Краткий план покорения вселенной. Космические корабли будущего: проекты, проблемы, перспективы Будущее космоса

К космическим полетам автоматических и пилотируемых аппаратов люди уже привыкли. Сегодня, спустя пятнадцать лет после выхода человечества в космос, они перестают быть сенсацией. Действительно, после создания первой пилотируемой орбитальной станции, разнообразных по роду выполненных задач полетов кораблей серии «Союз», фотографирования Луны и Марса с помощью межпланетных автоматических станций, прямого исследования атмосферы Венеры, прогулок по Луне американских космонавтов, триумфальных рейдов автоматических станций «Луна-16», «Луна-17» и «Луна-20» и, наконец, осуществления мягкой посадки космических аппаратов на поверхности Венеры и Марса кажется, что нет уже такой эффектной задачи в освоении космоса, которая бы сейчас захватила внимание человечества. Вот если бы космонавты улетели на годы и далеко-далеко, куда-нибудь, скажем, на Марс, к Сатурну или на спутники Юпитера, то это, по-видимому, снова поразило бы воображение землян.

И все-таки, не слишком ли будничен тон в оценке современного уровня освоения космоса? Разве могли люди лет двести, сто и даже пятнадцать назад представить, какие события будут волновать мир в начале семидесятых годов нашего века? Мы ведь достигли того, о чем мечтали наши предки, создававшие легенды и сказки о полетах в небо, на Луну, а также к ближайшим планетам.

Практические свершения, как видим мы это сегодня, опередили их самые смелые прогнозы, которые нам даже вчера казались несбыточными. В этом и заключается героика наших будней. А вернее — героика и будни неотделимы. И поэтому на сегодняшний день космонавтики нужно смотреть и через призму истории, анализируя цепь достижений на подходе к нему, и через призму будущего. Тогда наше трудовое сегодня предстанет перед нами в его истинном величии. Пора восторженного удивления космическими подвигами сменяется порой серьезных раздумий о космическом будущем нашего века. Мы все меньше говорим о рекордах и все больше о том, как помогут нам, землянам, космические полеты в самом трудном и самом долгом нашем деле: познании окружающей нас природы.

Каким же представляется развитие космонавтики в ближайшем будущем? Отвечая на этот вопрос, академик Б.Н.Петров в статье «Заглядывая в будущее», в частности, писал: «Главными задачами исследования околоземного пространства останется дальнейшее изучение верхней атмосферы Земли, магнитосферы, солнечно-земных связей, космических лучей, внегалактических источников радиации и других проблем, представляющих интерес для современной науки. Все большую роль будут играть практические аспекты использования космической техники. Быстрыми темпами начнут развиваться космическая связь и телевидение. Со временем появится также всемирная система космической метеорологии с эффективными средствами обработки информации с широким применением вычислительной техники. В более отдаленном будущем, несомненно, станет реальным хотя бы частичное управление погодой. Важные практические результаты дадут навигационные спутники Земли. »

Тысячи ученых, инженеров и техников уже сегодня ищут новые решения, закладывают основы космических аппаратов, которые через несколько лет придут на смену уже бороздящим Вселенную.

www.electrosad.ru

Запуск спутников Глонасс в Тихий океан из-за недолива топлива, лишний раз показывает, что фактор энерговооруженности играет важнейшую роль в освоении космоса ближнего и дальнего, поэтому ближайшие 10-20 лет будут потрачены на разработку и поиск новых двигателей и источников энергии без чего полет в пределах Солнечной системы с гарантированным возвращением просто нереален.

Пока техника и технологии позволяют осваивать только ближний космос в пределах орбиты Луны. И то, у имеющейся техники существуют жесткие ограничения по массам перемещаемых грузов.

Сейчас, да и в будущем, энерговооруженность это первый признак уровня развития цивилизации. В быту это комфорт, информация. В производстве это новые материалы, новые промышленные изделия и бытовые приборы. Но не только. Если вдуматься, это и успехи в освоении ближнего и дальнего космоса и других планет.

Первый цветок распустился в космосе — такую подпись астронавт разместил под фотографией распустившегося цветка астры-циннии.

Эксперимент по выращиванию овощей и растений в космосе проводится на борту МКС уже около года. Первые ростки капусты были успешно выращены и заморожены на станции еще в прошлом году, после чего их отправили обратно на Землю в октябре 2014 года. После того как ученые удостоверились, что космическая капуста безопасна для организма человека, НАСА одобрило еще один эксперимент - впервые съели выращенный в космосе урожай.

Установка Veggie представляет собой набор из особых капсул с семенами капусты и других сельскохозяйственных культур, почвы и особых синих, зеленых и красных светодиодных ламп, стимулирующих рост растений в условиях невесомости и отсутствия видимого освещения.

На этот раз в Veggie были выращены не съедобные овощи, а декоративные растения — астры-циннии. Экипаж МКС будет наблюдать за тем, как распускаются цветы астр, а также попытаются проверить, способны ли они к опылению в условиях космоса и могут ли они дать потомство.

Источники: futurocosmos.ucoz.ru, otradnoe-2.narod.ru, www.electrosad.ru, vk.com, galspace.spb.ru

Амос Ори. Теория перемещения во времени

Черный великан

Кальмары-гиганты

Огонь без боли

Робот лошадь

Британская компания Racewood выпустила, как она заявляет, "первый в мире симулятор лошади, позволяющий скакать не спеша, нестись рысью или...

Город великанов

На огромной высоте в горных высотах Анд находится таинственный город Тиауанако. Безо всякого преувеличения он является тайной для ученых, поскольку весь...

Третий Храм в Иерусалиме


Сменяются империи и эпохи, однако город Иерусалим непостижимым образом продолжает оставаться в центре мировых событий. Этот факт не является...

Самолет Белуга

Связи с тем, что многие предприятия Airbus по сбору компонентов самолетов разбросаны по всей Европе, кампании требуется самолет способный...

Скважина на Кольском полуострове

В апреле 1995 г. средства массовой информации рас­пространили сообщение, что при бурении скважины на Кольском полуострове - самой глу­бокой в мире...

Проект ЭкзоМарс

Российская космическая программа освоения космос включает в себя лунную и марсианскую программы. Пилотируемый полет на Марс является отдаленной перспективой: на...

Как заманчиво

Стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать чёрные дыры

И трактат сочинить непременно –

"Изучайте глубины Вселенной!"

В ясную безлунную ночь на небе можно рассмотреть примерно 3000 звёзд, и это всего лишь небольшая часть космоса. Огромный мир космоса полон удивительных вещей. Все вместе они составляют то, что мы называем Вселенной.

Что таит в себе космос?

Мы хотим вам рассказать, что там, в космосе, что таит он в себе, какие открытия делают учёные и чего нам ожидать в будущем?

Вселенная – это миллиарды и миллиарды звёзд, галактик, планет, их лун и огромных газовых облаков, разбросанных в гигантском пустом пространстве. Пределов Вселенной не знает никто.

Как возникла Вселенная, точно не знает никто. По одной из самых распространённых версий, началом всему послужил колоссальный взрыв. Эта теория так и называется – теория Большого взрыва.

Что такое планета?

Планета – это гигантский шар из твёрдых пород или газа, который обращается вокруг своей звезды. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы, (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), которую образуют само Солнце и все обращающиеся вокруг него тела.

Галактики – это огромные скопления звёзд, удерживаемые гравитацией. В них могут насчитываться миллионы и даже миллиарды звёзд, а самих галактик во Вселенной миллионы. Наше Солнце находится в галактике Млечный Путь, её протяжённость – 100 000 световых лет.

Звёзда – это огромный раскалённый газовый шар, который излучает тепло и свет. Любая из них гораздо больше Земли. Ближайшая к нам звезда, Солнце, находится в 150 млн. км от нас.

Расстояния в космосе так велики, что для их измерения ввели специальную единицу – световой год. Свет – самое быстрое, что есть во Вселенной: он распространяется со скоростью 300 000 км/с. Световой год – это расстояние, которое свет проходит за один год. Оно равно 9,46 млн. млн. км.

Солнце - центральная и единственная звезда нашей Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты: планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль.

Луна – естественный спутник Земли

Многие планеты Солнечной системы имеют одну или несколько лун – естественных спутников. Они обращаются вокруг планеты точно так же, как сами планеты обращаются вокруг Солнца. Естественный спутник Земли – Луна – состоит в основном из твёрдых пород.

Луна – естественный спутник Земли.

В 1966 году советский зонд «Луна-9» впервые сфотографировал поверхность Луны.

Тысячи лет люди вглядывались в небо и размышляли о тайнах Вселенной. Но теперь у них есть мощные телескопы (оптические, космические, радиотелескопы) и они могут узнать о Вселенной гораздо больше, чем раньше.

На протяжении тысячелетий люди наблюдали за небом и мечтали о путешествиях к другим планетам, другим звёздам. Но космос не был гостеприимным, и понадобились века, прежде чем узнать, как там можно выжить и как туда добраться.

Какой маленькой кажется Земля из космоса! Для того, чтобы увидеть Землю из этой точки, потребовалось изобрести летательные аппараты, способные пройти через атмосферу и преодолеть силу притяжения.

Прежде чем послать людей в космос, учёные всегда подготавливают их путешествия с помощью зондов и роботов. Первыми аппаратами были пассивные зонды. Сегодня зонды всё больше походят на настоящих роботов-космонавтов.

Ю. А. Гагарин – первооткрыватель космоса

Были созданы космические корабли и ракеты-носители для полётов в космос с человеком на борту. Первым человеком, который побывал в космосе, стал советский космонавт Юрий Гагарин.

Космонавты в открытом космосе

А может быть летающие тарелки???

Их так манит наша Земля

Фантастика и космос

Сегодня в Интернете можно встретить большое количество фотографий летающих тарелок

Безусловно, многие из них - это просто искусная работа, проделанная в графических редакторах.

Инопланетяне???

А они наверно наблюдают за нами

Современные спутники

Когда ночью смотришь в небо, то часто видишь маленькие светящиеся точки, которые перемещаются вокруг Земли. Это спутники, которые пролетают над нашей планетой для того, чтобы собрать и передать множество всякой информации

Некоторые из них, фотографируют поля, леса, океаны или следят за изменением климата. Другие позволяют осуществлять сообщение между мобильными телефонами во всех точках нашей планеты.

Спутники называемые геостатическими, находятся на высоте 36 000 км и вращаются с той же скоростью, что и Земля. Они предназначены для того, чтобы вести прямую телетрансляцию по всему миру. Они также передают то спутниковое изображение, которое мы видим в метеопрогнозах.

Будущее космоса

Исследования космоса только начинаются. Куда мы отправимся завтра? Американцы хотят вернуться на Луну, а почему бы и нет, устроить там постоянную базу. Но становится реальным невероятный проект: отправить людей на Марс!

Курс на Марс.

С 2020 года Луна сможет служить базой для экспедиций на Марс! Путешествие как туда, так и обратно, займёт от 6 до 8 месяцев. Учёные планируют первую экспедицию на 2030 год. В данный момент проводятся исследования, чтобы подготовить эту будущую великую экспедицию. Электростанция на орбите.

Учёные задумали строительство гигантской электростанции в космосе. Огромные солнечные батареи, расположенные на высоте в несколько сотен километров, постоянно будут улавливать солнечную радиацию. Полученная таким образом энергия будет посылаться на Землю в виде микроволн. Антенны, находящиеся на Земле, будут их принимать и заново преобразовывать в электричество. По словам инженеров, так можно будет производить энергию, которой будет достаточно, чтобы обеспечить ею такой город, как Москва.

Космический лифт

Лифт в космосе: научная фантастика? Возможно, и нет! Европейское космическое агентство и НАСА действительно задумывается о строительстве подъёмника, который будет связывать космическую станцию с Землёй. Он будет состоять из очень длинного кабеля, изготовленного из углеводородных нанотрубок, одновременно прочных и лёгких. Кабины лифта будут передвигаться по этому кабелю.

Вас тоже захватывает космос? И в самом деле, вы сможете через несколько лет снять комнату с видом на Землю. С конца 90-х годов многие предприниматели действительно всерьёз задумались о строительстве отелей в космосе. К тому же в августе 2006 года один американец отправил опытный образец своего будущего сооружения: надуваемый модуль три метра в высоту, сделанный из углеволокна. Он планирует отправить туда несколько таких модулей и собрать их вместе. Отель должен открыться в 2015 году!

Солнечные паруса

Почему бы не использовать энергию Солнца, чтобы полететь в Космос? В любом случае эта идея некоторых учёных. Действительно, наша звезда излучает частицы - фотоны. когда они сталкиваются с каким-нибудь телом, то испытывают давление, способное это тело продвинуть вперёд, что немного напоминает ветер, толкающий паруса. Можно представить себе космические корабли, оснащённые огромными парусами, приводимыми в движение благодаря Солнцу.

В поисках внеземной жизни

Целью будущих космических исследований также является ответ на вопрос, которым задаются все: существует ли жизнь на планетах кроме Земли? Чтобы на него ответить, учёные ищут планеты, немного похожие на нашу, не слишком приближённые, не слишком удалённые от звезды, где могла бы развиваться жизнь. Но наземные телескопы недостаточно мощные, чтобы увидеть эти планеты. Вот почему учёные предполагают отправить зонды, оснащённые телескопами и другими измерительными приборами, за многие миллионы км от Земли.

Цель – уловить сигналы, которые могут доказать существование внеземной формы жизни.

Необыкновенная Вселенная

Европейский телескоп «Дарвин» должен позволить к 2015 году наблюдать за планетами за пределами Солнечной системы.

Новые виды транспорта.

Инженеры убеждены: для того чтобы добраться до далёких планет или отправить людей на Марс, необходимо придумать новые средства, чтобы приводить в движение космические корабли. Одним из решений будет использование атомной энергии. Атомные реакторы на борту действительно будут служить для выработки электричества или тепла, обеспечивая, таким образом, значительный источник энергии. Но одна авария может привести к экологической катастрофе. Другие сценарии предполагают использование антивещества. Несколько десятков граммов будет достаточно, чтобы добраться до Марса!

Предполагается построить космогорода численностью в миллион жителей!

Но до этого еще далеко.

Всё,- сказал я твёрдо дома,

Буду только астрономом!

Необыкновенная

Вокруг Земли Вселенная!


В 2011 году США оказались без космических транспортных средств, способных доставить человека на околоземную орбиту. Сейчас американские инженеры конструируют больше новых пилотируемых космических аппаратов, чем когда бы то ни было, причем лидируют частные компании, а это значит, что освоение космоса станет намного дешевле. В этой статье мы расскажем о семи проектируемых аппаратах, и если хотя бы некоторые из этих проектов воплотятся в жизнь, наступит новый золотой век в пилотируемой космонавтике.

  • Тип: обитаемая капсула Создатель: Space Exploration Technologies / Элон Маск
  • Дата запуска: 2015 год
  • Предназначение: рейсы на орбиту (до МКС)
  • Шансы на успех: весьма приличные

Когда в 2002 году Элон Маск учредил свою компанию Space Exploration Technologies, или SpaceX, скептики не видели в этом никаких перспектив. Однако уже к 2010 году его стартап стал первым частным предприятием, сумевшим повторить то, что было до того времени епархией государства. Ракета Falcon 9 вывела на орбиту беспилотную капсулу Dragon.

Следующий шаг на пути Маска в космос – разработка на базе капсулы многоразового использования Dragon аппарата, способного нести людей на борту. Он будет носить имя DragonRider и предназначается для полетов к МКС. Используя новаторский подход как в конструировании, так и в принципах эксплуатации, компания SpaceX заявляет, что перевозки пассажиров обойдутся всего по $20 млн за одно пассажиро-место (пассажиро-место в российском «Союзе» обходится сегодня США в $63 млн).

Путь к пилотируемой капсуле

Усовершенствованный интерьер

Капсула будет оборудована под экипаж из семи человек. Уже внутри беспилотной версии поддерживается земное давление, так что ее будет несложно адаптировать для пребывания людей.

Более широкие иллюминаторы

Через них астронавты смогут наблюдать процесс стыковки с МКС. В будущих модификациях капсулы – с возможностью посадки на реактивной струе – потребуется еще более широкий обзор.

Дополнительные двигатели, развивающие тягу 54 т для экстренного подъема на орбиту в случае аварии ракеты-носителя.

Dream Chaser — Потомок космического челнока

  • Тип: космический самолет с запуском при помощи ракеты-носителя Создатель: Sierra Nevada Space Systems
  • Планируемый запуск на орбиту: 2017 год
  • Предназначение: орбитальные полеты
  • Шансы на успех: хорошие

Конечно, у космических самолетов есть определенные достоинства. В отличие от обычной пассажирской капсулы, которая, падая сквозь атмосферу, может лишь слегка корректировать траекторию, шаттлы способны осуществлять при спуске маневры и даже менять аэродром назначения. Кроме того, их можно использовать повторно после краткого сервисного обслуживания. Однако катастрофы двух американских челноков показали, что и космические самолеты отнюдь не идеальное средство для орбитальных экспедиций. Во-первых, возить грузы на тех же аппаратах, что и экипажи, дорого, ведь, используя чисто грузовой корабль, можно сэкономить на системах безопасности и жизнеобеспечения.

Во-вторых, крепление шаттла сбоку к ускорителям и топливному баку повышает опасность повреждения от случайно отвалившихся элементов этих конструкций, что и стало причиной гибели челнока Columbia. Однако компания Sierra Nevada Space Systems клянется, что сумеет обелить репутацию орбитального космического самолета. Для этого у нее есть Dream Chaser – крылатый аппарат для доставки экипажей на космическую станцию. Уже сейчас компания борется за контракты NASA. В конструкции Dream Chaser избавились от основных недостатков, характерных для старых космических челноков. Во-первых, теперь грузы и экипажи намерены возить по отдельности. А во-вторых, теперь корабль будет монтироваться не сбоку, а наверху ракеты-носителя Atlas V. При этом все достоинства шаттлов сохранятся.

Суборбитальные полеты аппарата назначены на 2015 год, а на орбиту он будет выведен на два года позже.

Как там внутри?

На этом аппарате в космос могут отправиться сразу семь человек. Корабль стартует на верхушке ракеты.

На заданном участке он отделяется от носителя и затем может причалить к стыковочному узлу космической станции.

Dream Chaser еще ни разу не летал в космос, но уже готов, по крайней мере, для пробежек по взлетной полосе. Кроме того, его сбрасывали с вертолетов, испытывая аэродинамические возможности корабля.

New Shepard — Секретный корабль от Amazon

  • Тип: обитаемая капсула Создатель: Blue Origin / Джефф Безос
  • Дата запуска: неизвестна
  • Шансы на успех: неплохие

Джефф Безос – 49-летний основатель компании Amazon.com и миллиардер со своим видением будущего – уже более десяти лет воплощает в жизнь тайные планы по освоению космоса. Из своего 25-миллиардного капитала Безос вложил уже многие миллионы в дерзкое начинание, которое получило имя Blue Origin. Его аппарат будет взлетать с экспериментальной стартовой площадки, которая построена (разумеется, с одобрения FAA) в глухом углу Западного Техаса.

В 2011 году компания опубликовала кадры, на которых видна подготовленная к испытаниям конусообразная ракетная система New Shepard. Она взлетает вертикально на высоту в полторы сотни метров, зависает там на некоторое время, а затем плавно опускается на землю с помощью реактивной струи. Согласно проекту, в будущем ракета-носитель сможет, забросив капсулу на суборбитальную высоту, самостоятельно вернуться на космодром, используя собственный двигатель. Это гораздо более экономичная схема, чем вылавливание использованной ступени в океане после приводнения.

После того как в 2000 году интернет-предприниматель Джефф Безос основал свою космическую компанию, он три года хранил в тайне сам факт ее существования. Компания запускает свои экспериментальные аппараты (наподобие той капсулы, которая изображена на фото) с частного космопорта в Западном Техасе.

Система состоит из двух частей.

Капсула для экипажа, в которой поддерживается нормальное атмосферное давление, отделяется от носителя и летит на высоту 100 км. Маршевый двигатель позволяет ракете совершить вертикальную посадку неподалеку от стартового стола. Сама капсула затем возвращается на землю с помощью парашюта.

Ракета-носитель поднимает аппарат со стартового стола.

SpaceShipTwo — Пионер в туристическом бизнесе

  • Тип: космический корабль, запускаемый в воздухе с самолета-носителя Создатель: Virgin Galactic /
  • Ричард Брэнсон
  • Дата запуска: намечено на 2014 год
  • Предназначение: суборбитальные полеты
  • Шансы на успех: очень хорошие

Первый из аппаратов SpaceShipTwo во время испытательного планирующего полета. В будущем будут построены еще четыре таких же аппарата, которые начнут возить туристов. В очередь на полет записались уже 600 желающих, включая и таких знаменитостей, как Джастин Бибер, Эштон Кутчер и Леонардо Ди Каприо.

Аппарат, построенный знаменитым конструктором Бертом Рутаном в сотрудничестве с магнатом Ричардом Брэнсоном, владельцем компании Virgin Group, заложил основу будущего космического туризма. Почему бы не катать в космос всех желающих? В новой версии этого аппарата смогут разместиться шесть туристов и два пилота. Путешествие в космос будет состоять из двух частей. Сначала авиаматка WhiteKnightTwo (ее длина – 18 м, а размах крыльев – 42) поднимет аппарат SpaceShipTwo на высоту 15 км.

Затем реактивный аппарат отделится от самолета-носителя, запустит собственные двигатели и рванет в космос. На высоте 108 км пассажиры отлично рассмотрят и кривизну земной поверхности, и безмятежное сияние земной атмосферы – и все это на фоне черных космических глубин. Билет стоимостью в четверть миллиона долларов позволит путешественникам наслаждаться невесомостью, но всего лишь четыре минуты.

Inspiration Mars — Поцелуй над Красной планетой

  • Тип: межпланетный транспорт Создатель: Фонд Inspiration Mars / Деннис Тито
  • Дата запуска: 2018 год
  • Предназначение: полет на Марс
  • Шансы на успех: сомнительные

Медовый месяц (длиной полтора года) в межпланетной экспедиции? Такую возможность хочет предложить избранной паре фонд Inspiration Mars, которым руководит бывший инженер NASA, специалист по инвестициям и первый космический турист Деннис Тито. Группа Тито рассчитывает воспользоваться преимуществом парада планет, который произойдет в 2018 году (такое бывает раз в 15 лет). «Парад» позволит слетать от Земли до Марса и вернуться по траектории свободного возвращения, то есть без сжигания дополнительного горючего. В будущем году Inspiration Mars начнет принимать заявки на экспедицию длительностью 501 день.

Корабль должен будет пролететь на расстоянии 150 км от поверхности Марса. Для участия в полете предполагается выбрать супружескую пару – возможно, молодоженов (важен вопрос психологической совместимости). «По оценкам фонда Inspiration Mars, потребуется собрать $1–2 млрд. Мы закладываем фундамент под дела, которые раньше казались просто немыслимыми, такие, скажем, как полет на другие планеты», – говорит Марко Касерес, руководитель космических исследований фирмы Teal Group.

  • Тип: космический самолет, способный взлетать самостоятельно Создатель: XCOR Aerospace
  • Дата планируемого запуска: 2014 год
  • Предназначение: суборбитальные полеты
  • Шансы на успех: вполне приличные

В калифорнийской компании XCOR Aerospace (штаб-квартира в Мохаве) полагают, что у них в руках ключ к самым дешевым суборбитальным полетам. Компания уже продает билеты на свой 9-метровый аппарат Lynx, рассчитанный всего на двух пассажиров. Билеты стоят $95 000.

В отличие от других космических самолетов и пассажирских капсул, Lynx для выхода в космос не нуждается в ракете-носителе. Запустив специально разработанные под этот проект реактивные двигатели (в них будет сжигаться керосин с жидким кислородом), Lynx взлетит с полосы в горизонтальном направлении, как это делает обычный самолет, и, лишь разогнавшись, круто взмоет по своей космической траектории. Первый испытательный полет аппарата может состояться в ближайшие месяцы.

Взлет: космический самолет разгоняется по взлетной полосе.

Подъем: достигнув скорости 2,9 Маха, он круто набирает высоту.

Цель: примерно через 3 минуты после взлета двигатели выключаются. Самолет следует параболической траектории, проносясь сквозь суборбитальное космическое пространство.

Возвращение в плотные слои атмосферы и посадка.

Аппарат постепенно сбрасывает скорость, нарезая круги по нисходящей спирали.

Orion — Пассажирская капсула для большой компании

  • Тип: обитаемый корабль повышенного объема для межзвездных перелетов
  • Создатель: NASA / Конгресс США
  • Дата запуска: 2021–2025 годы

Полеты на околоземную орбиту NASA уже без сожаления уступило частным компаниям, однако от претензий на дальний космос агентство еще не отказалось. К планетам и астероидам, возможно, полетит многоцелевой обитаемый аппарат Orion. Он будет состоять из капсулы, состыкованной с модулем, который, в свою очередь, будет заключать в себе силовую установку с запасом топлива, а также жилой отсек. Первый испытательный полет капсулы состоится в 2014 году. Ее выведет в космос ракета-носитель Delta длиной 70 м. Затем капсула должна вернуться в атмосферу и приземлиться в воды Тихого океана.

Под дальние экспедиции, для которых готовится Orion, будет, видимо, построена и новая ракета. На заводах NASA в Хантсвилле, штат Алабама, уже ведутся работы над новой 98-метровой ракетой Space Launch System. Этот сверхтяжелый транспорт должен быть готов к тому моменту, когда (и если) астронавты NASA соберутся лететь на Луну, на какой-нибудь астероид или еще дальше. «Мы все больше думаем о Марсе, – говорит Дэн Дамбахер, заведующий в NASA отделом разработки исследовательских систем, – как о нашей главной цели». Правда, некоторые критики говорят, что подобные претензии несколько чрезмерны. Проектируемая система столь огромна, что NASA сможет использовать ее не чаще, чем раз в два года, так как один ее запуск будет обходиться в $6 млрд.

Когда человек ступит на астероид?

В 2025 году NASA планирует отправить астронавтов в корабле Orion на один из расположенных недалеко от Земли астероидов – 1999АО10. Путешествие должно занять пять месяцев.

Запуск: Orion с экипажем из четырех человек взлетит с мыса Канаверал, штат Флорида.

Перелет: после пяти дней полета Orion, используя силу притяжения Луны, сделает вокруг нее вираж и возьмет курс на 1999АО10.

Встреча: астронавты долетят до астероида спустя два месяца после старта. Две недели они проведут на его поверхности, но о настоящей посадке не идет речи, так как этот космический камень имеет слишком слабую гравитацию. Скорее, члены экипажа просто прикрепят свой корабль к поверхности астероида и соберут образцы минералов.

Возвращение: поскольку все это время астероид 1999АО10 постепенно приближается к Земле, обратный путь окажется немного короче. Добравшись до околоземной орбиты, капсула отделится от корабля и приводнится в океане.

13-летняя девочка из Луизианы уже несколько лет проходит подготовку, чтобы стать первым человеком на Марсе. Чувствительность нового телескопа SAFIR будет в тысячу превышать возможности его современников. Создатель Tesla уже много лет создает космические ракеты. Марианна Новак подготовила гид по космическим проектам человечества и перспективам колонизации космоса в ближайшие годы.

Марс

На данный момент, главная космическая миссия всей планеты – подготовка пилотируемого полета на Марс как кульминация его многовекового исследования человеком. Данные, добытые многочисленными спутниками, космическими станциями и марсоходами, постоянно подогревают интерес к нашему красному соседу.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) лидирует в подготовке первого полета человека на Марс. В 2013 году было отобрано 8 астронавтов для дальнейшей подготовки к миссии в глубоком космосе за пределами земной орбиты, а именно, пилотируемому человеком полету на астероиды и далее на Марс в 2030-х годах. Данный проект является «возвратным» – астронавты должны вернуться домой на Землю.

Первых «марсиан» NASA планирует отправить к красной планете в 2030 году.

В качестве альтернативы, существует «Столетний космический корабль» (Hundred-Year Starship) – проект «безвозвратного» направления людей на Марс с целью колонизации планеты. Проект разрабатывает с 2010 года Исследовательским центром имени Эймса (лаборатория NASA). «Безвозвратность» приведёт к значительному сокращению стоимости полёта, появится возможность взять больше груза и экипаж. Отправка четырёх астронавтов «с возвратом» соответствует стоимости отправки 20 человек с билетом «в один конец». Первых «марсиан» планируется отправить к красной планете в 2030 году. Доставленные на Марс вместе с высокотехнологичной аппаратурой и небольшим ядерным реактором, они смогут производить кислород, воду и пищу. Каждые два года, когда Марс будет оказываться на нужной орбите, NASA сможет пополнять запасы колонистов и доставлять новых астронавтов.

Один из проектов “Столетнего космического корабля”

В рамках необъятной миссии подготовки к эпохальному событию, NASA осуществляет другие проекты. 5 декабря 2014 года запущен космический корабль Orion как очередной шаг на пути человека к Марсу. Идет разработка Asteroid Redirect Mission для обнаружения, захвата и перенаправления проходящего рядом с Землей астероида на стационарную орбиту вокруг Луны для дальнейшего его исследования астронавтами до 2025 года. Миссия InSight (беспилотный космический аппарат) стартует к Марсу в 2016 году; планируемая дата окончания – 2018. Цель миссии – исследования глубинных слоев Красной планеты, ее сейсмологии и образования.

Существует еще и частный проэкт колонизации Красной планеты – MarsOne, руководимый Басом Лансдорпом при поддержке лауреата Нобелевской премии по физике Герарда Хоофта. Проект стартовал в 2011 году с этапа жесточайшего отбора и подготовки кандидатов. В 2018 году планируется демонстрационная миссия отправки посадочного модуля и спутника. 2020 год – запуск второго спутника связи и беспилотного марсохода. 2022-2023 – запуск и доставка грузов для подготовки базы поселенцев. 2024-2025 – запуск корабля с техническим экипажем, который сменят первые четверо постоянных участников миссии, затем запуск первого пилотируемого корабля и начало фактического «обживания» базы. 2027 – новая партия переселенцев из 4 человек и грузов, и так каждые 2 года; к 2035 году население колонии должно достичь 20 человек. Предполагаемая длительность перелета – около 7 месяцев. Связь будет осуществляться при помощи спутников, а жизнь колонистов планируется транслировать на Землю круглосуточно.

Космический аппарат “Орион” – один из шагов NASA к высадке на Марс

В планах еще одной организации Inspiration Mars Foundation (некоммерческого фонда, основанного Деннисом Тито) отправить в январе 2018 года пилотируемую экспедицию на Марс продолжительностью 501 день для облёта красной планеты. Несмотря на общую эйфорию, часто звучит и вполне оправданный скепсис относительно перспектив бытия человечества на Красной планете. Опасности перелета (космическая радиация, долгосрочное нахождение в невесомости, психологические проблемы) и условия жизни на планете (в частности, пылевые бури) могут стать существенными помехами на пути успешного освоения Марса.

Ввиду того, что марсианская сила притяжения составляет 38% от земной, к ней необходимо адаптироваться заблаговременно.

Магнитное поле Марса слабее земного в 800 раз. Этот фактор тоже является проблемой, так как отсутствие магнитного поля отрицательно влияет на вегетативную нервную систему. Вполне возможно, придётся создавать искусственное магнитное поле на корабле и марсианской базе для решения этой проблемы.

Сейчас NASA инвестирует основные средства в развитие трех жизненно важных для исследования глубокого космоса технологий. Эти “must-have” технологии включают атомные часы для глубокого космоса, большой солнечный парус и улучшенную систему лазерной коммуникации. Кроме того, можно говорить и о других разработках, «зреющих» в лабораториях NASA: доселе неслыханных технологиях (например, притягивающий луч для перемещения физических объектов с силой, превосходящей действие гравитации), медицинских исследованиях деятельности человеческого организма в условиях невесомости, новейших разработках в энергетике (запуск солнечного паруса в 2016 году), экспериментах по всестороннему улучшению жизни на самой Земле, разведке новых небесных тел и изучение уже известных, и пр.

Меркурий и Луна

Европейское Космическое Агентство(ESA) не желает отставать от своего заокеанского тезки. BepiColombo - совместная космическая автоматическая миссия к Меркурию ESA и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Межпланетный зонд планируется запустить к Меркурию 9 июля 2016 года. К самой маленькой и одной из наименее изученных планет Солнечной Системы отправятся две орбитальных станции на одном транспортном модуле Mercury Transfer Module. Полёт продлится шесть лет, а прибытие в район Меркурия ожидается в 2021 году. Учёные планируют, что обе станции смогут проработать в окрестностях ближайшей к Солнцу планеты как минимум год. Проектная стоимость программы составляет 350 млн. евро.

Космический аппарат совместной миссии ESA и Японского агенства аэрокосмических исследований BepiColombo

Среди других ближайших проектов ESA:

Миссия Euclid (совместно с NASA), которая планируется к запуску в 2020 году. Проект предполагает использование мощного космического телескопа для исследования загадок темной материи и темной энергии, происхождения, геометрии и состава темной Вселенной.

Проект Дарвин , планировавшийся к запуску в этом году, представляет собой план выведения в космос системы инфракрасных телескопов с целью непосредственного наблюдения экзо-планет и поиска жизни на них. Проработка проекта была закончена в 2007 году, однако дальнейшие действия в настоящее время пока не ведутся. НАСА разработало похожий проект под названием Terrestrial Planet Finder, поэтому допускается вариант разработки еще одного совместного проекта.

Проект Галилео - совместная разработка спутниковой системы навигации Европейского союза и ESA. Система предназначена для решения геодезических и навигационных задач. Помимо стран Европейского союза, в проекте участвуют Китай, Израиль, Южная Корея, Украина; кроме того, ведутся переговоры с представителями Аргентины, Австралии, Бразилии, Чили, Индии, Малайзии. Ожидается, что Галилео войдёт в строй в 2014-2016 годах, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников. Общие затраты оцениваются в 4,9 млрд. евро.

Британцы собирают деньги на реализацию проекта Lunar Mission One с помощью краудфандинговой платформы Kickstarter.

Не может не радовать тот факт, что помимо официальных источников, возможно альтернативное финансирование космических программ. Так, британцы собирают деньги на реализацию проекта Lunar Mission One с помощью краудфандинговой платформы Kickstarter. При успешном завершении сбора средств, через 10 лет на Луну будет отправлен робот с капсулой времени, в которой желающие смогут «увековечить» себя, вложив свое фото, текст, музыку и видео, или даже прядь своих волос. Данный краудфандинговый проект в космических исследованиях – не первый. Гермес – проект космического корабля, разрабатывавшийся ESA с 1987. Предполагалось, что первый корабль будет запущен в 1995, однако изменение политической ситуации и трудности с финансированием привели к закрытию проекта в 1993 году. Ни одного корабля так построено и не было. Группа специалистов из StarSystems, на фоне успехов частной космонавтики, решила вернуть проект к жизни, собрав деньги при помощи краудфандинга. Последние испытания двигателя прошли в 2012 году.

Google: оторваться от земли

Среди прочего, Google хочет “раздавать” интернет в отдаленные участки Земли с помощью аэростатов

Многие интересные космические проекты финансируются неправительственными организациями. Так, из 8 проектов, заявленных в разработке Google X Lab, к космосу и аэронавтике имеют отношение целых три (с серьезной заявкой на достижение на данном этапе реальных результатов):

Проект по созданию грузовых дронов – ProjectWing;
Проект предоставления интернет услуг в удаленные зоны Земли посредством размещения аэростатов в стратосфере – ProjectLoon;
Совместный проект с компанией MakaniPower, занимающаяся получением энергии от ветровых турбин-«воздушных змеев»;

Испытания грузовых дронов в рамках проекта ProjectWing уже проходят

Проекты, ранее рассмотренные, но отброшенные Google X Lab, включали в себя:

– космический лифт, реализация которого на данный момент считается неосуществимой;
– разработку «парящей доски» (технология создания транспорта на воздушной подушке), которую сочли слишком дорогостоящей по сравнению с нуждами общества;
– безопасный для пользователя ракетный ранец, который заклеймили как слишком громкий и энергорастратный,
– а также изучение телепортации, признанной нарушающей законы физики.

Кроме того, совсем недавно Google арендовала у NASA один аэродром с ангаром. К чему бы это.

Проекты создателя Tesla Илона Маска

Грузовой корабль Dragon компании Илона Маска уже доставляет грузы на МКС

А теперь немного о частном финансировании «космической мечты». Известный бизнесмен и ученый Илон Маск, бывший совладелец платежной системы PayPal и создатель комнпании Tesla Motors, любит смотреть на звезды. Под влиянием творчества Айзека Азимова и его взглядов «на освоение человеком космического пространства как развитие (и сохранение) человеческого бытия», Маск ставит своей целью уменьшить затраты, требуемые для космического полёта человека, в 10 раз.

Проекты Илона Маска включают в себя создание многоразовой ракеты, сверхтяжелой ракеты и колонии на Марсе.

Его компания SpaceX является частным разработчиком серии ракет-носителей (два типа частично многоразовых ракет-носителей Falcon1 и Falcon9, а также многоразовый космический корабль Dragon) и коммерческим оператором космических систем. В декабре 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов США на 12 запусков носителя Falcon9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей SpaceShuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году. Предполагается, что SpaceX в ближайшем будущем может стать основным космическим транспортным каналом.

Помимо ракет-носителей, Илон Маск планирует обеспечить весь мир спутниковым доступом в интернет. В течение пяти лет вместе с ГрегомУайлером (GregWyler) и командой SpaceX он собирается отправить на околоземную орбиту около семисот малых спутников. Этот космический флот должен обеспечить покрытие почти всей освоенной человеком земной поверхности. По плану, связь будет доступна из всех населённых пунктов и над большей частью мирового океана. Создание спутниковой группировки разделено на следующие этапы: запуск производства до 2017 года; вывод на орбиту высотой 800 км первой партии телекоммуникационных спутников в 2018-2019 годах; привлечение первых клиентов для дополнительного финансирования; завершение проекта к 2020.

Космический туризм

Недавний тестовый полет аппарата Virgin Galactic завершился катастрофой.

Помимо проведения солидных исследований, человек хочет в космосе еще и развлекаться, в частности, путешествовать. Космо-туризмом давно и активно занимается Америка. Так, компания Virgin Galactic разрабатывает туристические суборбитальные и орбитальные полеты. Это будут подъемы 6 пассажиров до 16-километровой высоты, с дальнейшей отстыковкой космолета SpaceShipTwo от самолета-разгонщика WhiteKnightTwo, длительностью в 2,5 часа с нахождением в невесомости 5-6 минут. Стоимость билета – $250000.

Есть свои планы в этой области и у России. Российская космическая туристическая компания Space Adventures планирует отправить первых туристов на Луну на российских космических кораблях «Союз» в 2018 году. Точная стоимость подобного удовольствия для «нерядового россиянина» держится в секрете, гипотетическая цифра – 30-35 миллионов долларов.

Японская корпорация Obayashi планирует постройку космической станции к 2050 году для отправки туристов на лифте из углеродных нано-трубок со скоростью 200 км/час.

Путешествие будет занимать около недели, а стоимость такого проекта пока не определена.

Кроме того, необходимо упомянуть о зачатках космо-риэлторства. «Лунное посольство» полным ходом продает участки на Луне еще с 1980 года; продано уже около 7% поверхности спутника. В отличие от земных расценок, 40 соток на Луне стоят всего лишь 150 долларов.

Колонизация космоса

Один из снимков Сатурна, сделанный аппаратом Cassini

Помимо близлежащих Марса или Меркурия, в «must-do» списке находятся исследования более удаленных планет Солнечной системы. В непосредственной временной близости от нас – завершение двух уже запущенных проектов. Достижение космическими кораблями Плутона и Юпитера в 2015 и 2016 годах соответственно помогут сорвать покров тайны над этими планетами, издавна мучившими своими загадками воображение человека.

Продолжаются миссия Cassini к Сатурну, а также миссия Kepler.

Целью последней является поиск обитаемых планет в нашей галактике Млечный Путь, который осуществляется при помощи специального телескопа, размещенного на космическом аппарате.

При непосредственном исследовании планет и их дальнейшей гипотетической колонизации, большую важность приобретает терраформирование как «подгонка» климатических условий космических тел под потребности земных животных и растений. Однако, пока данная наука существует как чисто умозрительная сфера деятельности.

LSST – новый сверхмощный телескоп, призванный изучать дальнй космос с Земли

Установка контакта с иными цивилизациями представляет другой аспект вопроса освоения внеземных территорий. Новые мощные радиотелескопы (к примеру, American Large Synoptic Survey Telescope в Чили для поиска темной материи и энергии, картографирования Млечного Пути и т.д., который частично профинансирован самим Биллом Гейтсом; или European Extremely Large Telescope, также в Чили, стоимостью в 1 млрд. евро, для поиска и изучения экзопланет, стадий развития космоса, расширения Вселенной и возникновения жизни), новые алгоритмы обработки данных, призваны изучать космос на предмет существования внеземной жизни.

На 2015 год планируется запуск криогенного космического телескопа Single Aperture Far-Infrared Observatory (SAFIR), для исследования образования и эволюции первых звезд и галактик, черных дыр и иных солнечных систем в глубоком космосе.

Чувствительность нового телескопа SAFIR будет в тысячу превышать возможности его двух современных “соперников”.

Мнения о возможности контакта с иным разумом сталкиваются и со скептической точкой зрения. Сторонники принципа Ферми считают, что «человечество - единственная технологически развитая цивилизация как минимум в нашей части Млечного Пути». Они утверждают, что человеку удастся колонизировать свою родную галактику в течение следующих 5-50 миллионов лет. А пока – кропотливый ежедневный труд, стоящий за каждым маленьким шажком человека в космосе. Программы NASA включают в себя многочисленные запуски самых разнообразных спутников для исследования непосредственно Земли и околоземного пространства, а также других небесных тел (проекты IceCube 2015; ICON & TESS 2017 и т.д.).

13-летняя Алисса Карсон уже несколько лет проходит подготовку к тому, чтобы стать первым человеком на Марсе

Далее в планах человечества следует миссия по изучению Солнца. Помимо продолжения уже действующих проектов (IRIS, Hinode и т.д.), планируются новые запуски космических аппаратов. Так, аппарат Solar Probe Plus будет запущен в 2018 году для изучения атмосферы Солнца вплотную. В течение 3 лет, пока продлится миссия, он проделает 24 оборота вокруг нашего светила и вернется на Землю с предположительно революционными данными о его сущности.

Естественно, космосу нужна молодая кровь. В США уже несколько лет проходит подготовку 13-летняя Алисса Карсон из городка Батон-Руж в штате Луизиана, чтобы стать первым человеком на Марсе. Япония пытается заинтересовать детей и студентов изучением астрофизики и космической техники, посылая HelloKitty в космос на спутнике и принимая отправленные игрушкой сообщения на Землю. Новые кадры – будущее космических исследований, которое создается уже сегодня, а активный выход в космос – будущее всего человечества.

Читайте нас у
Telegram

Пять предпринимателей, экспертов и ученых рассказали McKinsey о том, как добывать кислород на Марсе, почему пришло время ускорить эволюцию человека и где взять деньги на космическую экспансию нашей цивилизации

Иллюстрация: The Firefly and Serenity Database

Технологическая революция меняет процесс освоения космоса. Благодаря новым разработкам исследователи решают все более сложные вопросы, связанные с изучением и колонизацией других планет. Экономика и модели финансирования бизнеса поменялись, так что частные предприятия теперь запускают проекты, которые когда-то могли позволить себе только государства. Бизнесмены-миллиардеры делают ставку на будущее, в котором путешествия на Марс и обратно - это реальность, а не мечта поклонника научной фантастики.

Как адаптироваться к этой новой реальности? Пять экспертов в области космической науки и техники поделились своими взглядами на будущее освоения космоса в рамках Imagine Get-Together - регулярной дискуссии, организуемой McKinsey.

Джеффри Хоффман, бывший астронавт и профессор кафедры аэронавтики и астронавтики Массачусетского технологического института

Новые исследовательские технологии и подходы резко меняют космические миссии, равно как и готовность к пилотируемым миссиям на Марс. Я участвую в эксперименте по производству кислорода на Марсе, или MOXIE; эта технология отправится на Марс на Rover в 2020 году и доберется туда в феврале 2021 года. Это один из первых крупных экспериментов по использованию местных ресурсов - и выживанию на поверхности. Есть много способов получить кислород на Марсе. Можно найти там воду и извлекать кислород из нее, или раскопать почву и получить кислород таким способом. Но для всего этого требуется проведение горных работ, и вы должны быть рядом с ресурсами.

Наш эксперимент устраняет это ограничение. Атмосфера Марса на 95% состоит из углекислого газа. Используя инструмент размером с большую обувную коробку, мы собираемся закачивать и сжимать атмосферу Марса до атмосферного давления Земли и подавать ее в блок электролиза, чтобы получить почти на 100% чистый кислород. Это небольшой эксперимент - он будет производить около десяти граммов кислорода в час (вдвое меньше, чем нужно человеку). Но это только начало - совместный, довольно сложный эксперимент MIT и NASA. Когда вы расщепляете углекислый газ, вы получаете оксид углерода и кислород. Но если вы позволите процессу зайти слишком далеко, оксид углерода будет разделен на углерод и кислород, углерод засорит аппаратуру, и та остановится. Лучшим вариантом было бы отправить марсоход или космический корабль на Марс на один цикл Марса (около 26 месяцев) раньше вместе с блоком для производства кислорода, чтобы изготовить топливо для возвращения обратно. Через полтора года, как только мы убедимся, что сможем совершить обратный путь, можно будет отправить на Марс и экипаж.

Достижения в области материаловедения делают такие проекты возможными. Мы разрабатываем наноматериалы, биоматериалы - более сильные, более легкие вещества, которые могут дольше лететь в космосе, но использовать меньше ресурсов. Они побуждают космических ученых рассматривать возможности, которые раньше могли показаться нереальными.

Джон Морс, соучредитель, председатель и генеральный директор некоммерческой научно-исследовательской организации BoldlyGo

Есть значительные достижения в области дистанционного контроля спутников, а стоимость полета в космос резко снижается. Космическая наука может использовать эти достижения. Но нужен и интерес крупных исследовательских фондов и состоятельных людей к пограничным космическим миссиям, которые будут иметь глобальное значение и оставят солидное наследие.

Благотворительные пожертвования и коммерческие интересы могут способствовать новой волне космических научных миссий, и не только CubeSats - миниатюрных и относительно недорогих спутников. Модель частного финансирования наземных телескопов, таких как 200-дюймовый телескоп Хейла на горе Паломар или два десятиметровых телескопа Кека на Гавайях, существует уже 200 лет, и пришло время адаптировать ее к космической науке и исследованиям. Некоторые крупные современные наземные телескопы стоят миллиарды долларов - хватило бы на строительство двух миссий Кеплера.

Джон Серафини, старший вице-президент венчурного фонда Allied Minds, ориентированного на космические стартапы

Стартапы в жанре Space 2.0 не продвигают себя, ссылаясь на будущие доходы и годовые планы роста. Они отталкиваются от стратегического видения и доходов, которые планируются в далеком будущем. Мы считаем, что в процессе финансирования таких компаний должно быть больше дисциплины. Мы разрабатываем инвестиционную гипотезу, определяем и лицензируем технологии, которые соответствуют этой гипотезе, а затем строим стартапы.

Например, одна из наших компаний сосредоточена на решении практической проблемы передачи данных. Она использует оптическую технологию для передачи информации на наземную станцию. Эта технология работает быстрее, чем более привычные радиочастоты. Стороны, использующие оптический передатчик, могут с меньшими усилиями и меньшими финансовыми затратами переносить терабайты данных. Передатчик небольшой, но он быстро передает данные даже при ограниченной пропускной способности. В конечном счете этот стартап намерен создать сеть ретрансляционных узлов для получения данных со спутников и перемещения их на землю - всего за несколько секунд от загрузки в космосе до получения на наземных серверах.

Митчелл Бернсайд Клапп, бывший сотрудник DARPA, президент и основатель Embassy Aerospace

Есть много навыков, абсолютно необходимых для колонизации и расширения человеческих усилий в космосе, которые мы еще не освоили. Мы знаем, что могут сделать люди. Мы знаем, что могут делать роботы. Но то, что роботы и люди могут делать вместе, работая в команде, — это сравнительно неизученная область. Скажем, я использую робота, который чистит пол. Все, что я делаю — это ставлю задачу для робота. Если бы я убирал дом, а робот держал какие-то вещи, пока я протирал полки, а затем помогал мне ставить их обратно, или если бы робот видел, что у меня заканчиваются чистящие средства, и принес мне новую порцию, это было бы настоящее сотрудничество робота и человека.

Можно представить себе мир, в котором мы сотрудничаем и развиваем способности, которых у каждого из нас по отдельности нет. Именно по этому принципу нам нужно инвестировать в космос. Если мы организуем нашу работу вокруг создания космической экономики и будем отталкиваться от этого, это будет замечательный прорыв для человеческой цивилизации.

Приямвада Натараджан, профессор астрономии и физики Йельского университета

Будущее космоса - это не просто инженерная проблема, это гораздо более сложная биологическая проблема. Инженерную проблему мы можем решить, в этом секторе много проектов и инноваций. Но нам не хватает идей и инструментов для понимания того, как органические молекулы в наших телах и растениях будут реагировать на радиацию на Марсе - на радиацию такой интенсивности, какой мы никогда раньше не подвергались.

Нам нужно дополнительно изучить технологии радиационной защиты; возможно, даже задействовать другие формы жизни, такие как цианобактерии, для создания радиационно-устойчивых покрытий. Мы, скорее всего, столкнемся с массой раковых заболеваний, намного более частых, чем мы привыкли на Земле. Если главная цель - создание колонии на Марсе, то необходимо создать ресурсы и механизмы разрешения физиологических и когнитивных изменений, которые возникнут из-за радиации и прочего влияния среды. Возможно, было бы разумнее сначала подумать о создании лунной базы для подготовки к марсианской жизни. Даже если мы сможем построить подземные колонии, как рассчитывают некоторые инвесторы, кислород будет оставаться проблемой, если только мы не сможем клонировать множество видов, которым вообще не нужен кислород, или, по крайней мере, нужен в небольших количествах. Колонизация Марса также может потребовать громадных биологических сдвигов - человек должен стать более приспособляемым.