирующая гимнастика или лечебная физическая культура, занятия плаванием, физиотерапия, гигиена режима.

Лечебная физкультура и корригирующая гимнастика показана всем детям с нарушениями осанки . Главным средством для профилактики нарушения осанки являются специальные физические упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета и поддержания правильной осанки .

Чтобы оздоровительные упражнения были эффективны, подбирать и выполнять их надо правильно . Для занятия выбирают 2-3 упражнения для укрепления мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей) . Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на коленях, на четвереньках) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Для интереса детей лучше использовать упражнения с гимнастическими палками, обручами, гантелями, гимнастическими лентами и мячами. Заниматься лучше ежедневно по 15-20 минут с детьми 3-5 лет и по 20-30 минут с детьми 5-7 лет.

Специальный комплекс упражнений :

1. Формирование правильной осанки .

а) Игровые упражнения : «встань прямо» , «выполняй правильно » ,

«Держи голову прямо» , «проверка осанки у стены »

б) Упражнения на равновесия

в) Ходьба с грузом на голове.

2. Упражнения для мышц плечевого пояса.

И. п. –гимнастическая палка на лопатках, руки согнуты в локтях вниз. Поднять палку вверх, опустить на лопатки.

3. Упражнения для позвоночника.

Упражнение «кошечка» .

И. п. –стоя на четвереньках.

1-2- голову запрокинуть назад, спину максимально прогнуть

3-4 спину плавно выгнуть вверх, голову опустить, прижав подбородок к груди.

4. Упражнение для мышц спины.

Упражнения «Лодочка»

И. п. лежа на животе.

1-4Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног.

5. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса

И. п. лежа на спине

1-4- Выполнять упражнение велосипед

4-8- Выполнять упражнение «ножницы»

6. Упражнения для боковых мышц туловища

И. п. лежа на правом боку , правая рука согнута в локте и ладонью упирается в пол, левая рука вытянута вверх

1-2 –отведение левой ноги вверх под углом 45 градусов.

7. Упражнение для мышц груди

И. п. лежа на спине. Руки вытянуты вперед, вверх. Упражнения ножницы руками, круговые вращения руками.

8. Упражнение на дыхание

И. п. Сидя по- турецки.

1-2-Руки в стороны назад вдох

3-4-Обхватить грудную клетку выдох.

Желаем вам крепкого здоровья!

Что у нас с осанкой !

Уважаемые родители!

Нарушение осанки не только значительный косметический дефект, оно как правило сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов.

Определить осанку ребёнка можно следующим образом : поставить малыша спиной к себе на возвышение, его лопатки должны находиться на уровне ваших глаз (ребёнок в трусах, без майки) . Чтобы снять у него напряжение, предложите рассказать короткое стихотворение.

Посмотрите спереди : плечи должны быть развёрнуты, должны составлять одну прямую горизонтальную линию; линия груди плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см.

Обратите внимание при осмотре сзади, не выступают ли лопатки, симметричны ли надплечья, таз.

Если какой-то из признаков вас насторожил, посоветуйтесь с врачом детского сада, уточните у инструктора ЛФК, руководителя физвоспитания, воспитателя, какие корригирующие упражнения следует выполнять вместе с ребёнком.

Внимание!

Проблемы с осанкой неизбежны , если :

Ваш малыш спит, свернувшись калачиком

Стоит с опорой на одну ногу

Вы постоянно водите его за одну и ту же руку

Малыш сидит за столом, скрестив ноги, цепляясь за ножки стула

Спасибо за сотрудничество!

Инструктор ФК : Бадахшанова Н. В.

Игры и игровые упражнения при нарушении ОДА (осанка , плоскостопии)

2. «Пятнашки» с мешочком с песком на голове (условие во время игры не уронить мешочек) .

3. Сидя на гимнастической скамейке, эстафета с передачей мяча самовытяжением (после передачи мяча принять положение рук «крылышки» , выполняя самовытяжение сидя, то есть движение руками вниз и назад, при этом тянуться теменной частью головы вверх)

4. Игра «Горячий мяч» - лежа на животе кругу, руки в крылышки, разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать двумя руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в исходное положение.

5. Стоя попарно, броски мяча от груди с сохранением правильной осанки .

6. То же – во время движения (перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши) .

7. «Кто быстрее» - попарная переброска мяча в движении. Задача : третий игрок старается перехватить мяч.

8. Попадание в цель – броски мяча в кольцо с разного расстояния поочередно каждой рукой.

9. «Гонка мячей по кругу» - играющие (каждый с мячом) по кругу по часовой или против часовой стрелки передают мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление .

10. «Охотники и утки» - все играющие делятся на две команды. Одна команда охотники, другая – утки. У охотников – мячи, которыми они стреляют в уток, утки разбегаются, уворачиваются от мяча.

11. Пятнашки в колено – кистевом положении.

12. Пятнашки с мячом – перекатывая по полу головой набивной мяч в коленно-кистевом положении, запятнать им других, находящихся в том же положении.

13. «Мяч от себя» - две команды располагаются в шеренгах друг против друга на расстоянии 3 метра одна от другой. У одной из команд имеется 3-5 мячей. Задача – скорее избавиться от мячей, перекатив их в противоположную команду. Выигрывает та команда, у которой по сигналу остается меньше мячей.

14. «Море волнуется» - дети свободно передвигаются по залу, произнося : «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», после чего каждый из играющих принимает любую позу в положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжением .

15. «Лягушки и цапля» - лягушки прыгают по лугу в положении на четвереньках, по сигналу «Цапля идет!» все замирают в той позе, в которой их застал сигнал. Цапля шагает между лягушками, высоко поднимая ногу и сохраняя правильную осанку . Пошевелившуюся лягушку цапля пятнает, эта лягушка становится тоже цаплей. Веселье по лугу возобновляется до следующего сигнала.

16. «Слепые котята» - двое детей (котят) стоят рядом, закрыв глаза на расстоянии вытянутой руки. Остальные дети (мышки) по сигналу на четвереньках или по-пластунски проползают между стоящими. Стоящие котята, не открывая глаз, пятнают мышек. Запятнанная мышка становится слепым котенком, а котенок – мышонком.

17. «Выше земли» - по сигналу все дети, бегающие по залу, должна найти себе место «выше земли» (на скамейке, стуле, гимнастической стенке, сохраняя при этом правильную осанку . Водящий пятнает того, кто не смог найти место «выше земли» .

18. «Мышеловка» - дети, взявшись за руки, образуют круг с поднятыми вверх руками. Оставшиеся четверо – пятеро детей , тоже взявшись за руки, пробегают через круг зигзагами между стоящими. По сигналу мышеловка захлопывается, то есть стоящие опускают руки и приседают. Застигнутые в кругу присоединяются к стоящим.

19. Эстафета с мячом – какая команда быстрее докатит медицинбол от старта до финиша.

20. «Переправа » - какая команда быстрее доберется от старта до финиша с помощью различных предметов (скамейки, медицинбола, бревна, мата, не касаясь пола ногами.

21. «Игра - эстафета» - группа детей делится на две команды; передача мяча руками в колонне над головой.

22. «День и ночь» - по команде водящего «день» все играющие перемещаются по залу в любом направлении и темпе , по команде «ночь» дети останавливаются, принимая правильную осанку .

23. «Самый меткий» - ведение баскетбольного мяча с броском в кольцо, выполняется три попытки, отмечаются самые меткие игроки.

24. «Перекати мяч» - группа детей делится на две команды, располагающиеся параллельно в две колонны, - перекатить мяч между ног от направляющего до замыкающего колонны (ноги на ширине плеч) .

25. «Парный волейбол» - играющие делятся на пары и играют в волейбол парами.

26. «Китайские пятнашки» - водящий догоняет убегающих детей , которые принимают положение полуприседа, руки в «крылышки» , чтобы их не запятнали.

27. «Мой домик» - убегающие от водящего дети спасаются от пятнашек в домике – становятся к стене, плотно прислонив затылок, межлопаточную область, ягодицы, голень и пятки.

Использованная литература : А. А. Потапчук “Лечебные игры и упражнения для детей” .

С приобретением ровным позвоночником новорожденного физиологических очертаний, начинает формироваться осанка ребенка – его умение сохранять разные позиции тела.

Иногда же в формировании осанки намечаются «отклонения», тогда приучить свое чадо держать спинку прямо можно, используя корректор осанки для детей.


При правильной профилактике нарушений осанки у ребенка будет идеальная спина

Однако действенная профилактика нарушений осанки всегда комплексная. О ней и поговорим.

Рассмотрим, что же предписывают правила формирования правильной осанки у детей, следовать которым нужно ежедневно, с первых месяцев жизни?

Формирование осанки у детей начинается с установления и строгой выдержки распорядка дня (питание, прогулка, отдых, подвижные игры и т.д.), исключающей любые поблажки вроде «посидеть за телевизором/игровой приставкой» даже на выходных.

Правильная осанка детей дошкольного возраста зависит непосредственно от того, насколько развитыми будет мышечная и костная системы подрастающего чада. Растущий малыш постоянно нуждается в питательных компонентах, поэтому непрерывно насыщать организм кальцием, фосфором и прочим «строительным материала» нужно из всего многообразия пищевых источников.

Значительно влияет на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста физическая активность. Но заставить чадо выполнять скучные упражнения – едва ли удаться! А потому упражнения для осанки, показанные детям дошкольного возраста, нужно преобразовать в игру.


Чтобы упражнения доставляли малышу удовольствие, нужно заниматься в форме игры

Например:

  • упражнения для формирования правильной осанки у детей до полугода необычайно просты: уложив малютку на животик, проведите пальцами рук по длинным мышцам спины, снизу вверх вдоль позвоночника.

    Выгнув спинку, карапуз развивает мускулатуру;

  • формирование правильной осанки детей 1,5-2 лет облачите в игру: постарайтесь вместе «наколоть дров», повыгибать спинку, как кошка; пускай он пройдется, подобно акробату, по нарисованной линии; или, раскинув руки, изобразит птичку, раскинувшую крылья;
  • ребенок бегает по комнате, а по команде «Встать, как солдатик», замирает и вытягивается в правильной стойке;
  • «покатайте» свое чадо, подложив ему под спинку мяч;
  • расскажите, что осанка – основа красивой походки, но беседа для детей должна быть подкреплена наглядным примером. Посоревнуйтесь с подрастающей малышкой, кто из вас лучше справится с ролью балерины или модели, – дефилируйте по комнате, балансируя с нетяжелой книгой на голове.

Запомните, чего не следует делать:

  • новорожденного, не достигшего 3 месяцев – долго держать в вертикальном положении;
  • малышу до полугода – долго сидеть;
  • ребенку, не достигшему 9 месяцев – долго стоять;
  • поднимать и носить тяжести весом не более 2 кг можно лишь с 5 лет.

Подойдите щепетильно к оснащению детской комнаты. Ее обстановка также должна располагать к развитию правильной осанки у ребенка.

Как это сделать:

  1. Кровать ребенку выбирайте с жесткой основой, подушку – плоскую, матрац – ровный и не проминающийся. С двух лет ребенок может спать на детской ортопедической подушке.


  2. Развитие правильной осанки детей во многом зависит от освещения детской: качественное освещение письменного стола даже в пасмурные зимние дни избавит будущего школяра от вынужденной меры «скрючивать» спину и поджимать плечи, рассматривая тетрадь с прописью или рисунком, – подсветите рабочую зону светильниками и бра.
  3. С 5-6 лет начинается активная подготовка к школе, а вместе с тем назревает вопрос, как сохранить спину малыша «прямой»?

    Правильная осанка ребенка во время работы немыслима, если стол завален игрушками, ноги его болтаются под чрезмерно высоким стулом, а локти «парят» над высоким столом.

    Правильная осанка ребенка при чтении и письме – спина опирается на спинку стула, голова чуть склонилась вперед, локти не свисают со стола. Между корпусом малыша и столом должен сохраняться промежуток, в который легко пройдет повернутая ребром ладонь. Высота предназначенного для научных изысканий стола – выше уровня локтя на 2-3 см (при опущенных руках).


    Правильное рабочее место малыша помогает сформировать красивую осанку

    Стул для правильной осанки не менее важен, для детей его выбирают так: спинка повторяет физиологические изгибы тела, высота стула равна высоте голени, ноги ребенка при посадке стоят на полу.

  4. Не удивляйтесь, но на осанку влияет и подбор одежды. Будучи узкой, она стесняет движения, заставляет сутулиться, подавляя желание расправить плечи.

    В широкой же одежде, особенно зимней, великоватой на 1,5-2 размера, ребенок затрудняется координировать движения, осанка «теряется» из-за неудобства.

  5. Что же касается попыток юных модниц 12-13 лет «носить каблуки», их следует пресекать. Постоянное смещение центра тяжести из-за длительного хождения на высоком тонком каблуке приводит к наклону позвоночника и таза вперед, что помимо нарушений осанки, в будущем грозит развитием узкого таза и тяжелыми родами.

Это лишь основные меры, которые нужно учитывать при воспитании и формировании правильной осанки ребенка. При наметившихся отклонениях от профилактических мер следует перейти к лечебным.

Почему позвоночник «отклоняется от оси»?

Нередко приходится наблюдать, как молодая неопытная мамочка несет своего карапуза, поддерживая хрупкую спинку одной рукой, или, прогуливаясь с подрастающим чадом, тянет за руку вверх. Несформировавшиеся позвоночник и плечики малыша буквально «перекошены». А как часто продолжением волнительного момента сборов в первый класс становятся многочасовые бдения над уроками за «неправильным» столом!


Многочасовые занятия в неправильной позе вызывают нарушения осанки

Возможно, если отмечаются нарушения осанки ребенка, причины тому в неправильной рабочей позе.

Так, застав врасплох дошкольника, привыкшего стоя на одной ноге рисовать, объясните, чем грозит в будущем «перекошенная» спина.

Правильная же осанка детей школьного возраста нередко страдает из-за телевизора и компьютера, заменивших без и игры на улице, и вот итог – у 4 из 5 ребят отмечают:

  • Плохое развитие мускулатуры и «вялую» осанку. Нахождение в статичной позе ребенку затруднительно, переминаясь с ноги на ногу, он ищет опору;
  • Чрезмерную выпуклость грудного кифоза – сутулость. Частое следствие привычки неправильно сидеть, работая за столом или неверной позы во сне;
  • Быстрый рост костей, сопровождающийся отсталостью развития мышечной системы. Физиологические изгибы позвоночника уплощаются, – спина выглядит плоской;
  • – боковое искривление позвоночника.

Когда стоит беспокоиться?

Исправить недочеты и сформировать правильную осанку ребенка возможно до наступления полового созревания. Не упустить нужный момент поможет осмотр ребенка. Пускай раздетый до трусиков малыш станет, опершись на обе ноги, соединив пятки и раздвинув носки, руки вдоль тела. Проверьте симметричность расположения лопаток, талии, высоту плечей, посадку головы. Взгляните, не выпячены ли грудь и живот?


Провести осмотр ребенка можно прямо дома

Иногда исправление осанки ребенка требует помощи ортопеда, визит к которому неотложен, если:

  • шея малыша постоянно отклоняется к одному плечу;
  • ребенок быстро устает и сутулит спинку;
  • у него немеют руки;
  • , двигаются туго или опухают;
  • малыш имеет врожденные патологии органов опоры (вывих бедра, колена, и пр.).

Что делать?

Определив серьезность недочетов, врач, вероятно, посоветует скорректировать их при помощи специальных конструкций. Что же представляет собой корректор осанки для детей и как его выбрать:

  • Реклинатор, или фиксатор осанки для детей выравнивает позвоночник при начальных стадиях нарушений осанки благодаря отведению плечей назад и их фиксации на одном уровне мягкими лентами;
  • Корсет для правильной осанки необходим для детей на любой стадии искривлений позвоночника.

    Фиксируя позвоночник в анатомически верном положении, эластичный корсет снимает нагрузку с поясницы и грудного отдела, или, будучи жестким, помогает перераспределить чрезмерную боковую нагрузку, характерную для сколиоза, корректирует проблемную зону искривления.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки у детей обязательны! Их комплекс формируют, учитывая причину, выраженность изменений, возраст ребенка. Зарядка для исправления осанки для маленьких детей – развлечение; для подростков – учебное пособие. Корректирующая гимнастика для осанки должна занимать около 20 минут для детей возрастом до 7 лет и около 45 минут – для школьников. Набор упражнений – всегда индивидуален, а их выполнение регулярно проверяется обоими родителями и ортопедом.

Комплекс упражнений для развития правильной осанки у детей 6-7 лет смотрите в видео:

В заключение приведем небольшой комплекс упражнений для коррекции и формирования правильной осанки у детей.
Упражнения:

  1. Лежа на спине, ребенок:
    • Поднимает ноги;
    • Изображает езду на велосипеде;
    • Работает ногами, изображая ножницы.
  2. Стоя:
    • Изображает хождение по бревну;
    • Наклоняется в стороны, удерживая за спиной обруч;
    • Став на носочки, приседает, удерживая гимнастическую палку;
    • Взявшись за концы гимнастической палки, поднимает руки, заводит палку за спину, делает наклоны в разные стороны.
  3. Прочие упражнения:
    • Малыш импровизирует, изображая медвежонка, передвигающегося на четвереньках;
    • Желательно оборудовать детскую комнату турником или шведской стенкой и периодически «висеть», сгибая ноги под прямым углом.

Желаем Вашим детям здоровья!