Григорович гуттаперчевый мальчик краткое содержание главная мысль. Гуттаперчевый мальчик. Как Петя стал работать в цирке

Среди вечно весёлых цирковых артистов, толпящихся за кулисами, видим сильно разукрашенного лысого клоуна Эдвардса. Хоть он и является лицом цирка, но его частые запои не внушают надёжности.

Режиссёр изъявляет просьбу Эдвардсу не сорваться по меньшей мере ещё пару дней, пока не закончится масленица, а затем уже они прекратят выступления, когда начнётся пост. Клоун не отвечает однозначно и посещает Беккера, массивного акробата, у которого в подручных «гуттаперчевый мальчик», робкий и тихий артист. Эдвардс спрашивает позволения у всегда недовольного Беккера погулять с его питомцем, обосновывая, что у отдохнувшего и развлекшегося мальчика работа получится лучше. Но великан Беккер злится в ответ на эту просьбу, и угрожает ребёнку хлыстом.

На своём пятом году жизни гуттаперчевый мальчик осиротел. При матери, легкомысленной кухарке, хоть и довелось быть порою голодным и терпеть холод, но хоть он не страдал от одиночества. Прачка Варвара, которая была землячкой покойной матери мальчика, отдала его в ученики к Беккеру. Первоначальная их встреча принесла боль и ужасное смятение от того, как Карл Богданович резко ощупывал нагого Петю. Ни плачь ребёнка, ни жалость к нему не заставили Варвару передумать отдать Петю грубому акробату в полнейшее властвование. Впервые увиденная шумная и пёстрая атмосфера цирка так сильно повлияла на мальчика, что он вскрикивал во сне и не единожды пробуждался.

Наблюдая за тем, как Пете тяжело учиться акробатике, как он падает и расшибается, Беккер никогда не ободрял ребёнка. Мальчик в свои малые годы не видел ласки и поощрения, в которых так нуждался. Один Эдвардс участливо относился к Пете, показывая правильное выполнение некоторых упражнений. Мальчик искренне и душевно проникся к клоуну. Когда Эдвардс вручил в подарок ребёнку щенка, мальчику пришлось не долго радоваться, ведь Беккер жестоко расшиб собачку насмерть о стену, при этом ударив и Петю.

Совсем по-другому относятся к детям у графа Листомирова, гувернантка упорно глядит за их здоровьем, эмоциональным состоянием, у них есть все условия для удобства и веселия. Тётя Соня, сестра матери графских детей, дала обещание отвести их в цирк. Верочка восьми лет, Зина - шести, и пятилетний малыш Паф ведут себя примерно, дабы оказаться на столь желанном цирковом представлении. На афише, прочитанной Верочкой братику и сестричке, детей сильно заинтересовывает гуттаперчевый мальчик. Они с нетерпением ждут пятницы, но время для них тянется медленнее, чем обычно. Но вот наступил этот день и они уже сидят на своих местах, с упоением наблюдая за первыми номерами артистов и жаждут появления гуттаперчевого мальчика.

И вот наконец Беккер прикрепляет тяжеленный шест с маленькой перекладиной в самом верху. Ему невероятно трудно удерживать колеблющуюся конструкцию. Публика наблюдает за тем, как Петя скрывается почти под куполом и намеревается повиснуть, уцепившись за перекладину. Аплодисменты и крики, что нужно остановить опаснейший номер, не прекращают дальнейший трюк, который вдруг сопровождается сверканием, верчением и глухим звуком. Артисты молниеносно уносят упавшее тщедушное тельце и представление продолжает выход кувыркающихся клоунов под бодрую музыку.

Встревоженная публика торопится разойтись. Верочку постигают истерика и рыдания. Дети никак не могут успокоиться и улечься спать. Тётя Соня, зайдя в детскую комнату ночью, наблюдает засохший след от слезы на всё ещё встревоженном лице спящей Верочки. Обмотанный тряпками изувеченный маленький акробат безмолвно лежит. Эдвардс склоняется над Петей время от времени. Опорожнённый графин свидетельствует о том, что клоун поддался запою.

Кругом мрачная тишина. На утренней афише отсутствовало упоминание о номере «гуттаперчевого мальчика», он покинул свет.

Дело происходило на пятый день масленицы. Народ толпился около здания цирка. Только что закончилось утреннее представление. И вдруг разыгралась метель, да нешуточная. Всё смешалось: люди, кони, сани. Шум, гам.

В цирке артисты отдыхали после представления. Кто-то полностью снял костюм и смыл грим, а другие как выступали, так в этом обличье и сидели в креслах. Среди них клоун Эдвардс. Режиссёр делал замечания по выступлениям артистов утром. Особенно досталось наезднице Браун за неудачные прыжки через обруч её дочери.

Клоун Эдвардс тоскливо

Слушал это. У него начинался приступ меланхолии. Эти приступы случались у этого замечательного артиста, любимца публики часто. И режиссёр знал, что это настроение клоуна скоро закончится запоем. Но надеялся, что произойдёт это после закрытия сезона. А Эдвардс переживал за гуттаперчевого мальчика, воспитанника гимнаста Беккера, грубого и жестокого человека.

Эдвардс зашёл в комнату акробата и увидел Голиафа – Беккера и худого, бледного мальчика, которого в афишах называли гуттаперчевым. Клоуну было жалко мальчонку, он упрашивал гимнаста дать тому отдохнуть. Но Беккер был неумолим: надо готовиться к вечернему

Отделению, отдыхать будет в пост.

Гуттаперчевый мальчик, которого звали Петя, боялся своего хозяина. Тот часто бил его, плохо кормил. Петя ходил в рванье.

Мальчик попал к Беккеру следующим образом. Петя родился в бедной семье. Мать пробивалась случайными заработками, а отец был швейцаром. Как только Петя чуть подрос, отец их оставил, а потом пришло известие о его смерти. Мать ещё раз выходила замуж, но неудачно. Муж бил и её, и мальчика. Жили впроголодь. После того как отчим их бросил, мать вскоре умирает.

Петя остался один на белом свете. Его приютила знакомая старушка. А иногда забирала к себе тётя Варя, подруга матери. Но они жили бедно, им трудно было прокормить мальчика. И Варвара решила его пристроить. В доме, где она жила, несколько комнат снимали работники цирка. Вот тётка и привела Петю к гимнасту. Тот грубо схватил мальчика, зажал между коленями и стал проверять силу мышц и гибкость мальчика. Пете стало больно и страшно. Он плакал. Но Беккер уже всё решил.

Так Петя попал в цирк. Он привык к новой необычной жизни. Многие циркачи хорошо к нему относились, подкармливали его. Особенно клоун Эдвардс. И мальчик мечтал работать с ним. Но это были только мечты.

Беккер каждый день заставлял мальчика репетировать, выполнять различные упражнения, от которых болело всё тело. Если что-то не получалось, то гимнаст хватал своими огромными ручищами Петю, насильно сгибал ему туловище, руки, ноги. Мальчонка кричал от боли. Даже если он хорошо исполнял трюк, акробат Беккер никогда его не хвалил.

Однажды клоун подарил Пете щенка. Мальчик ухаживал за ним. Но однажды собачка попала под ноги Беккеру. Тот пнул щенка, и собачонка осталась лежать неподвижно в углу комнаты. Петя безутешно рыдал. В общем, это был несчастный ребёнок.

Дети графа Листомирова готовились пойти вечером в цирк. Жили они богато.

В комнате у маленького Павла было полно игрушек. А недавно ему подарили красивую собачку, которую он очень просил, без блох. Сестёр Павлика звали Вера и Зиночка. Особенно хороша была Вера: большие голубые глаза, пушистые пепельные волосы. Зина по сравнению с ней выглядела дурнушкой. Младших детей называли разными ласкательными именами. Павлик был Пуфом, Булкой. Зину чаще звали Зизи. Только старшую сестру называли Верочкой и никак больше. Она любила читать и даже сочинила басню.

С нетерпением ждали дети поездки в цирк. Вместе с тетей Соней они рассматривали афишу, где их внимание привлекали слова: Гуттаперчевый мальчик. Им так хотелось его увидеть.

Наконец, сели в возок и поехали на представление. Цирк был переполнен.

Началось действие. Вот вышли клоуны, потом наездница с девочкой-акробаткой. А вот на арене появился мускулистый Беккер, а с ним белокурый худенький мальчик. Все смотрели на их выступление, затаив дыхание. И вот главный трюк. Длинный шест на животе атлета.

Мальчик взбирается по шесту вверх. Выполняет несколько упражнений. И вот он изгибается, руки соскальзывают, мальчик падает вниз. Зал замер. Вера громко заплакала, она звала мальчика. Беккер прячется за кулисы, распластанного на арене Петю уносят.

Вернувшись домой, дети долго не могли успокоиться. Особенно плохо себя чувствовала Верочка: она была впечатлительным ребёнком. Ночь прошла беспокойно. Она вздрагивала, всхлипывала во сне.

Эдвардс глядел на лежащего с перебинтованной головой гуттаперчевого мальчика. Тот бредил. Клоун плакал, не сдерживая слёз. А придя в свой номер, запил горькую, не дожидаясь окончания циркового сезона.

На другой день представления в цирке продолжались, но гуттаперчевый мальчик не выступал. Он покинул эту землю.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нём рассказывается о тяжёлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. "Гуттаперчевый мальчик" - наиболее известная повесть Григоровича. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Немного о творческой жизни автора

(1822-1900) родился в семье русского офицера и француженки. Первые свои рассказы писатель публиковал в литературных альманахах. Настоящая слава к нему пришла после написания в 1846-1847 годах больших повестей "Деревня" и "Антон Горемыка".

С 60-х годов XIX столетия в писательской биографии Григоровича наблюдалось долгое затишье. На протяжении 20 последующих лет он служил деятельным секретарём в "Обществе поощрения художеств". Только в 1883 году смог вернуться к своей литературной деятельности Григорович. "Гуттаперчевый мальчик" и ещё несколько произведений выходят в этот период из-под его пера. Повесть о несчастном маленьком акробате Пете особенно пришлась по душе общественности. Во многих семьях в дореволюционной России книга "Гуттаперчевый мальчик" считалась обязательной для прочтения подрастающим поколением.

Смысл книги

Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным.

Знакомство с Эдвардсом, Петей и Беккером

Из 7 небольших глав состоит повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание знакомит читателей с главными героями и событиями. Сперва действие повести происходит в цирке. Начать пересказ сюжета следует с описания Эдвардса - немолодого клоуна с раскрашенным лицом, являющегося главным украшением представлений. Он выделяется на фоне остальных цирковых артистов своим грустным видом. Эдвардс периодически уходит в запой. Режиссёр цирка сильно обеспокоен тягой клоуна к алкоголю и просит его не запить хотя бы до окончания Масленицы, ведь потом наступит пост и цирк перестанет давать представления. Эдвардс не отвечает ему ничего вразумительного и уходит переодеваться.

По пути в гримёрку Эдвардс заглядывает в комнатку акробата Беккера - грубого и жестокого великана, от которого никто не слышал Клоуна интересует воспитанник циркача - худенький мальчик Петя. Он с жалостью относится к маленькому артисту, с трудом справляющемуся с тяжёлыми физическими нагрузками, которые даёт ему наставник. Эдвардс просит Беккера отпустить с ним мальчика прогуляться, пытаясь объяснить ему, что после небольшого отдыха Петя наберётся сил и ему будет проще работать, однако акробат даже и слышать об этом не желает. Наставник замахивается на испуганного и едва не хлыстом и уводит его на тренировку.

Грустная история о мальчике-сироте

Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Отпрыски графов Листомировых

В повести «Гуттаперчевый мальчик» главные герои - это не только Петя и другие циркачи, но и дети графа Листомирова. Восьмилетняя Верочка, её младшая сестра Зина и брат Павел (Паф) росли в роскоши, и со всех сторон были окружены лаской. В последние дни Масленицы в награду за хорошее послушание детей повезли на цирковое представление. Верочка узнала из афиши, что в одном из номеров будет выступать гуттаперчевый мальчик и ей не терпелось увидеть его.

Последнее выступление Пети

И вот, на арене появились Беккер и гуттаперчевый мальчик. Краткое содержание того, что произошло дальше, заставляет плакать даже взрослых. Взобравшись по шесту высоко вверх, Петя делает несколько опасных акробатических трюков, от которых публика цирка приходит в восторг. Мальчику остаётся выполнить в воздухе последний сложный манёвр, и тут он неожиданно для всех падает на землю.

Циркачи быстро забирают невесомое тельце Пети и уносят его за кулисы. Чтобы отвлечь внимание зрителей от случившегося, на арену выбежали клоуны. Они стараются развеселить публику, но расстроенные зрители покидают цирк. Сквозь шум, издаваемый толпой, слышится плач и отчаянный крик Верочки: «Ай, мальчик! Мальчик!» Девочка долго не может успокоиться даже после того, как её вместе с братом и сестрой привезли домой.

А что же Петя? Его переломанные рёбра и разбитую грудь обмотали тряпками и после этого оставили на тюфяке в безлюдном цирке. И только Эдвардсу небезразличен бедный ребёнок. Он единственный, кто остался возле умирающего мальчика. У потрясённого клоуна снова начался запой: недалеко от него стоит пустой графин от спиртного.

На следующий день в афише уже не значился номер с маленьким акробатом. И это не удивительно, ведь Пети к тому времени не стало в живых. На этом заканчивается повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание её не столь красочно, как полная версия произведения Григоровича. Всем, кого заинтересовала эта печальная история, рекомендуется прочесть её полностью.

«Гуттаперчевый мальчик»: отзывы читателей

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.

Гуттаперчевый мальчик

За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдварде, вступивший в "период тоски", за которым последует период тяжкою запоя. Эдварде - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы еще два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, "гуттаперчевый мальчик", подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История "гуттаперчевого мальчика" была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощечину. Одним словом, Петя был "не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком".

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Еще бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен еще зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг "что-то сверкнуло и завертелось <...> в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену".

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: "Ай, мальчик! мальчик!"

Дома детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер "гуттаперчевого мальчика" - его уже не было на свете.

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» - его уже не было на свете.

Пересказал