Как помыться в русской печи. Как мылись в русской печи. Почему женщины так любят печки

Следить за чистотой тела всегда было важно для русских людей. В давние времена путники из других стран замечали, что у русских всегда чистая одежда, вымытое лицо. Они пользуются золой во время мытья и натирают тело аж до красноты.

В Европе в то далёкое время пользовались душистыми уксусами и одеколонами, которые должны были избавить человека от неприятного запаха. А славянский народ не отказывал себе в принятии водных процедур. Если какая-то семья не имела собственной бани, людям приходилось мыться даже в русских печках.

Те, кто выросли в деревне, знают, что когда печь топится, от неё просто идёт тепло, и обжечься, дотронувшись до печки, невозможно. Так что, как видно, из неё не только доставали хозяйки ароматный суп, кашу в чугунке, дымящийся сочный пирог, дивные домашние куличи, возле неё грелись от лютых морозов, на ней сушили одежду, заготавливали травы и грибы. Также на печи спали и в ней мылись.

Классические русские печи довольно большие, в них спокойно могли поместиться два взрослых человека. Ещё оставалось место для веника, кадушки и других предметов. Когда топили печь, внутри можно было поставить чугуны воды для нагревания. Туда ещё добавлялась различная лекарственная трава.

После прогорания дров и остывания печи, хозяин избавлял печку от золы, сажи и угля. Часто пользовались разведением щёлка, который применяли вместо мыла, готовили яичные растворы (старинные «шампуни»), занимались завариванием веников. Непосредственно перед мытьём плита, на которую залезали, чтобы попасть внутрь, закрывалась с помощью соломы или досок. После всего этого начиналось мытьё.


Частенько печку использовали для мытья немощного члена семьи - больного, старика или младенца. Особенно если человек болел, чтобы ему не было надобности выходить на улицу. Ребёнка могли подсадить в печь на лопате, предназначенной для хлеба (недаром есть похожий эпизод в сказке о Бабе-яге и Иванушке).

Взрослого же приходилось «ввозить» в лежачем положении, когда тот находился на большой доске. Однако от старожилов и историков было немалое число рассказов о том, как нередко для водных процедур печкой могла воспользоваться и молодая незамужняя девушка.

Барышни побаивались ходить в баню, ведь в таких местах, согласно поверью, жили банники (сердитые духи, хозяева бань). Молодые девицы действительно искреннее верили, что стоило им прийти не вовремя, оставить банные принадлежности не на своих местах, дух может не на шутку разозлиться, вылить на них горячую воду или запарить до смерти. Также остерегались кикимор, якобы живущих под полами, и другой банной нечисти.


В домашних условиях принимать водные процедуры было несравнимо спокойнее. Особенно с учётом того, что в каждой хате были уголки, где стояли на полочке или висели на стене иконы. В кое-каких деревнях это считался грех одинокой женщине пойти в баню. Вследствие этого и приходилось молодым девушкам использовать печь для мытья.

Русскую печку (в отличие от бань) считали практически священным местом. Люди были уверены, что печной огонь обладает чудесными свойствами. Во время прочтения специальных заговоров и сжигания в его пламени магических предметов человек мог попросить об исцелении и здоровье.

На печь могли положить новорожденного ребёнка, чтобы она наделила его крепким здоровьем. Порой малыша даже могли «окатить печным духом»: на несколько мгновений его помещали в зев печки, и она будто бы «дышала» на новорожденного.

Тут же проходил лечение больной человек с какими угодно недугами. А для детей печь была самая лучшая утешительница: благодаря уюту и теплу можно было забыть обо всех обидах. Гул ветра в печных трубах всегда обеспечивал сладкий сон.

Уже на данный момент и не скажешь точно, кто были первыми людьми, открывшими мытьё в печи. Свидетельства о таком применении печки имеются в разных частях России. Удивительно, но эти традиции были не только в сёлах, а ещё и в городах. Давним путешественникам, много лет назад побывавшим в Москве, пришлось стать свидетелями того, как могли себе позволить мыться в русских печках жители города. Некоторые этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила людям баней аж до середины XX столетия. Вероятно, и в этот момент где-то в далёкой деревушке кто-то принимает банные процедуры в печке.

Русская печка - мечта любого кулинара. Те кто пробовал еду приготовленную в русской печи, знают о чем идёт речь. Даже обычная картошка, почищенная или в кожуре (в "мундирах"), приготовленная в чугунном горшке в русской печи - верх наслаждения, не говоря уже о супах и кашах и мясных блюдах.

Дацук Кирилл - Бабушкина печь 2008 г.

В моём далеком детстве я жил в деревянном доме, в котором наша семья после войны поселилась после войны. И там была русская печь. Правильная, Огромная, с большим чёрным зевом и лежанкой, где я обожал спать, и не только потому что там было тепло и уютно, а еще и потому что наверное для любого поднебесная ребёнка высота печки была намного предпочтительнее стандартной пружинистой винтажной кровати с медными шишечками, приземлённо стоящей на дощатом полу.

Кроме того печка не скрипела, не меняла форму как кровать или диван и вообще была монолитной глыбой с лицевой стороны покрытой дефецитным в ту пору, кафелем, а сверху - глиной и побелкой. К сожалению я не знаю всех тонкостей мастерства печников тех времён, видимо хранивших тайны тысячелетней постройки печей, но даже когда печь топилась, наверху было просто тепло. По крайней мере обжечься при прикосновении было нереально.

А не так давно, я в достаточных подробностях, узнал что в русских печах до революции еще и мылись. т.е. фактически печь выполняла несколько функций из которых обогрев и приготовление пищи были безусловно главными, но лечебно-гигиенические процедуры были тоже важным дополнением в той роли, которую русская печка играла в жизни на Руси.


Крестьянский быт. XIX в. Мытье в печке. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. Начало 1880-х гг.

Бани на Руси существовали с незапамятных времён. И разумеется, русский народ использовал их по прямому назначению, но не забывал и про печь. Тем более, что строительство собственной бани как таковая для многих считалось непозволительной роскошью. Ну а даже у кого она была, всё равно часто использовали печь еще и для того чтобы "пропарить косточки".

В печах как правило также мыли детей, младенцев, больных и стариков. Не выходя, как говорится - из избы. Кроме того, в печах предпочитали мыться молодые девицы, опасавшиеся "банной нечисти". По русским суевериям в бане водилась всякая нечисть, начиная от "банника" до кикимор живущих в сырости под полом. А рассказы о том что творил банник с молодыми девками в банях - в то время заменяли сразу эротику, порнографию и фильмы ужасов. Так что говорить наверное не нужно, почему в избе рядом с иконами, пугливым девкам мыться было как-то спокойнее:)

Стандартная русская печь свободно вмещала в себя двух взрослых человек. Так что, вопреки нынешним представлениям, там было где развернуться. После протопки, когда печь немного остывала, внутри её устилали ржаной соломой, кидали домотканный половик и всё... Готова и баня и сауна и медицинский центр прямо посреди дома.

Вот как описывал эту процедуру знаменитый русский этнограф, князь Вячеслав Николаевич Тенишев в 1899-м году.


Из вологодских земель подробное описание относится к Мольскому приходу Тотемского у.: "Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя.

Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают.
Несмотря на видимое неудобство, крестья-нин, выпарившись до "ломоты костей" и хорошо промывши голову "ще-локом", потом окатывается водой на сарае.
Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой.

Особенности традиции мытья в печи ярко представлены в рассказе Н. преображенского, в котором описываются события, произошедшие с автором в декабре 1859 — начале января 1860 года в с. Никольском Кадниковского уезда Вологодской губернии.

Считаю нужным привести его полностью: "Как бы то ни было, на третий день накануне праздника Рождества, я достиг тихого пристанища — дома моего дяди, который, т. е. не юм, а дядя, имел, по выражению обывателей, бороду с добрый хвостанец, : веник, которым уже выпарились в бане.

Всему русскому миру известно, как хорошо после длинной холодной дороги выпариться в жаркой бане

Также всему русскому миру известно, что накануне воскресенья и великих праздников весь чисто русский мир имеет древний, свято чтимый и почтенный обычай — париться и менять белье. Дело для меня было подходящее... Но на самом пороге к наслаждению, т.е. к бане, я встретил совершенно непредвиденные препятствия.

Дядя собирался париться. Я лежал на палатях и ждал приглашения в 5аню. Но вместо этого я заметил, что работница принесла в избу соломы, завалила ее в печку, за ней туда же впихнула шайку с теплой водой, в которой был обмочен веник.

Немного погодя среди избы дядя мой явился в натуре, разгладил бороду и, ни слова не говоря, марш за соломой, шайкой и веником в печку

Изба была без всяких перегородок, поэтому каждый лог видеть со всех пунктов все, что делается в ней.

Работница закрыла печку заслонкою. Я думал, что дядя думает приготовить из себя жаркое.

Не тут-то было. Немедленно в этой печке, где варят щи, кашу, пекут хлеб, пироги и прочие сдобные вещи и куда залез мой возлюбленнейший родич, раздалось сильное шлепание, охание, кряхтение, одногласные восклицания и целые одобрительные слова в роде: "важно!., славно!., вот так!., вот гак!., а-а-а. Вот еще, еще!... Ух как важно!". Это мой дядя хвостал себя, что было сил во все места, какие бывают у пономарей.

Два-три раза булькнула вода; раздался глухой вопль: "откройте!". Работница открыла печку и оттуда вылез головой вперед и весь красный, как рак, дядя.

Он снова сунул голову с бородой в печку, достал оттуда шайку с веником и наподобие Адама в невинном состоянии прошел по всей избе и отправился в подполье обливать себя холодной водой.

Предложили и мне слазить в печку.

Но я как бурсак, привыкший к хорошей бане, и как философ, следовательно человек с полным сознанием собственного достоинства, счел унизительным лезть в печку париться,

да кроме того стыдился предстать пред очи Никольских дам в том исклю-чительном положении, в каком бесцеремонно являлся мой дядя, давно привыкший к подобного рода операциям и поэтому смотрящий на дело совершенно равнодушно.

Я спросил о бане. Оказалось, что бани во всем селе не было, нет и по всей вероятности не будет; что была баня в Родионихе, да и та лет 15 назад сгорела; что там все парятся там же и так же, как мой дядя, что наконец в другой деревне есть баня. Не мало я подивился такой невзыскательнос-ти...

Отправился в деревню.

Там действительно нашлась протопленная баня. Это был четырехугольный сруб с отверстием для влезания в него, которое носило почетное название двери, и с отверстием для выхода дыма, ему же имя — труба.

Когда баня протоплена и когда в нее налезет народу, как сельдей в бочку, она представляет внутри ящик, наглухо закупорен-ный, в одной половине которого возвышается полок, где парятся, устлан-ный соломою, и печка, складенная из камней, а не из кирпича.

У дверей помещается корыто с холодной водою: горячая вода не употребляется, исключение делается щелоку, которым матери детям и жены мужьям моют головы.

Раздеваться необходимо было под открытым небом на соломе.

Несмотря на это маленькое неудобство, я таки попал в баню, предвари-тельно согнувшись в три погибели, чтобы наметить в то отверстие, кото-рое называют дверью. В бане, ни в какое время дня не могущей похва-литься достаточным количеством света, теперь царит непроницаемый по-лумрак. Кругом меня раздавалось шлепанье мокрых веников, ударявшихся в живые тела.

Пример увлек и меня.

Ощупью добравшись до верхнеп этажа полка, где температура была самая высокая, я уже принялся выде лывать веником в воздухе и по спине всяческие фигуры, как толстый пу зажженной лучины осветил баню и сквозь облака густого горячего пар мне представилась картина, какой я никак не ожидал встретить: во все местах, в различных положениях парились и мылись, парили и мыли дру друга люди обоих полов, и в буквальном смысле всех возможных возрастов и все это делалось очень спокойно и хладнокровно, как будто в бане были одни мужчины или женщины...

Не выпарившись, не вымывшись, я стремглав бросился из бани, наскоро оделся, наслаждаясь в то время тем, как купались в снегу выскакивающие из бани, и отправился париться в печку, по примеру дяди, в чем не раскаялся, ибо в печке пар легкий, вольный.

На рассказ мой о приключениях в бане, дядя очень резонно и внуш тельно заметил:

— Ты, брат, хоть и учен, а глуп немножко: парился бы да мылся, сколь душеньке угодно — здесь всегда так делают.

Действительно, дядя не шутил. В деревнях, где существуют бани, большей частью парятся в печках, потому — с баней много хлопот.
Когда ж баню, то обыкновенно собирают всю деревню и идут в нее если, то множество без всякого разбору и различий полов.

Избражение на заставке: Баня для детей в русской печи зимой. Раскрашенная фотолитография. Шерер и Набгольц. Москва. XIX век.

Вопреки бытующим представлениям о широком распространении бань на Руси, бани имелись далеко не у всех крестьян, не во все периоды русской истории, не во всех регионах и не только в привычном для нас «хрестоматийном» банно-срубном виде.
Территориально распространение клетских рубленых бань по Руси было связано с ареалами исторической миграции определенных суб-этносов – носителей банной культуры, таких как словене – новгородцы, псковичи, двинские и днепровские кривичи, ростово – суздальцы [Желтов А.А., 2001]. Баня на Руси первоначально пошла из Новгородчины и Пскова, Смоленска, Северной Белорусси и Карелии. В некоторых губерниях строительство бань не было распространенным. Например, если раскопками подтверждено существование бань в Новгороде уже в XI веке, то в Москве самая ранняя и единственная обнаруженная во время раскопок баня относится к XV веку [Бобров А.Г., 2004]. В Ярославской губернии бани строились только в деревнях вдоль Волги, точно также как и в Тверской губернии. Не везде встречались бани в Московской, Владимирской и Смоленской губерниях [Тенишев В.Н.,2009]. В такие регионы русская баня приходила постепенно. Вначале строилась одна баня или две бани на всю деревню, и лишь к концу XIX – началу XX века баня могла встречаться примерно в половине дворов. Даже если бани и были в деревне, мылись в них далеко не все: например в деревне Моховатке Воронежской губернии в двух деревнеских банях постоянно мылись обитатели 36 дворов, а крестьяне из остальных 34-х дворов «в бане вовсе не моются ». В соседнем селе, где была баня-землянка «…большинство же жителей села в бане не моются вовсе, или попадают в баню в несколько лет раз, будучи в Воронеже» [Шингарев А.И., 1907]. В качестве бань использовались овины и шиши .

Банная процедура в русской печке была достаточно широко распространена на Руси, ведь строительство собственной бани для большинства хронически небогатого крестьянского населения Российской империи было непозволительной роскошью. Уменьшилось количество бань после введения банных налогов и повышения цен на дрова, кубическая сажень которых в петровское время в Ингерманландской (позднее Санкт-Петербургской) губернии стоила столько же, сколько и сама баня. Печь же в избе все равно топили и зимой и летом, используя не только дрова, но и сено с соломой, тростник , хворост и кизяк. Крестьяне предпочитали мытье в печи, так как процедура была значительно проще, чем протопка бани. Вепсы в старину спали в печах в жаркую погоду. А в холод при отсутствии в семье бани в печи рожали женщины [Шабаев Ю.П., Мальцев Г.И., 2004]. Мытье в печи было во многих случаях привлекательнее, чем растопка бани, так как зачастую бани строились из рук вон плохо, без надлежащей теплоизоляции. Согреться в таких банях было весьма затруднительно. Например, в начале XX века фельдшер, писавший отчет об эпидемии скарлатины в Тотемском уезде Вологодской губернии так описывал преимущество мытья в печах: «Баня есть почти у каждого домохозяина. Но что это за бани? Из тонких бревнышек выстроена хибарка, покрыта жердями и соломой. Внутри сделан очаг из глины. На железных прутьях над очагом наложены камни. Они накаляются и дают тепло для моющихся. Не знаю, чем такая баня лучше большой печи!» [Лукачев П., 1907].

Мытье в русских печах встречалось в России вплоть до 1950 – 60-х годов. Любимая тёща автора книги рассказывала, что в детстве, в середине 1950-х годов, будучи в гостях на летних каникулах, она мылась в русской печи в деревне Котельничи Кировской области. По ее отзыву, в печи было очень чисто: после протопки все внутри тщательно убиралось и мылось, потом застилалось соломой. Для мытья внутрь ставили два чугунка – с мыльной водой и с чистой. Выходили из печи на постеленное на полу сено.

Баварский художник-баталист Петер Хесс (1792 – 1871), путешествовавший по России в 1839 году, писал: «В печи женщины моются, а мужчины, когда хотят почувствовать себя счастливыми, залезают в нее, чтобы оказаться в парной бане в собственном смысле этого слова» [Хесс Э., 2007]. Вот как описана процедура парения в русской печи в деревне Череповецкого уезда в 1898 – 1900 гг. в «Материалах этнографического бюро князя В.Н. Тенишева»: «Моются большинство крестьян в печах; для мытья накладут в печь соломы, возьмут с собой веник, воды и свечку или лампу и в печку, парятся и моются по одному человеку, а чтобы жарче было, печь снаружи закрывается заслонкой. Затем прямо из печки выходят в сени или на крыльцо и окачиваются холодной водой. В печах моют и маленьких детей. Бывают такие случаи, что в печах запариваются до такой степени, что из печи вытаскивают человека еле живого» [Тенишев В.Н., 2009]. При необходимости голову в печи защищали от перегрева глиняным горшком или венком из березовых веток. В еще одном свидетельстве о мытье в печах в Тотемском уезде Вологодской губернии говорилось следующее: «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову «щелоком», потом окатывается водой на сарае. Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой» [Тенишев В.Н.,2009].

Ограниченность внутреннего пространства печи, отсутствие вентиляции при закрытой заслонке, потребление кислорода свечой или керосиновой лампой приводили к смертельным исходам при неосторожном мытье в печи. Только в 1910 году только в одной Саратовской губернии при мытье в печах погибли 792 человека . Не только "печные бани", но и сами бани в русском общественном сознании напрямую связаны со смертью .

Впрочем, по наблюдениям врача того времени, печной угар для русских крестьян был повседневной обыденностью: «От времени до времени угорают хозяева почти во всех избах, но в иных избах, где печь плохо устроена и происходит недостаточное сгорание и проникновение продуктов такого сгорания в избу, или приток свежего воздуха через сырые стены, особенно кирпичные, затруднён, является недостаток кислорода для полного окисления горючего материала, и угар становится частым явлением; угорают несколько раз в неделю, чуть не каждый день» [Шингарев А.И., 1907].

Стариков для мытья подавали в печь на широком тесе (доске). Обычно просторное горнило позволяло мыться в русской печи даже вдвоем. Печные банные процедуры были разнообразны по вариантам: хозяева, которые берегли избу от избыточной влажности, в печи только парились, а мыться выбегали во двор или на поветь (нежилая пристройка в северных избах). Если же в печи нужно было мыться, то внутрь ставили деревянное корыто для сбора стекающей воды.
В холодное время года при отсутствии в крестьянской усадьбе бани в печи рожали женщины [Шабаев Ю.П., Мальцев Г.И., 2004]. На Руси в банях традиционно рожали детей и после парили в бане же или в печи рожениц с новорожденными детьми:«Когда настает время родов, женщина уходит с повитухой в баню, если есть, или на двор в летнее время, и там происходит процесс родов. После родов сейчас же роженицу бабка сажает в печку с ребенком и там их парит. Бывают случаи, что роженицу бабки так запаривают, что вытаскивали еле живую из печки» [Цит. по: Колегова Р.В., 2007]. При этих печных банных процедурах мать забиралась в печь сама, а ребенка ей подавали на деревянной лопате. У староверов мытье в печи считается грехом: Большой Потребник содержит исповедальный вопрос: «Не мылся ли в пещи?»

Кому я раньше ни рассказывала, про то, что мылась в печи, мне никто не верил.
«Да ты, наверное, что-то перепутала», — говорили мне.
И только в деревне этому никто не удивлялся...


Оказывается...

«Почти до середины XIX века в русской печи мылись и пари­лись не только в деревнях, но и городах, в том числе и в Моск­ве, изобилующей домашними и общественными банями. » (из книги Г.Федотова «Русская печь» ).

Как же там мыться — там же огонь? — спрашивают меня.
-Там же мало места...
-Там же грязно...


Рассказываю...
Помните, я говорила, что русская печь занимала очень много места — в маленькой избе — почти полдома?
А строили её такой большой и с высоким сводом , в том числе и потому, чтобы можно было париться, как в бане — там свободно сидя помещаются двое взрослых, и еще остается место для банной утвари.

Принцип мытья схож с принципом бани — сначала «помещение» надо протопить. Поэтому, после того, как печь протопили и нагрели воду в чугунах, из печи надо всё вычистить и выгрести уголь и золу. Для проверки температуры в печь бросали щепоть муки. Если мука не загоралась, то это означало, что сильный жар спал и можно мыться, не боясь ожогов. Затем настелили солому, на которую клали материю, чтоб не кололось — и человек пролезал внутрь.
Я схематично — используя «эффект условной прозрачности» — попыталась изобразить процесс: ведь лучше один раз увидеть… жёлтенькое — это солома))

Внутри печки тепло и темно — свет проникает только через «окно»-вход. Но для «банного эффекта» и сохранения тепла некоторые просят кого-нибудь снаружи закрыть заслонку — вот тут надо уметь мыться наощупь. Сидя внутри, намыливаешься, поливаешь сверху водой (вода впитывается в солому). Что не впиталось — выливается на пол.
Внутри — на стенках — грязи нет — всё обгорает (там же темература 200 градусов, когда топится). А вот на «выходе» — можно испачкаться — там ведь дым с сажей выходят и оседают. Но это не страшно — просто смываешь всё водой. К тому же дезинфекция внутренностей печного пространства за счёт высоких температур была гарантирована.

Сначала перемывали детей, а потом уже доходила очередь до взрослых...

По окончании мытья надо было убрать всю солому и навести порядок. Я тогда была маленькая совсем, пролезала-вылезала легко, а вот как это проделывали взрослые — не знаю. Однако, очень хорошо запомнила, как сидела в печке, как было темно, необычно и таинственно и как меня там мыли)) Вообще, мытьё в печке было очень распространено. А вот молодые незамужние девушки, даже несмотря на наличие бани, были просто «обязаны» мыться именно в печке, потому как в бане обитал сердитый дух «банник». Мало ли чего...

Мыли в печке и немощных и больных, закатывая их в печь на досках. Закатят, а потом уже туда залезает тот, кто будет мыть больного. Порой, мытьё сопровождали лечебные процедуры...

Печь для крестьян была значительно удобнее бани: еёне надо бы­ло специально топить — она и так топилась в избе ежедневно. Так что захотелось попариться — печная баня всегда к услугам че­ловека, как любили говаривать в старину: «Кожух с плеч, да и по­лезай в печь!»

Баня сопровождала русского человека всю жизнь. В бане рожали детей, лечили любые болезни, парились перед важным событием и проводы в последний путь начинались именно в бане.

Я думаю, что эти факты известны многим. Однако, задолго до того, как баня прочно вошла в жизнь русского человека мылись и парились в русских печах!

Удивительно, но это факт! Почему мылись в печах? Как можно уместиться в маленьком пространстве? Куда уходит вода после помывки? Можно ли париться в печи веником?

Такие вопросы задаёт себе каждый, кто заинтересовался этой необычной темой. Но, давайте обо всём по-порядку…

Мытьё в печи было распространено в Рязанской, Московской, Тульской, Калужской, Ярославской и Владимировской губернии. Кое где и на Русском Севере были места, где бань не строили и мылись в печи. На такую хитрость способен был только русский человек, я уверена!

Печь в доме топили ежедневно, всегда есть печной жар. Согласитесь, довольно практично - топить одну печь и получать всё: еду, тепло, горячую воду и баню.

Так же не всегда была возможность поставить баню - не было строительного материала.

А вот более южные губернии России не были приверженцами традиции мытья в печи. Чаще всего они мылись в деревянных корытах и кадках. Я думаю, в первую очередь это связано с тем, что тёплый климат не дал людям додуматься до такой хитрости.

«Путешествовали» в печь и наши северные соседи - финны. Эту практичную традицию они переняли от своих северных русских соседей.

Как мылись в печи

Вот как можно уместиться в печи с тазом, с водой и прочими банными принадлежностями? Дело в том, что настоящая русская печь огромных размеров! Именно огромных! Порой печь занимала добрую половину комнаты! Внутри такой печи могли помещаться два человека!

Русская каменная печь хранила свой жар после приготовления еды, нагрева чугунков с водой и выпечки хлеба ещё долго. Как только печь немного остывала, из жерла выгребали золу и угли. Освобождали от лишних предметов будущее банное помещение, старались вымыть от копоти стены.

Проверяли готовность печи принять банщиков в свои жаркие недра так: бросали в жерло печи пригоршню муки. Если мука не вспыхивала, то это говорило о том, что можно мыться, сильный жар ушёл, ожогов не будет.

Затем на дно печи стелили солому, поверх её накрывали тряпицей, ведь солома колется… Ставили внутрь печи небольшую ёмкость с водой и клали веник. Затем первый парильщик лез внутрь печи, если он не справлялся с таким заданием самостоятельно, то ему помогали.

Парильщик садился на лопату или же на обычную доску и помощник осторожно «отправлял» его в жерло печи. Согласитесь, очень похоже на то, как Баба Яга Иванушку в печь хотела засунуть. Возможно, в сказке был намёк на мытьё в печи?!

После удачного «запихивания» в печь, за парильщиком закрывали печную заслонку. Сейчас такую своеобразную банную процедуру даже представить сложно. Ведь в печи темно, мало места и вообще весьма неудобно. Но, оказывается, в давние времена не видели в таком способе парения неудобства и дискомфорта.

Парились в печах до «ломоты». Веник мочили в воде и брызгали им на раскалённые камни печи. Очень часто на раскалённые камни брызгали квасом - вот такая старинная ароматерапия! 🙂

Тело и голову мыли щёлоком - это настоянная в воде зола. У золы сильная щелочная реакция, по этой причине её использовали вместо мыла для стирки белья, мытья головы и тела. Конечно, вёдрами воду на себя не лили, смывались осторожно, небольшим количеством воды, которое впитывалось в солому.

Если же мылись в печи основательно, то ставили внутрь корыто в которое и стекала вода. Но, чаще всего в печи просто парились и мыли голову, а уж опосля домывались в доме или же в сарае.

Когда процесс парения в печи заканчивался, парильщик стучал по заслонке и ему помогали выбраться из жерла.

Вот такой процесс мытья в печи был в давние времена. Очень напоминает процесс запекания хлеба, человек как каравай помещался в печь, а когда зарумянивался его быстро доставали.

Кто мылся в печи

В печах мылись всей семьёй, вначале шли взрослые с детьми, затем была очередь немощных стариков. Тем, кому парится и мыться самостоятельно было сложно, обязательно помогали. В печах обычно парились по двое человек.

Если семья и имела баню, то в неё молодым девушкам вход был заказан. Боялись незамужние девушки духа бани - баенника. Не доброе, зловредное существо, должна я сказать вам. Про баенника я писала отдельную статью, кому интересно - перейдите по ссылке и узнаете про него больше 🙂

Конечно, после любого дела надо навести порядок и чистоту. Так было и с царицей печью, после банной церемонии выгребали из печи сено, доставали воду, сушили жерло печи.

Как долго сохранялась традиция печного мытья и парения

Удивительно не то, что такая банная традиция существовала, а то, что она встречается и до сих пор! В некоторых деревнях бани стали появляться только в 70-80 годах двадцатого века!

Это достоверные сведения, в нескольких километрах от города Череповец Вологодской области до сих пор сохранилась традиция мытья в печи. Я уверена, что есть такие люди, которым париться и мыться в печи довелось и в наше время. Буду рада, если кто то расскажет о такой таинственной процедуре больше. 🙂