Базаров — "лицо трагическое". Отношение Евгения к псевдодемократам

Иван Тургенев принадлежит к категории писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы. Самым известным из крупных его произведений является роман «Отцы и дети», который спровоцировал бурную полемику в обществе сразу же после выхода в свет. Тургенев предвидел такую реакцию читающей публики и даже желал ее, специально посвятив отдельное издание Белинскому (тем самым бросая вызов либеральной интеллигенции): «Не знаю, каков будет успех, «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение» — писал автор в своем дневнике 30 июля 1861 года. Именно главный герой и его воззрения вызвали ожесточенные споры среди современников Тургенева.

Основная идея многих романов Тургенева – выражение особенностей времени через типические характеры. В центре внимания оказывается тот общественно-исторический тип, который представляет динамическое начало эпохи. Герой приходит в традиционное консервативное общество и разрушает его стереотипы, оказываясь жертвой той миссии, что возложена на него в силу обстоятельств. Его историческая задача – поколебать устоявшуюся рутину жизни, привнести новые веяния и изменить существующий уклад. Базаров – разночинец (из семьи обыкновенного сельского доктора), который поднимается вверх по общественной лестнице благодаря своим интеллектуальным способностям и личным достижениям, а не титулу, происхождению или богатству. Таким образом, конфликт в романе можно обозначить, как «разночинец в дворянском гнезде», то есть противопоставление человека труда праздному дворянскому обществу. Такой герой всегда одинок, путь его мрачен и тернист, а исход непременно трагический. Он один не может перевернуть мир с ног на голову, поэтому его благие намерения всегда обречены, он, казалось бы, беспомощен, бездеятелен, даже жалок. Но его миссия заключается в том, чтобы вырвать следующее поколения из омута равнодушия дедов, из их нравственного и умственного застоя, а не изменить свое поколение в одночасье. Это же реалистический роман, сюжет развивается по законам самой жизни.

Если Базаров — носитель исторического прогресса, почему же он все подряд отрицает? Кто такой нигилист? Нигилизм – это мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. Герой отрицает даже любовь, поэтому его нигилизм можно назвать гротескным. Тургенев намеренно сгущает краски, чтобы усилить драматизм произведения и провести Базарова через «медные трубы» — взаимное чувство к Одинцовой. Так он проверяет героя (это его излюбленный прием) и дает оценку целому поколению. Несмотря на свое тотальное отрицание, Базаров способен испытывать сильную страсть к женщине, он — настоящий, его порывы и мысли естественны. В отличие от второстепенных героев, которые фальшивят и прикрываются нигилизмом, чтобы произвести впечатление, Базаров искренен и в ненависти к старым порядкам, и в любви к Одинцовой. Он противоречит себе, влюбляясь, а открывает новые грани существования, познает полноту его. Проверку он прошел. Даже Тургенев (дворянин, чиновник, представитель более консервативного лагеря, чем Белинский, например) проникся симпатией к своему герою.

Так автор писал о Базарове: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». То есть, в понимании Тургенева нигилист – революционер, человек, противопоставляющий себя существующему общественному порядку. Герой действительно отвергает утвержденные и освященные государством институты и идейные концепции. Он – материалист, который ставит себе цель служить прогрессу общества и по мере сил очищать его от предрассудков. И впрямь революционный подвиг! Базаров обрекает себя на непонимание и одиночество, вызывает в людях страх и отчуждение, а свою жизнь ограничивает службой. То, что он так настойчиво все отрицает – лишь отчаянный протест человека, который «один в поле воин». Излишний радикализм подобен громогласному крику вопиющего в пустыне. Только так его услышат, только так его поймет следующее поколение. Ему предстоит воплотить все то, что не успеет сделать Базаров. Как и подобает миссии, он умрет молодым, оставляя своеобразных «апостолов» насаждать новые идеи и вести людей к будущему.

План

1. В чем суть нигилизма?

2. Характеристика Евгения Базарова

3. Что лучше - верность нигилизму или жизнь в ладу с собственной душой?

Евгений Базаров - главный герой романа а « », в основе которого лежит столкновение интересов двух поколений. Поколение «отцов» представлено братьями Кирсановыми - аристократами-дворянами. Поколение «детей» Аркадием Кирсановым, образованным молодым человеком, не вступающим в открытые споры с «отцами». И Евгением Базаровым, который четко держит позицию нигилиста. Нигилизм - это полное отрицание общепринятых ценностей, всех моральных норм, этики, гармонии.

Евгений как раз и отрицает все, что не приносит видимой пользы. Для него не существуют искусство, природа, эстетика, вера, любовь, семья. Все принятые устои общества не имеют значения для Базарова. Он с презрением говорит об «аристократишках», не стесняясь присутствия Кирсановых. А белые воротнички Павла Петровича и его «аглицкий» отутюженный костюм являются предметом насмешки для Евгения. Вступая в серьезный спор со старшим Кирсановым, Базаров обижает его прямыми высказываниями об искусстве, о дворянстве, об образовании. Занимаясь практической деятельностью, он идет рука об руку с наукой. Это характеризует Евгения с положительной стороны. Но тут же он отрицает всякое взаимодействие человека с природой в вопросе гармонии и единства. Базаров уверен, что природа - «не храм, а человек в ней работник». И лишь такой подход к делу является единственно правильным и неоспоримым.

Оставаясь верным своей идеологии, Базаров теряет любовь. То пылкое страстное чувство не принесло ему счастья, потому как разрушило бы все его материалистические принципы. Но поддавшись любви, Базаров оказался отвергнутым, что еще больше укрепило его в своих нигилистических убеждениях. Но самое страшное - это то, что Базаров так и не смог найти общего языка со своими родителями. Старики очень любили сына, а он всецело «посвятил» себя науке и идеологии. Возможно, Базаров мог стать одним из революционеров, декабристов - его характер подтверждает это. Но стоит ли отвергать все духовное и гармоничное, что есть в человеке? Стоит ли основываться лишь на практически полезных ценностях? Стоит ли отрицать очевидное, с чем человек бороться не в силах?

"Отцы и дети" И. С; Тургенева - это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи произ- водят одинаковое по силе ощущение на читателя. Главный герой романа - Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. "Базаров" называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое пора сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою ("лицо трагическое"), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, на что мы обращаем чуткость, читая роман, - это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров - нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие - источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.
Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Не стал единомышленником Евгения и "мякенький, либеральный барич" Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова - лучшее подтверждение того, что Аркадий - всего лишь копия отца. Он "свил гнездо", отказавшись от "горькой, терпкой, бобыльной жизни".

Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы вещать о нем как о "лице трагическом"! Но сам герой не ощущает себя несчастным. "Нас не так мало, как вы полагаете", - бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил "человека, который не спасовал бы" перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи ("место расчистить"), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы "обломать дел много". Понимание и поддержка ему не нужны.

Трагедия Базарова в другом. Он реально сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему поставленная проблема в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование "загадочного взгляда", любви, "принсипов", или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова содержится в том, что он не смог не примечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны "что-то особенное", впустил в комнату "темную, мягкую ночь", наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: "Нравится тебе дама... - старайся достичь толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - почва не клином сошлась".

Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная постоянно, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя "богом", признать всю нематериальную сторону жизни.

Трагизм личности Базарова содержится в том, что, будучи нигилистом и в то же пора неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной ещё одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

У независимого Базарова не могло быть жены и детей, "гнезда", не только потому, что не было достойной его женщины, но ещё и потому, что он "не был создан" для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас
столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные.
Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму
авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на
каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы
можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же
автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева
"Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не
согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева". "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по
ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда". Он не мог рисовать заведомо
неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею".

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя -
Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С
первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую
рассудочность". Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров".
Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно
относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим
невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это
подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении
автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто
симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в
своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного
типа".

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько
красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть
информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров
говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его
характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается
вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой,
молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней
удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои
жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь.

Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря "отцов". В нем собрано большинство
предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова.
Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем
той дерзкой самонадеянности", - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и
самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - "человек желчный и страстный,
одаренный гибким умом и сильной волею", который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким
представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего". Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить
себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он
"рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой
ненависти своей".

В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего". Он в
отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили
или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки
обжигать". В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего
характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету", исходя только из своих интересов и потребностей. Он не
нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в
этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не
такой как все, но не пытается быть похожим на других.

Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной
особенности и самостоятельности".

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович
Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович
оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В
этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу
Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами:
"Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать
этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по
себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди
существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу,
и высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который
доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей").

Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может
чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть.
Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и
сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать".
И он не сопротивляется - делает
"сознательную глупость". Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в
любви. Анна Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает
"что спокойствие все-таки лучше всего". Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят
Базарова: то на него находила "лихорадка работы", то она с него "соскакивала", "странная усталость
замечалась во всех его действиях". Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним
произошло, "принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную
барыню, водившую его за нос". Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.


Страница: [ 1 ]