Крупнейший зарубежный комплекс русской православной церкви появился в амстердаме на месте монастыря ордена капуцинов. Храм святителя николая чудотворца Сербская православная церковь

Нидерла́нды (нидерл. Nederland [ˈneːdərlɑnt], нидерландское произношение) - государство, состоящее из западноевропейской части и островов Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба в Карибском море (называемых также Карибскими Нидерландами). В Западной Европе территория омывается Северным морем (длина береговой линии - 451 км) и граничит с Германией (577 км) и Бельгией (450 км). Вместе с островами Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен, имеющими особый статус (самоуправляемое государственное образование), Нидерланды входят в Короле́вство Нидерла́ндов (нидерл. Koninkrijk der Nederlanden ).

Крупнейшие города

  • Амстердам
  • Роттердам
  • Гаага

Православие в Нидерландах

Нидерланды не относятся к традиционно православным регионам Европы, так как после 1054 года христиане остались в зоне католического влияния.

В Нидерландах существует свыше 30 приходов и монастырей Константинопольского (включая Экзархат русской традиции), Московского (включая РПЦЗ), Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов.

История

Согласно преданию, уже в I веке на севере Европы создается ряд епископств, а в истории Голландии упоминается имя святого Сервация (IV век). Но вместе с уходом римлян, из тех земель в V веке исчезло и христианство.

Только в VII веке при Меровингах, христианство вновь начинает распространяться между язычниками-фризами, но вплоть до просветительской деятельности святого Виллиброрда страна оставалась почти языческой.

К началу IX века Голландия была полностью христианизирована, Утрехтская кафедра в этот же период возвысилась до статуса ведущей в стране.

После 1054 года Нидерланды остались в зоне католического влияния

Первый после многих столетий православный приход святой Екатерины Александрийской был создан между 1733 и 1736 годами греческими купцами в частном здании в Амстердаме. Обслуживался греческим духовенством. Среди прихожан были и россияне. Приблизительно к 1760 году часть часть православной литургии Иоанна Златоуста была переведена с греческого на нидерландский язык для учёных, посещавших церковь святой Екатерины в Амстердаме. Перевод не сохранился. С 1852 года Екатерининский приход перешёл в юрисдикцию Московского патриархата.

В начале в Гааге XIX века трудами будущей королевы Нидерландов Анной Павловной создан домовой храм в честь святой Марии Магдалины. В начале XX века церковь была переведена в другое место, где и находится до сих пор.

В 1936 году в Гаагу был переведён иеромонах Дионисий (Лукин), с именем которого связано создание православной миссии в Нидерландах.

В 1938 году в русский православный приход вошли первые два голландца, а в 1940 году трудами отца Дионисия к Православной Церкви присоединилось двое бенедиктинских монахов - Иаков Аккерсдейк и Адриан Копорал.

В 1945 году православная диаспора в Нидерландах стала жертвой юрисдикционных конфликтов. Отец Дионисий, сохраняя верность Матери-Церкви, вместе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) вернулся в лоно Русской Православной Церкви, но Иаков и Адриан, перешли в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, основав в Гааге голландскоязычный приход в честь святого Иоанна Крестителя. Наконец, небольшая группа верующих осталась в юрисдикции Западноевропейского русского экзархата, подчиняющегося Константинопольскому патриарху.

После второй мировой войны многие люди, насильно перевезённые на Запад, остались там жить, в том числе в Голландии. Представители второй волны русской эмиграции осели, главным образом, в Роттердаме, где они вскоре и образовали православную общину.

В 1947 году иеромонах Дионисий возглавил ставропигиальную православную миссию, преобразованную позднее в благочиние.

В 1952 году небольшой приход монахов Иакова и Адриана послетил архиепископ Иоанн (Максимович), который будучи горячим поборником восстановления национальных православных Церквей в Европе, владыка Иоанн одобрительно отнесся к деятельности православных голландцев-миссионеров. В 1954 году эта община вошла в епархию архиепископа Иоанна, который тогда же рукоположил отца Иакова в иеромонаха и назначил священником в приход Иоанна Предтечи, преобразованный в женский монастырь. Его основу составили монахини-бенедиктинки, перешедшие в Православие. Эта обитель поставила перед собой задачу свидетельствовать среди местного населения о Православии.

С переводом Иоанна (Максимовича) в США, голландские приходы фактически остались без архипастырского окормления, в связи с чем архимандрит Иаков (Аккерсдайк) 19 сентября 1965 года был хиротонисан в епископа Гаагского и Нидерландского.

В 1966 году Синод Московской Патриархии решил учредить в Голландии кафедру и назначить туда епископом отца Дионисия. 20 марта 1966 года архимандрит Дионисий был хиротонисан во епископа Роттердамского, викария Бельгийской епархии.

После смерти Архиепископа Иоанна епископ Иаков со своей паствой лишился поддержки и защиты, которую оказывал голландской епархии святитель. Синод РПЦЗ не был заинтересован в развитии национальных Церквей и, таким образом, нидерландская епархия Русской Зарубежной Церкви фактически оказалась в изоляции.

18 августа 1972 года Синодом Русской Православной Церкви было решено принять епископа Иакова в сущем сане с клиром и паствой и учредить в Голландии епархию Московского Патриархата с назначением того же владыки на должность правящего архиерея. Роттердамское викариатство было упразднено, епископ Дионисий ушел на покой, но вплоть до самой смерти в 1976 году оставался настоятелем прихода в Роттердаме.

20 июня 2004 года в Роттердаме состоялось освящение русского православного храма во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского. Ранее ни один из приходов Московского патриархата не имел типового храмового здания.

6 ноября 2013 года в храме святителя Николая в Амстердаме состоялось официальное представление нового перевода Литургии на нидерландский язык, изданного в двух форматах - для клириков и для мирян.

Современное состояние

Константинопольский патриархат

На 2005 год у Константинопольского патриархата насчитывалось наибольшее количество приходов в Голландии - 12. Шесть из них входили в Бельгийскую митрополию, ещё 6 - в Западноевропейскому Экзархату Русских церквей. Константинопольскому Патриарху принадлежал единственный фламандскоязычный приход в Коллумерпомпе, а также 2 монастыря.

Русская православная церковь

После ухода на покой архиепископа Иакова Гаагская кафедра продолжает оставаться вдовствующей. Временно обязанности управляющего Нидерландской епархией исполняет епископ Брюссельский и Бельгийский Симон (Ишунин).

В настоящее время Гаагская и Нидерландская епархия насчитывает 7 приходов и 2 монастыря. Также действует один приход Русской зарубежной церкви.

Сербская православная церковь

В стране действую 6 приходов Сербской православной церкви, входящие в состав Западноевропейской епархии. Сербские приходы стали появляться в Нидерландах начиная с 1980-х годов. Их прихожанами стали главным образом эмигранты с Балкан.

Румынская православия церковь

На территории Нидерландов действуют 7 приходов Румынской Православной церкви.

Другие православные церкви

Также в стране действует один приход Болгарской Православной церкви.

Святые

  • св. свт. Вильфрид Йоркский
  • св. прп. Григорий Утрехтский
  • св. свт. Виллиброрд, «апостол Нидерландов»

Святыни

Мощи древнехристианских святых в Нидерландах находятся в католических храмах.

МААСТРИХТ. Кафедральный собор Св. Сервата. Мощи.

Молебен о мире на земле украинской был отслужен 15 февраля, после Божественной литургии, в храме Святителя Николая Мир Ликийского в Амстердаме.

Свято-Никольский приход Московского Патриархата является представительством Русской Православной Церкви в Амстердаме и насчитывает около 250 человек более чем 20 национальностей. Правящий архиерей – архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон.

«Уникальное место, уникальные люди»

Настоятель прихода – протоиерей Сергий Овсянников, рукоположенный во священники митрополитом Сурожским Антонием, в Лондоне, в 1990 году.

Еще в Свято-Никольком храме служат три священника и два диакона. Архимандрит Мелетий (Уэббер) говорит на родном английском, немецком, греческом, выучил голландский и доучивает русский – батюшка проводит большую культурно-просветительную работу на приходе, даёт уроки английского.

Иеромонах Серафим (Стандхардт) изучал русский в школе и во время школьной поездки в 1984 году в Москву и Санкт-Петербург впервые попал в Православную церковь. Сейчас отец Серафим учится в Московской духовной академии в Сергиевом Посаде и работает в духовной морской миссии Гронингена, где духовно окормляет русских моряков.

Священник Хилдо Бос – голландец, прекрасно знающий русский язык и очень талантливый, практически синхронный переводчик, что само по себе редко в голландско-русских коммуникациях. Отец Хилдо заинтересовался Православием во время своих визитов в Россию и в 1991 был принят в Православную Церковь через миропомазание. Батюшка окончил отделение славистики Амстердамского университета и Православный Богословский Институт преп. Сергия в Париже.

архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон

– Наш приход – уникальное место, и люди у нас уникальные, – говорит прихожанка храма Святителя Николая в Амстердаме Ольга Собур. – И кусочек Родины – «родинка», как говорит одна моя знакомая.

«Где нет ни Еллина, ни Иудея»

протоиерей Сергий Овсянников

Как рассказала Ольга, помимо официально зарегистрированных прихожан, в храм, в последнее время, приходит очень много новых людей – русских, украинцев, проживающих в Голландии – учащихся, работающих и гостящих, в т.ч. неофициальных беженцев с востока Украины. Храм мультинациональный – помимо этнических русских и украинцев, в числе прихожан много голландцев, в т.ч. голландцев-славистов, говорящих по-русски. Есть грузины, сербы, румыны, православные литовцы, а также эфиопы и копты.

Богослужения в храме Святителя Николая ведутся на двух языках – церковнославянском и нидерландском. Второе и четвертое воскресенье каждого месяца – на нидерландском, в великие праздники службы идут на двух языках.

приходской хор "Октоих"

– При храме действует уже широко известный и за пределами Низких земель хор "Октоих" для любителей православных песнопений, голландцев и русскоязычных, под управлением главного регента нашего храма матушки Алены Овсянниковой-Фоогд, которая за свою двадцатипятилетнюю деятельность даже была отмечена орденом преподобного Сергия Радонежского, – рассказывает Ольга Собур. – В прошлый вторник принимали группу людей из 60 чел, голландцев-католиков – интерес возник через православную музыку. В марте будет группа школьников из четырех школ из Эрмело – маленького городка, где живут только очень-очень строгие протестанты, но тоже интересуются. Их учительница имеет какое-то отношение к Православию.

«Молимся о всех православных землях»

архимандрит Мелетий (Уэббер)

Свято-Никольский приход Русской Православной Церкви в Амстердаме известен также своей библиотекой – свыше 5000 книг о Православии и различных культурах. Работает Православный информационный центр, который у нас принято называть книжной лавкой. Занятия в воскресной школе для детей от 4 до 13 лет проводятся на нидерландском языке, в трех возрастных группах.
Как рассказала Ольга, все работы в храме выполняются на основе «фряйвиллих» –волонтёрства. Даже священники только года два назад начали получать некоторую денежную поддержку, хотя их вклад в работу прихода наизначительнейший.

иеромонах Серафим (Стандхардт)

– Мы на каждой воскресной литургии молимся о страждующих людях в Украине, а также пресекаем всяческие провокационные политические разговоры в церкви, – рассказывает Ольга Собур. – Молимся о всех православных землях, и, конечно же о России тоже, так как церковь наша – русская. И на сайте храма просят особых молитв о всех, страдающих от насилия в Сирии, Ираке и в Украине.


священник Хилдо Бос

Справка:

Первый православный храм в Амстердаме был построен в XVIII веке. Нынешний приход храма Св. Николая Мир Ликийского основан в 1974 году. За последние десятилетия из небольшой группы верующих он вырос в сильную общину, члены которой проживают в Амстердаме и далеко за его пределами.

Сначала православный храм был в старой часовне на Утрехтсестраат, но через 15 она стала слишком мала для выросшего прихода, и понадобилось новое строение.
После долгих поисков, в 1995 году было куплено здание церкви Иммануил, однако приход продолжал расти за счет прибытия новых эмигрантов и интереса коренных голландцев. В 2006 г. приход переехал в новое здание: храм «Тихелкерк» в районе Йордан. Это старинное здание бывшего монастыря капуцинов, построенное 100 лет назад и расположенное в историческом районе Амстердама.
Дополнительная информация о Свято-Никольском храме Русской Православной Церкви в Амстердаме –

Я отметила, что в сказочном Амстердаме представлены развлечения на любой вкус: от небанальных до очень пикантных, а для ценителей архитектуры и истории это многочисленные музеи, исторические достопримечательности и, конечно же, церкви и соборы.

Как мы узнали из интернета, большинство церквей в Амстердаме протестантские и древние, и связано это с тем, что в эпоху Реформации протестантизм обрел максимальное количество сторонников именно в Королевстве Нидерландов. Кстати, вдобавок к высокому числу протестантов в последние века здесь в общей массе насчитывается более 40% агностиков (атеистов), которые повлияли на толерантность и свободу нравов (ведь в Господа они не верят и заповедей не придерживаются), и прославили Королевство как одну из самых свободомыслящих стран вследствие лояльного отношения к однополым бракам, употреблению наркотиков и т.д. Есть в Амстердаме и классический католический собор – базилика, и православный приход. О каждом из этих памятников архитектуры и истории я расскажу вам подробнее, а также предоставлю актуальные сведения о возможности бесплатного посещения и проводимых мероприятиях.

Церковь Святого Николая (Sint Nicolaaskerk)

Потайная церковь на чердаке (Ons lieve heer op solder)

Одна из самых популярных туристических достопримечательностей, по моему мнению, Потайная церковь. Она находится в самом сердце Квартала Красных Фонарей и это, кажется, одна из самых необычных церквей, что я видела на своём веку. Называется она Церковью нашего возлюбленного Господа на чердаке (адрес: Oudezijds Voorburgwal 38) и расположена также посреди Квартала красных фонарей.

Как эта церковь появилась? Из-за гонений на католиков в период Реформации в XVII веке Потайная церковь буквально спряталась в трёхэтажном жилом доме благодаря стараниям сметливого купца.

Сейчас это и церковь, и музей. Мы смогли детально рассмотреть архитектуру здания изнутри, интерьер, а также быт нидерландцев 16 века.

В музее действует аудиогид (есть на русском, бесплатный), а на входе выдают пару специальных тапочек, которые защитят раритетный пол от износа ногами посетителей. В воскресенье проходит служба и церковь открывается в 13.00, будьте внимательны! Для прихожан действует отдельный вход. Посещение музея-церкви обойдется в 10 EUR.

Как сэкономить на посещении храмов и соборов?

Способов выгодно сходить в церкви с платным входом немного, но они есть. Конечно, я не учитываю личное знакомство, ведь мы берём за основу то, что в городе вы гость и турист, как и я. На данный момент мною открыты и опробованы эти два:


***

Помню, как в то солнечное сентябрьское утро мне отчаянно хотелось попасть в церковь и покаяться во всех своих грехах! Но я не знала, куда конкретно пойти, а у вас есть уникальная возможность воспользоваться моим обзором и опытом и заранее подобрать себе и туристический объект, и место для исповеди. В городе моряков и гуляк, где царит атмосфера всеобщего веселья, очень важно найти, если того потребует душа, место чистое, неиспорченное, и именно церковь будет таким местом.

Когда я ехал в Нидерланды, меня терзали не очень приятные мысли о грядущей встрече с самой либеральной европейской страной. Сознание рисовало довольно неприглядный образ «типичного» голландца как некоего представителя известных «меньшинств», «наслаждающегося» гашишем и марихуаной и планирующего окончить свой жизненный путь в «клинике смерти» (с помощью эвтаназии). Реальность, к счастью, оказалось не столь удручающей. Да, в Голландии легально практически все: однополые «браки», легкие наркотики, проституция, порнография, эвтаназия и аборты. Но это вовсе не означает, что голландцы поголовно практикуют столь чадящий либерализм. Кроме того, многое зависит от того, в какой части страны вы живете. Мне в основном пришлось жить на самом юге Нидерландов – в спокойном и консервативном Маастрихте, живописно расположившемся на берегах реки Маас, величественно несущей свои воды из Бельгии и восточной Франции к Северному морю.

Справка . Королевство Нидерланды – страна на побережье Северного моря. Площадь – 41,5 тыс.км 2 , население – 16,4 млн. человек. Официально столицей является Амстердам, но парламент и правительство находятся в Гааге. Большинство верующих – католики и протестанты. При этом более 40 % населения заявляют о том, что они не принадлежат ни к какой религии.

Говорить о православном присутствии в Голландии до начала XX века можно только как об отдельных эпизодах. Пожалуй, наиболее значимы следующие из них. В 1763 году был основан приход святой Екатерины в Амстердаме. В начале XIX века в Гааге была открыта церковь для русской царевны Анны Павловны, вышедшей замуж за короля Вильгельма II. После смерти Анны Павловны в 1865 году православные приходы в Нидерландах постепенно угасли, главным образом из-за незначительного числа прихожан. И только большевистский переворот 1917 года, изгнавший из России миллионы православных, положил начало созиданию голландских православных общин. В 1922 году русские эмигранты основали в Гааге приход во имя святой Марии Магдалины.

Начало непосредственно «голландского» Православия можно отнести к 1940 году, когда иеромонах (а с 1966 года и до своей кончины в 1976 году – епископ) Дионисий (Лукин) принял в Православную Церковь двух католических монахов – Иакова Аккердейка и Адриана Корпораала. Позже оба голландца приняли священный сан и основали в Гааге голландскоязычный приход и монастырь во имя святого Иоанна Крестителя. Иаков окончил свою жизнь в сане архиепископа Московского Патриархата, Адриан – в сане архимандрита. Отцом Адрианом была проделана большая и кропотливая работа по переводу богослужебных книг с греческого на голландский. Этим переводом до сих пор пользуются те общины, в которых службы ведутся на голландском языке.

Сегодня в Голландии более 30 православных приходов и три монастыря.

Маастрихт: приход монахини Марфы

Маастрихт всегда будит во мне воспоминания. Радостные и не очень, добрые и ворчливые. Мне с теплотой вспоминается живая атмосфера моих магистрантских будней в Маастрихтском университете, спокойные прогулки в городском парке, размышления на берегу реки. Именно с Маастрихта началось мое знакомство с голландским Православием. Или, точнее, с отдельными его представителями.

В принципе, говорить о православной жизни в сегодняшнем Маастрихте можно лишь с известной долей условности: община, официально основанная в 1976 году, переживает не лучшие времена. Литургии, как правило, совершаются по субботам, да и то раз в месяц. Служить приезжает духовенство из Девентера или Брюсселя (Бельгия). На службах, по крайней мере в те дни, когда я их посещал, было немногим более десяти человек. Служат обычно по-голландски. Юрисдикционно приход относится к Экзархату приходов Русской традиции Константинопольского Патриархата (что на рю Дарю в Париже).

В чем же причина явного упадка маастрихтского прихода – единственного во всей южной голландской провинции Лимбург? Конечно, любое суждение на сей счет будет субъективным и может оказаться ошибочным, хотя, как мне представляется, есть доля истины у тех, кто утверждает, что «камень преткновения» – это весьма специфические воззрения и непростой характер монахини Марфы (Смитс), фактической старосты прихода и владелицы церковного здания.

Да, именно так – владелицы. Церковь размещается на первом этаже трехэтажного дома на Синт Маартенслаан. Дом принадлежит монахине Марфе и архиепископу Гавриилу (де Вильдеру), управляющему Экзархатом приходов Русской традиции. Хороший, со вкусом обставленный дом, с множеством икон и книг. В нем я прожил чуть больше месяца: монахиня Марфа предоставила мне комнату (за сравнительно небольшую плату), пока я искал подходящее жилье на время учебы. Много раз я беседовал с инокиней на духовные и светские темы. И был немало удивлен резкостью суждений, безапелляционностью выводов, отсутствием ожидаемого мной спокойствия и душевной теплоты (которые, как мне казалось, должны были возрастать у человека, давшего монашеские обеты). Кроме того, меня до глубины души поразила неприязнь монахини к Московскому Патриархату и России, а также странные попытки оправдать голландские порядки, в том числе сверхлиберальное законодательство. Не знаю, чего здесь было больше: голландского «патриотизма» или своеобразного взгляда на вопросы политики, морали и нравственности, культивируемого отдельными представителями Экзархата русских приходов.

Впрочем, Маастрихт – это, скорее, исключение, чем правило в жизни голландского Православия наших дней. Путешествуя по Нидерландам, я встречал примеры совсем иного рода. Я видел динамично развивающиеся общины. Я ощущал открытость и искренность священнослужителей, доброту, гостеприимность и радушие православных мирян.

Амстердам: миссия двуязычного прихода

От Маастрихта до Амстердама всего два с половиной часа пути на скором поезде. Нидерландская столица встречает приезжих суетой и многоязычными толпами. Здесь надо быть настороже: на вокзале и в его окрестностях вовсю орудуют карманники, опустошая бумажники зазевавшихся туристов. Профессиональные нищие более деликатны, но весьма настойчивы: они охотно просят милостыню на нескольких европейских языках. Правда, русский большинство из них еще не выучило.

Православный приход во имя святителя Николая Чудотворца, что на улице Лайнбаансграхт в центре Амстердама (примерно в получасе ходьбы от вокзала), – один из самых больших в Голландии. Большой трехэтажный комплекс с гостиницей, кухней, подсобными помещениями и, самое главное, просторной церковью был куплен в 2006 году. Раньше там располагался католический монастырь, закрытый из-за отсутствия монашествующих.

Появление прихода Московского Патриархата в Амстердаме относится к 1974 году. Большую роль в его становлении сыграл Алексий Фоогд – преподаватель славистики Амстердамского университета, принявший Православие в 1967 году. В 1974 году Алексий Фоогд был рукоположен в диаконы, в 1978 году – в священники. С самого начала, по инициативе отца Алексия, приход был задуман как русско-голландский, открытый для представителей всех культур. В то время это был единственный приход в Нидерландах, где службы проходили на двух языках – голландском и церковнославянском.

С 1990 года отцу Алексию помогал на приходе священник Сергий Овсянников, который и стал новым настоятелем после кончины отца Алексия в 2002 году.

Справка . Протоиерей Сергий Овсянников родился в 1952 году в Ленинграде. Учился в Ленинградском государственном университете, служил в армии, работал на кафедре физики Земли Научно-исследовательского физического института. В 1980 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Через шесть лет окончил полный курс семинарии и академии.

Отец Сергий мечтал стать преподавателем богословских дисциплин.

– Да, осуществить свою мечту мне удалось, но, к сожалению, преподавателем я был недолго, около года, – рассказал мне отец Сергий. – Дело в том, что в 1986 году я женился на Алене (матушке Елене), а она была гражданкой Голландии. Это расценивалось как неверноподданнический шаг. Формально меня не уволили, но не оказалось часов для преподавания.

Какое-то время Сергий Овсянников сидел фактически без работы, так что с преподавательской карьерой пришлось распрощаться. А в декабре 1987 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (ныне – Святейший Патриарх) рукоположил его в диаконы, направив в поселок Вырица. После двухлетнего служения в Вырице отец Сергий получил приглашение от англикан на стажировку в их колледж в Лондоне.

– Возникла проблема, – вспоминает отец Сергий. – Советские власти меня отпускали, но при условии, чтобы я оставил паспорт и уехал бы насовсем. Меня это не устраивало. К счастью, помог митрополит Филарет (Вахромеев) – он был тогда председателем Отдела внешних церковных связей. Владыка смог уладить какие-то моменты. Я ему чрезвычайно благодарен, ибо в противном случае моя жизнь, наверное, сложилась бы иначе.

В 1989 году диакон Сергий уехал на «туманный Альбион». Там же, на английской земле, ему было суждено стать священником. Иерейскую хиротонию в сентябре 1990 года совершил митрополит Сурожский Антоний. За рукоположением последовало недолгое служение в лондонском соборе Успения Божией Матери и Всех святых, после чего владыка Антоний, по благословению Патриарха, направил отца Сергия в Амстердам.

– Помню, когда я приехал сюда, сразу же подумал: ну, хорошо, годика два здесь можно провести. Но едва ли более. Что здесь делать? Отец Алексий был тогда в достаточно хорошем физическом состоянии. Приход маленький, на службах обычно присутствовало человек пятнадцать. Я не видел для себя активной роли. И без русской культуры мне все-таки было тяжело. Мне очень многого не хватало. Мне не хватало живого обсуждения вопросов веры, культуры, истории. Ведь я вырос в такой среде, где эти обсуждения, лекции, семинары играли существенную роль. Это и было жизнью: обсуждения, поиск ответов на какие-то вопросы. Традиция Русской Православной Церкви очень богата, но мы так мало ее используем!

– Но как же получилось, что вместо планируемых двух лет вы живете здесь почти двадцать?! – поинтересовался я.

– Внешний фактор – развал СССР – сыграл большую роль, – ответил отец Сергий. –Открылись границы, многие люди бросились сюда. И вот эти люди стали приходить к нам один за другим с просьбой помочь найти работу. Дело в том, что тогда был издан фальшивый справочник, в котором указывалось, что в Голландии принимают рабочих на сезонные работы по уборке тюльпанов. Жертвы обмана платили деньги, их сюда переправляли, а потом бросали. Они ночевали день-два на вокзале и шли к нам… Помню, приходит дяденька из деревни и говорит: «Батька, Христом молю, помогите найти работу». – «Ну, хорошо. Ваша специальность?» – «Я баранку кручу!» – «Так все здесь баранку-то крутят. А на каких языках говорите?» – «На русском и немножко на украинском». Я ему объясняю, что шансов на работу никаких нет. А он в ответ: «Ну, отец, напишите тогда справочку для жены, что я здесь был. Она же меня валенком пристукнет, если вернусь назад без всякого заработка…». Я, действительно, написал ему справку.

– За эти годы слово «отец» перестало для меня быть абстрактным, – подчеркивает батюшка. – Я понял, что есть люди, для которых я действительно как отец. Приход стал расти, причем к нам шли и русскоговорящие, и голландцы. Я проводил с людьми много времени, беседовал с ними. Я помогал им, а они помогли мне. Они помогли мне понять, что священник – это человек, который сослужит и сострадает… Помню один чудесный случай: в первом часу ночи мне позвонила женщина и кричит в трубку: «Отец Сергий, у меня мышка на кухне, что мне делать?» Первая мысль, была, конечно, ответить так: «Половина первого ночи! Дайте мне в конце концов отдохнуть. Какое вы имеете право?» На этот вопрос ответ пришел сразу: вот именно – право, потому что ты – отец . Кому еще она может позвонить? Не обязательно ведь ехать ловить эту мышь. Этой женщине просто хотелось быть услышанной, как и многим другим.

Справка . С 1990 года приход святителя Николая Чудотворца вырос более чем в десять раз. В настоящее время воскресные литургии посещает 150–180 человек. Среди них люди самых разных национальностей: русские, голландцы, белорусы, грузины, украинцы. В церкви, помимо настоятеля, служат иеромонах Серафим (Стандхардт), протоиерей Антоний дю По, диаконы Джон Сьютер и Хилдо Бос.

– Мне кажется, «скачок» в численности прихода произошел где-то в 1995 году, когда мы впервые приобрели в собственность храм, – сказал отец Сергий. – Конечно, был приток русскоязычных, но мы не делим приход по национальному признаку. Ведь в Православие приходят все: голландцы, англичане, французы, немцы…

Решение о покупке самого первого здания принималось непросто. Хотя к середине 1990-х приход вырос до 45 человек, миллионеров среди них не было. Но зато были вера и упование на Божию помощь. Общине удалось приобрести бывший протестантский храм на Керкстраат. Это была типичная голландская церковь, плотно зажатая домами, с двумя жилыми этажами, пристроенными сверху.

– Конечно, пришлось заключать договор с соседями сверху, – заметил отец Сергий. – Суть была в следующем: они не шумят в субботу вечером и в воскресенье утром, а мы проводим меньше богослужений среди недели. Какое-то время договоренность нас устраивала, но потом обстоятельства изменились. Кроме того, через пять-шесть лет пространства в храме стало не хватать, хотя вначале казалось, что будет пусто.

В 2006 году община приобрела уже упоминавшийся католический монастырь на Лайнбаансграхт (в районе, называемом Иордан), заплатив за него полтора миллиона евро. Сумма для прихода немалая.

– Это по крупицам собранные деньги, – объяснил отец Сергий. – Плюс заем в банке, который мы будем выплачивать около 25 лет. Деньги жертвовали и наши прихожане, и друзья прихода. Одна русская женщина пожертвовала 10 тысяч, а один англичанин дал 20 тысяч. Это вселило в нас надежду.

Амстердамский приход сохраняет свой двуязычный характер. В первое и третье воскресенье месяца литургии служатся на церковнославянском, во второе и четвертое – на голландском. В великие праздники служба совершается на обоих языках. Славянский язык помогает эмигрантам из Восточной Европы чувствовать атмосферу «своей» церкви. Голландский делает Православие более открытым для местных жителей, затушевывая представление о Православной Церкви как «иностранной».

В свое время община сделала важный миссионерский шаг: в центре города, в доме отца Алексия Фоогда, был открыт Православный информационный центр. В первую очередь для тех, кто интересовался религией в целом и Православием в частности. Дежурные центра принимали посетителей (а зайти мог любой человек), отвечали как на самые простые (к примеру: «Можно ли православному духовенству жениться?»), так и на более изощренные вопросы – об иконопочитании, о почитании Богородицы и святых. Если интерес к Православию у посетителей центра не угасал, то их направляли к священникам – для более глубоких, обстоятельных бесед. Эти беседы могли продолжаться многие месяцы и даже годы.

– Мы объясняли сущность Православия. Это было особенно важно для тех, кто желал присоединиться к Православной Церкви, – сказал отец Сергий. – Разбирали вопросы о Вселенских Соборах, о канонах, Священном Писании, таинствах и так далее. Хорошо, если за вечер успевали разобрать один пункт. А одного человека я два года готовил к принятию Православия. И он его не принял!

– Но почему?! – не удержался я от вопроса.

– Дело в том, что когда я приступаю к этим беседам, когда у человека возникают вопросы, я не говорю сразу, что готовлю его к принятию Православия. Мы никого не принуждаем. Я обычно подчеркиваю: если тебе интересно, я буду объяснять, а решение ты примешь позднее, сейчас мы говорим не о решении; если ты хочешь знать красоту Православия, то о ней мы и будем говорить. И мы говорили. После двух лет этот человек сказал: «Да, я все это осознаю, но меня не поймут родственники. Теперь я должен объяснить им». Не знаю, что он делал, но, появившись через восемь лет, он сказал: «Вот теперь я готов». Он принял Православие через десять лет.

– Существует ли информационный центр в настоящее время? – поинтересовался я.

– Да. Сейчас он находится при храме, – ответил отец Сергий. – В чем есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что человек, как бы «случайно» зашедший на литургию, может заглянуть в этот центр и получить какую-то информацию. Плюс в том, что мы смогли объединиться с книжной лавкой. Плюс еще в том, что после литургии я обычно остаюсь там до четырех часов. И очень часто один из первых моих вопросов пришедшим: «А читали ли вы Евангелие?». Если в ответ слышу рассуждения, что вот, мол, дома у меня есть молитвослов, то я отправляю в книжную лавочку и говорю: «Если нет денег, берите бесплатно, потом разберемся. Прочтите сначала Евангелие, и тогда будем говорить». Минус: центр все-таки на нашей территории, на территории храма. Так что приходящим надо приложить определенное усилие, чтобы сюда попасть.

Информационный центр – это, конечно, лишь одно из направлений деятельности амстердамской общины (хотя, как мне подумалось, крайне важное с миссионерской точки зрения). Кроме того, при приходе работают воскресная школа, библиотека, библейский и катехизический кружки. Вполне обыденными и, по мнению настоятеля, очень полезными являются выезды на природу – на приходские уикенды. Приход также участвует в социальных и благотворительных программах, проводимых совместно с представителями других конфессий.

– К примеру, раз в неделю в храме раздают продуктовые посылки для бедных, – говорит отец Сергий. – Раздачу организуют протестантские церкви, а мы предоставляем помещение и двух-трех помощников-добровольцев. Милосердие надо воспитывать; и надо видеть этих нищих, которые действительно нуждаются в помощи.

Но от чего-то мы отказываемся, – продолжает отец Сергий. – От того, что принять не можем. К примеру, католики приглашали нас участвовать в религиозной процессии по каналам Амстердама. Мы ответили «нет», объяснив, что во время этой процессии будет выноситься облатка, то есть святые дары, а, с нашей точки зрения, святые дары на всеобщее обозрение не выставляются, у нас другое видение на сей счет. Конечно, мы открыты городу, открыты другим церквям. Мы готовы с ними встречаться, обсуждать различные проблемы. Не отказываясь при этом от принципиальных для нас позиций по определенным вопросам.

– Что касается отношения к нам со стороны государства, то оно предельно нейтральное, –отметил отец Сергий. – Давления нет, но и помощи тоже… Отношения с другими православными юрисдикциями вполне нормальные. Да, были попытки нас перессорить, но, к счастью, мы смогли их пресечь. Голландия – маленькая страна, и если православные здесь рассорятся, то это будет смерти подобно. Мы понимаем, что в чем-то расходимся с Парижем, но ведь мы не сомневаемся в их православности, речь идет о другом. Все-таки должна существовать некая шкала ценностей. И на этой шкале единство во Христе для нас на первом месте.

(Продолжение следует.)