Дипломная работа международное значение русского языка. Мировое значение русского языка Какого международное значение русского языка

«И мы сохраним тебя, русский язык, великое русское слово…» - это слова поэтессы Анны Ахматовой, не теряющие актуальности на протяжении нескольких десятилетий. Процветание национальной культуры напрямую зависит от отношения народа к своей истории. Русский язык прошел долгий путь развития. Сегодня, задумываясь над тем, каково международное значение русского языка, достаточно взглянуть на статистические данные. Более 250 миллионов говорящих на нем из всех стран мира - цифра более чем внушительная.

Временные границы понятия «современный русский язык»

Говоря о современности какого-либо явления, справедливо поразмышлять над тем, когда начинается эта современность. Филологи высказали три точки зрения о понятии «современный русский язык». Так, он начинается:

  1. Со времен А. С. Пушкина. Великий русский поэт, как считают исследователи, подарил России вариант литературного русского языка, которым все пользуются поныне, даже несмотря на присутствие в лексике Александра Сергеевича историзмов и архаизмов.
  2. После победы Октябрьской революции. До 1917 года алфавит и особенности письма в русском языке значительно отличались от нынешних. Яркий пример тому - буква «еръ» ("ъ") в конце некоторых слов, которая сейчас называется твердым знаком.
  3. После распада СССР. В последние два десятилетия русский язык стал изменяться, что объясняется стремительностью технического прогресса. Также этому способствовали международные контакты - лексика одной страны находила применение в другой. Значение современного русского языка велико для поэтому лингвисты прилагают все усилия для его развития.

Распространение в мире

Русский язык стал родным для множества людей, проживающих на территории России, в странах СНГ и за рубежом, и занимает в данном аспекте восьмое место. По численности говорящих он вошел в пятерку наиболее распространенных: 260 миллионов человек могут на нем свободно мыслить и изъясняться. Он уступает лишь английскому (1,5 миллиарда), китайскому (1,4 миллиарда), хинди (600 миллионов), испанскому (500 миллионов) и арабскому (350 миллионов). Наглядная карта демонстрирует международное значение русского языка, поскольку на нем говорят в странах Восточной Европы, Балтии и Закавказья, Финляндии, Германии, КНР, Монголии, США и Австралии. В России им владеет 99,5 % всего населения. Это достаточно убедительная цифра по сравнению с другими государствами.

Русский язык в регионах

Причиной образования диалектов и социолектов нередко становится большой ареал распространения того или иного говора. Так, на базе русского возникли следующие смешанные и производные языки: суржик (Украина), трасянка (Беларусь), руссенорск и многие другие. Диалекты характерны для небольших территорий. В разных населенных пунктах лексика может значительно отличаться.

За рубежом (Германия, США, Израиль) формируются целые русскоязычные кварталы, некоторые из которых существуют довольно изолированно от остальных. Это происходит, когда количество переселенцев из России становится достаточным для формирования своего рода общин. Благодаря этому растет интерес иностранных граждан к культуре стран СНГ. Значение русского языка в жизни немцев, американцев, британцев значительно возрастает.

День памяти

По инициативе ЮНЕСКО человечество получило возможность сохранять материальное и нематериальное наследие многих народов. Так, ежегодно 21 февраля празднуется Международный день родного языка на протяжении пяти лет. Именно подобные мероприятия позволяют задуматься о значении наследия собственного народа и заслугах на мировой арене.

Для россиян день рождения Александра Сергеевича Пушкина стал ближе 5 лет назад, когда 6 июня был провозглашен Это связано с неоценимым вкладом писателя в развитие культуры. Международное значение русского языка признано во многих братских государствах, поэтому этот день отмечают в школах и университетах стран СНГ. В здании генеральной ассамблеи ООН торжество сопровождается познавательными лекциями, просмотрами кинофильмов, проведением конкурсов чтецов.

Русский язык в международном сотрудничестве

В настоящее время становится проблемным найти единое средство коммуникации для 250 стран. Каждый гражданин с почетом относится к культурному наследию своего государства и предпочитает разговаривать исключительно на своем языке. Для мирового сообщества эта сложность была искоренена с утверждением так называемых мировых языков, к числу которых относят и русский. Сегодня он является средством осуществления коммуникаций на телевидении, авиалиниях, в торговле. Безусловно, великое значение русского языка обусловлено тем, что на нем разговаривают миллионы людей из разных точек со всего света. Каждый интеллигентный человек почтет за честь процитировать великие мысли Михаила Васильевича Ломоносова, Александра Николаевича Толстого и других передовых писателей России.

Международное значение русского языка в цифрах

В мире насчитывается около 2000 национальностей, каждая из которых стремится использовать в быту родную речь. Для многих людей русский язык стал вторым по значимости по нескольким причинам. После распада СССР жители Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Украины и Республики Беларусь не отказались от русского языка как официального, поэтому на нем ведутся многочисленные теле- и радиовещания, переговоры. В сферах международного общения он используется учеными, дипломатами, политиками.

Русский язык наравне с английским, французским, китайским, арабским и испанским входит в шестерку Это значит, что политические деятели из России имеют возможность свободно излагать свои мысли на международных конференциях. Глобальное значение русского языка в мире объясняется и тем, что по количеству владеющих им людей он занимает пятое место.

Русская лексикография

Слова любого говора фиксируются в словарях, которые построены с учетом использования их иностранными гражданами. Значение русского языка в мире настолько велико, что люди всех стран увлеченно познают все его тонкости, узнают значение новых слов и выражений из словарей, которые можно подразделить на энциклопедические и лингвистические. Важнейшими являются толковые словари, первый из которых вышел в конце 18 века в шести томах. Разумеется, из года в год подобные издания обновляются. Большую ценность представляет словарь живого великорусского языка, первый вариант которого увидел свет в 1863 году, а в 2013 году вышел школьный однотомник. Задумываясь над тем, какого значение русского языка, стоит обратить внимание на труды ученых-лингвистов, благодаря которым язык совершенствуется и процветает. Многотомные словари позволяют изучать все особенности фонетики и орфоэпии как коренным гражданам России, так и иностранцам.

Значение русского языка для мира и международного общения.

«…Хочется верить,

что такой великий язык

дан великому народу…»

И.С.Тургенев

Роль русского языка в современном мире определяется следующим образом: это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие лексических и грамматических средств. Это один из самых развитых и богатых языков мира, располагающий огромным лексиконом. Русский язык неоднороден по составу: включает литературный язык, диалекты, просторечия и жаргон. В настоящее время на нем говорят 230 миллионов человек, наряду с английским и китайским является мировым языком. Русский язык используется народами Российской Федерации, как язык национального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну. В Белоруссии и Киргизии русский язык – второй государственный язык. Но и в тех странах, где русский язык не признан государственным, он все равно остается основным средством общения для многих людей.

Согласно Конституции РФ русский язык является государственным языком на всей ее территории. Русский язык входит в число мировых языков, он приобретает всё большее международное значение, его изучают многие люди в разных странах мира, и он является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах.

Среди пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Ведь он один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других организаций. Он применяется в самых различных сферах международного общения, на различных научных форумах, конференциях, симпозиумах используют именно русский язык. Наш язык выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникаций (радио- и телепередач, космической связи и т.д.).

Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык школы, деловых документов, художественной литературы, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли учёные, публицисты, общественные деятели как А.С. Пушкин. Мощь и богатство русского языка отмечали многие литераторы: Гоголь Н.В., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Бунин И.А.

Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и мире обязывают нас серьёзно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки. Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, мощью и величием, тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка. Я думаю, нам не следует забывать призыв И.С. Тургенева о бережном отношении к русскому языку. Ведь будущее нашего языка – это и наше будущее .

Тема урока: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. (1 урок)

Тип урока - урок изучения нового материала

Цели урока.

1. Познавательные :

а) повторить ранее известные сведения о функциях русского языка;

б) расширить и углубить общие сведения о языке, познакомить

с понятием «мировые языки».

2 . Практические :

а) закрепить умение составлять план и пересказывать текст по плану;

б) сформировать умение различать функции русского языка и составлять

связный текст на заданную тему.

3 . Общеп р едметны е:

а) воспитывать :

Интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и

размышления над содержанием дидактического материала на тему

функций русского языка в современном мире;

Языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности: лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

Нравственные качества школьников (уважительное и бережное отношение к великому русскому языку, к родной стране, культуре, а также требовательное отношение учащихся к собственной речи), эстетическое восприятие высказываний о русском языке;

б) развивать : память, логическое мышление, речь, способности, эмоции;

в) формировать умения самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, а также навыков продуктивного интеллектуального труда школьников.

Методы и приёмы :

    создание благоприятного эмоционального настроя, ситуации успеха;

    смена видов деятельности для снятия признаков утомления;

    внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка;

  • коллективная и индивидуальная формы работы;

    развитие связной устной речи учащихся;

    дифференцированный подход к учащимся;

    контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах;

    самоконтроль и взаимоконтроль;

    рефлексия.

Оформление доски

Ход урока

1.Организационный момент .

2. Изучение нового материала.

2.1.Вступительное слово учителя с элементами беседы

Сегодня у нас необычный урок русского языка. И урок этот – в честь Его Величества Русский Язык !

М.В.Ломоносов писал :

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком

с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем,

италианским – с женским полом говорить прилично… »

- С кем, по мнению Ломоносова, можно говорить на русском языке?

(Цитату прочитаем полностью, прослушав 1-2 ответа учащихся.

Открываем запасную доску с высказыванием Ломоносова о русском языке):

«Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно , ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого , нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Мы можем гордиться тем, что этот удивительный язык - наш родной язык.

Действительно, « Нам дан во владение самый богатый, меткий и

поистине волшебный русский язык». (К. Паустовский)

2.2. Целеполагание

Р . Совершенствование навыков связной монологической речи.

Учитель. Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях в различных функциях.

- О каких функциях русского языка вы знаете?

(Русский язык – государственный язык РФ, а также язык межнационального общения.)

Задание . Прочитайте тему урока, записанную на доске.

- О какой ещё функции русского языка мы будем говорить сегодня?

(Международное значение русского языка)

Учитель.

- А.Н.Толстой писал в 1934 году :

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».

И это время настало.

Действительно, русский язык – один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Он входит в число наиболее распространённых языков мира. На земном шаре на нём говорят более 250 млн. человек. По степени распространения русский язык занимает пятое место в мире.

Именно о международном значении русского языка мы и будем говорить сегодня.

(Учащиеся записывают тему урока в тетради.)

Цель нашего урока – расширить ранее известные вам сведения о русском языке.

2.3. Работа по учебнику. Упр. 1

Прочитаем вслух содержание упр. 1.

- В чём состоит главная функция международных языков?

2.4 . Работа с эпиграфом.

Р. Формирование коммуникативной компетентности учащихся

Учитель . Прочитаем высказывание Проспера Мериме , классика французской литературы о русском языке.

- Какова основная мысль, заложенная в эпиграфе?

- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа я взяла высказывание зарубежного деятеля искусства?

(Восторженные высказывание о русском языке русских писателей, поэтов понятны – это же их родной язык! А вот высказывание классика французской

литературы, выучившего русский язык, действительно, наполняет гордостью

сердце и душу каждого россиянина.)

2.5. Работа учащихся с Энциклопедическим словарём юного филолога.

Понятие «мировые языки».

Р. Обучение самостоятельной работе с текстовой информацией

Учитель . - Итак, русский язык является одним из мировых языков.

- А как в Энциклопедическом словаре юного филолога трактуется понятие «мировые языки»?

(Учащиеся находят в словаре ответ: «Мировыми языками называются некоторые наиболее распространённые языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные».)

Р . 2.6. Изучение материалов для наблюдения

Работа с иллюстративным дидактическим материалом о составе и структуре индоевропейской семьи языков. Получение новой информации.

(материал для наблюдения – на столе у каждого ученика)

Учитель . Вы, наверное, слышали о существовании генеалогической (родословной) классификации языков по родственным связям между ними.

- А кто знает, к какой языковой семье относится русский язык?

(Индоевропейская семья.)

Индоевропейская семья языков самая многочисленная семья, она объединяет около 100 языков.

- Рассмотрите генеалогическое древо и ответьте на вопросы:

- Какие из перечисленных языков : немецкий, финский, итальянский, литовский, эстонский, армянский, азербайджанский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский – родственны русскому?

(Родственными русскому являются следующие языки: немецкий, итальянский, литовский, армянский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский. Все эти языки, в том числе и русский, относятся к индоевропейской семье языков. Не являются родственными русскому языки: финский, эстонский (финно-угорские языки), азербайджанский

(тюркские языки).

- На какие 3 группы делятся славянские языки?

- В какую группу входит русский язык?

2.7. Лекция учителя по теме урока

Р . Отработка умений выделять главное при получении устной информации и составлять план.

Комментарий учителя об организации работы учащихся на данном этапе

урока.

На уроках русского языка в 9 классе должны решаться не только познавательные задачи, а также и отрабатываться практические навыки. Сейчас вы не просто будете слушать новую информацию по теме урока, вы по ходу моего сообщения попытаетесь «уловить» микротемы моей небольшой лекции и составите краткий план . А план этот должен быть в форме вопросов, поднятых в моём сообщении. Итак, мы будем отрабатывать умение составлять план. Напоминаю, что план – это краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.

1). Лекция учителя с элементами беседы

Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединённых Наций.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Помимо русского, ООН официальными языками признаёт английский, французский, испанский, арабский, китайский, хинди.

Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Мировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из

богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.

Богатство русского языка заключается и в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в его способности выражать мысли по-разному в зависимости от цели, характера и даже условий речевого общения.

- Вспомните, как, например, по-английски звучит слово «мать» (mother ).

- И сколько вариантов этого слова в русском языке! Назовите синонимы

к слову «мать».

(Мама (разг.), матерь (высок.и трад.-поэт), матушка (устар. и нар.-поэт.), мамаша (устар.), матка (прост. и обл.), родимая (нар.-поэтич.), родительница (уст. и шутлив.).

- Небольшой тест. Как вы думаете, слово МАТЬ является:

а) исконно русским;

б) общеславянским;

в) общеиндоевропейским;

г) заимствованным.

Аргументируйте свой ответ .

(Слово мать является индоевропейским. Сравните созвучные корни:

старославянский - мати , литовский - mot а , санскрит - matar , греческий - mater , латинский - mater , французский - mere , английский - mother , немецкий - Mutter ).

Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны ещё в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

Первым её президентом был академик В.Виноградов.

- Что означает слова ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю.

(Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности)

Задача МАПРЯЛ – объединять преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь.

Ассоциация издаёт в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.

2 ). Работа учащихся над планом в форме вопросов

3). Проверка 3-4 планов, составленных учащимися

4). Запись в тетради наиболее удачного плана

(-Какие языки называют мировыми? Какие сферы деятельности они охватывают?

-Каково место русского языка среди других языков мира? В чём разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

-Чем обусловлена популярность русского языка в мире? Какова роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом?)

3 . Закрепление (этап первичного закрепления материала)

3.1. Репродуктивное упражнение

Р. Фронтальная беседа по вопросам плана. Отработка навыка воспроизведения полученной информации.

3.2. Репродуктивно-продуктивные упражнения

Р. Обучение связному высказыванию на лингвистическую тему.

Формирование собственной коммуникативной деятельности с учётом личной заинтересованности учащегося.

Задание. На основе исходного текста (лекция учителя) расскажите свой текст.

(Комментарий учителя : по форме - это всё тот же пересказ, а по сути – это уже начало собственной коммуникативной деятельности, возможность проявить особенности своей личности, свои интересы, свою индивидуальность.)

3.3. Оценка качества ответа ученика. Рецензия на ответ

Р. Обучение умению выявлять значимое в полученной информации.

4 . Реализация домашнего задания и закрепление (продолжение работы)

Р . Контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах.

Примечание

    Реализация домашнего задания - на втором уроке.

4.1.Слово учителя, предваряющее проверку группового задания учащихся

Учащиеся 9 класса должны не только слушать объяснение учителя или одноклассника, воспроизводить услышанное, но и уметь самостоятельно пополнять знания, обращаясь к справочной литературе. Самостоятельную работу можно выполнять как индивидуально, так и в группах. Хотелось бы напомнить, что язык – это живой организм, он живёт и развивается вместе с обществом, отражая те изменения, которые происходят в этом обществе. Какие-то слова уходят из активной речи, но мы встречаем их в художественной литературе, кинофильмах, в произведениях устного народного творчества.

4.2. Задание группе №1

- Прочитайте найденные самостоятельно фразеологизмы, пословицы или поговорки, в которых встречаются устаревшие слова (или значения слов).

(С отчётом о проделанной работе группы выступает лидер группы.)

Биться не на живот ,а на смерть. На мужике кафтан сер, да ум у него волк не съел. Попал как кур во щи(в ощип) : кур-петух. Аз да буки не доведут до скуки и др.)

Р . Формирование навыков продуктивного интеллектуального труда учащихся

(Учащимся предлагается записать в тетради 2-3 понравившихся примера,

самостоятельно определив важность, с их точки зрения, полученной информации.)

4.3.Задание группе №2: выбрать правильный ответ

Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала:

1.«Российская грамматика»(1755г.) М.В. Ломоносова.

2.«Грамматика словенска» (1596г.) Л.Зизания.

3.«Русская грамматика»(1831г.) А.Х Востокова.

4.«Грамматика словенския правильное синтагма»(1619 г.) Смотрицк ого.

(Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала «Российская грамматика »(1755) М.В Ломоносова, являвшаяся законодательницей русского языка почти 80 лет, вплоть до появления в 1831 году грамматики А.Х.Востокова. Грамматики Л.Зизания и М.Смотрицкого были грамматиками церковно-славянского языка.)

(Учащиеся записывают правильный ответ в тетради)

4.4 . Проверка индивидуального задания

- Какие из приведённых прилагательных нельзя употреблять в сочетании со словом ЯЗЫК?

Абхазский, австрийский, аджарский, бельгийский, болгарский, бразильский, голландский, датский, канадский, румынский, португальский, шведский, швейцарский, шотландский, югославский.

(Нельзя употреблять со словом ЯЗЫК имена прилагательные: австрийский (государственный язык Австрийской республики – немецкий), аджарский (является диалектом грузинского языка); бельгийский (официальные языки Королевства Бельгия – немецкий, нидерландский и французский); бразильский (государственный язык Бразилии – португальский); канадский (государственные языки Канады – английский и французский); швейцарский (официальные языки Швейцарской Конфедерации – итальянский, немецкий, ретороманский (несколько вариантов), французский); югославский (в бывшей Югославии (СФРЮ) были употребительны языки: македонский, сербскохорватский, словенский; официальными государственными языками Югославии являлись македонский, сербскохорватский, словенский).

4 .5. Работа у доски. Тематический словарный диктант с дополнительным заданием

Р. Расширение словарного запаса учащихся. Контроль правописной компетенции

Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода.

Ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, кафтан, копейка, блин, квас др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан . А с изменениями в общественно-политической жизни России в языки мира вошли слова перестройка, гласность и др. Точно так же в русский язык вошли иностранные слова.

Задание : замените предложенные вам иноязычные (интернационалистические) лингвистические термины русскими (слова

записываются под диктовку); составьте 1 предложение с любым (лю быми) словом (словами) на тему урока:

алфавит, императив, лингвистика, префикс, флексия, адекватный, авторитет, ассимиляция .

(Азбука, повелительное наклонение, лингвистика, приставка, окончание, вполне соответствующий, общее уважение, уподобление.)

Р .Вопрос для размышления. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Обучение мини-реплике.

Воспитание уважительного и бережного отношения к родному языку

- Всегда ли уместно и необходимо использование в речи слов иноязычного происхождения?

(Мини-реплика – не более двух фраз, в которые вложить своё понимание главной мысли.)

(После прослушивания 2-3 ответов учащихся ещё раз читаем высказывание П.Мериме о богатстве русского языка и делаем вывод о необходимости требовательного отношения учащихся к собственной речи. )

4.6. Самостоятельная работа учащихся со словарём иностранных слов

Р. Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите

к ним синонимы:

доминировать, инициатива, практика , превалировать, фрагмент

(преобладать, быть основным; почин , внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость , руководящая роль в каких-либо действиях; приёмы, навыки, опыт , обычные способы какой-нибудь работы; преобладать , иметь перевес; отрывок текста, художественного, музыкального произведения).

4.7. Продуктивное (творческое) задание. Экспромтное сочинение –миниатюра

Р. Развитие речевой компетентности. Формирование у школьников умения выражать свои мысли в письменной форме. Отработка навыка создания текста-рассуждения, трёхчленного строения сочинения ((вступление, основная часть, заключение).

Учитель . Н.А.Добролюбов сказал о русском языке:

«Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».

- А умеете ли вы владеть великим русским языком?

- О чём заставил вас задуматься сегодняшний урок?

- Как вы поняли назначение полученной информации?

- Какое значение имеет для вас эта информация?

- Что изменилось в вас как в личности?

Задание . Составьте связный текст (3-5 предложений) в публицистическом стиле, в форме рассуждения, выразив в нём определённый взгляд на международное значение русского языка, а также отразите своё эмоциональное отношение, свои чувства к великому русскому языку.

Включите в работу различные средства выразительности, речевые конструкции, стилистически допустимые в данном тексте. Озаглавьте.

(2-3 работы читаем вслух)

Р . 4.8. Работа по учебнику. Отработка навыков монологической речи

Задание. Прочитаем из упр. 2 высказывания о русском языке.

- Какой общей мыслью объединены эти тексты?

- Какое из этих высказываний, по вашему мнению, можно использовать

в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Р . 4.9.Заключительное слово учителя с элементами беседы

Формирование патриотического и эстетического восприятия высказываний о русском языке.

Учитель. Сегодня мы говорили о международном значении русского языка, о месте русского языка среди языков народов мира. Но, прежде всего, язык – это средство общения, а потому мы просто обязаны помнить о культуре общения, о том, что « Слово – дело великое…словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви , словом же можно служить вражде и ненависти…» - это сказал великий гуманист Л.Н.Толстой .

Наверное, уместным будет вспомнить легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, который был рабом философа Ксанфа .

Однажды Ксанф попросил Эзопа приготовить для гостей самое лучшее, и Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

А в другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчаются и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Задание. Сопоставьте мысли Эзопа с высказыванием Л.Н.Толстого.

Учитель . И всё же язык – это огромное богатство, «достояние, переданное нам нашими предшественниками» .

Именно высказыванием И.С.Тургенева мне и хотелось бы завершить сегодняшний урок. (Открываем вторую запасную доску):

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту цитату?

(2-3 мини-реплики на тему.)

5. Домашнее задание (к следующему уроку).

Цели урока: 1) познакомить учащихся с содержанием понятия «мировые языки», критериями выдвижения языка на роль мирового, с функциями русского языка как мирового; 2) научить составлять тезисы, формулировать общий для нескольких текстов тезис, ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику, определять общую тему для нескольких текстов; 3) углубить знания о роли русского языка в развитии мировой литературы.

I. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях.

Вводная беседа о мировых языках.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Каким условиям должен удовлетворять язык, чтобы считаться мировым?

Какая разница между языком родным, межнациональным (народов одной страны) и мировым?

Почему русский язык стал мировым языком?

Примеры высказываний:

«Мировые языки охватывают международные сферы - дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран. Они принимаются как рабочие языки ООН и других международных организаций и съездов, а также как иностранные языки, т. е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира. Международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Состав мировых языков изменчив. Выдвижение того или иного языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью всей культуры, созданной на данном языке.

Русский язык - это национальный язык Русского народа, язык русской нации. На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком. В связи с тем что в Российской Федерации проживают люди различных национальностей, русский язык выполняет функцию межнационального общения. С помощью русского языка как средства общения решаются многие проблемы общегосударственного значения.

Кроме того, русский язык помогает приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и советской художественной литературой и непревзойдёнными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира. Принятие человечеством русского языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности. Он применяется в самых различных сферах международного общения: например, выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации. Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Выдвижение, становление и функционирование любого языка, в том числе и русского, в межнациональном и международном общении, вхождение его в «клуб мировых языков» зависит от языковых и социальных факторов.

II. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 1 учащиеся выделяют в тексте три абзаца, ставят к ним вопросы по проблематике текста, подбирают к тексту заголовок. Вопросы к тексту упр. 1 записывают в тетрадь.

Каковы условия выдвижения языка на роль мирового?

Какое место занимает русский язык среди других языков мира? Почему он получил мировое признание?

2. В упр. 2 учащиеся записывают на основе обоих текстов общий тезис. Учитель проводит словарно-семантическую работу, опираясь на выдержку из «Словаря русского языка» в 4 томах под ред. А. П. Евгеньевой.

Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. Тезисы выступления.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля, поэтому нарушение чистоты, жанровой определённости, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы.

Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. Записать прочитанное в виде тезисов - значит записать опорные мысли текста. Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений, в развёрнутом виде, т. е. с дополнительными утверждениями.

Тезисы - один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять даётся лишь упорными упражнениями. Они полнее всего позволяют обобщать материал, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, т. е. применяются, когда надо дать представление о сути проблемы. Тезисы составляются при повторном чтении.

3. Выполнение творческих заданий по группам (по выбору учащихся):

а) первая группа пишет сжатое изложение, используя приём исключения подробностей (упр. 3 или 5 на с. 4-5);

б) вторая группа пишет выборочное изложение о заслугах В. И. Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка (упр. 6 на с. 6-7).

II. Закрепление материала.

На доске проектируются тексты с заданием.

1. Подберите к первому тексту заглавие, запишите вопросы, выявляющие проблематику текста.

Большую роль в возрастании интереса к русскому языку сыграла русская классическая литература ХIХ века. В ХХ веке влияние бывшего СССР на общемировой процесс развития, успехи России, связанные с космонавтикой, с накоплением больших массивов научной информации и культурных ценностей мирового значения, расширили границы распространения русского языка.

(Энциклопедия «Русский язык»)

2. Определите главную мысль в высказывании Дмитрия Сергеевича Лихачёва о русском языке.

Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени возникновения русской литературы высокого уровня развития. Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией - юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные Эмоциональные оттенки…

IV. Подведение итогов урока с учётом цели, поставленной перед учащимися. Внимание обращается на следующие вопросы:

Что учитывается при отнесении русского языка к числу мировых?

Каково место русского языка среди других языков мира?

Чем обусловлена популярность русского языка среди других языков мира?

V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа выполняет упр. 4;

Велико значение русского языка, объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них

Общаются ученые стран, они изучаются в качестве иностранных языков, т. е. как обязательный предмет в Вузах и школах большинства стран мира. Эти языки являются рабочими языками ООН.

ООН официально признает мировыми языками семь: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский Язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык один из индоевропейских языков, родственный многим

Славянским языкам.

Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка наблюдаются с давних пор, еще в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали слова: кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, балалайка, копейка, самовар, сарафан, частушка и многие другие. Как свидетельство внимания политической жизни России других стран в языки народов мира вошли слова как: перестройка, гласность, коммунизм.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди с целью оказания помощи в обучении русскому языку. В Париже в 1967г. был создан МАПРЯЛ – Международная Ассоциация Преподавателей Русского Языка и Литературы. МАПРЯЛ издает для зарубежных преподавателей русского языка учебники и проводит международные олимпиады среди школьников.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мини-сочинения по русскому языку и литературе Русский язык – национальный язык, язык науки и культуры. Известные поэты и писатели: Пушкин,...
  2. Как известно, наш родной язык является самым сложным языком мира. Он содержит в себе множество правил, лексики, грамматики, стилистики. Россия...