Пророк иезекииль житие. Пророк иезекииль увидел спаса в силах. Пророк, поселившийся на Холме весны

Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями.

В плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем - таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом - подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее "подобие Человека", а вокруг Него радуга (Иез. 1, 4-28).

По толкованию отцов Церкви, пресветлое "подобие Человека", сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; четыре животных прообразовывали четырех евангелистов, колеса со множеством очей - части света со всеми народами земли. При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля. Пророк Иезекииль возвестил народу израильскому, находившемуся в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.

Особенно важны два знаменательных видения пророка - о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком "вратами затворенными", которыми прошел только Один Господь Бог (Иез. 44, 2). Видение о сухих костях на поле - прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез. 37, 1-14).

Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.

За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.

Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет - будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии - его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3, 20; 18, 21-24).

Иезекии́ль (ивр. יְחֶזְקֵאל‎, Й’хезкэль, «Господь укрепит») - один из четырех «великих пророков» Ветхого Завета. Его называют современником пророков Иеремии и Даниила.

Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился около 622 года до н. э. в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему исполнилось 25 лет, он в 597 году, за 11 лет до разрушения Иерусалима, во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, был уведен в плен вавилонский вместе с царем Иоакимом и многими другими иудеями.

В плену пророк Иезекииль жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. В плену он не был стеснен: имел жену (она умерла на 9-м году плена – около 587 г., но Бог запретил ему оплакивать ее – Иез. 24:16-23), имел свой дом (Иез. 3:24), принимал там иудейских начальников и передавал им волю Божию (Иез. 8:1). Также в его доме собирались иудеи побеседовать о вере и послушать его речи.

На 5-м году своего пребывания в вавилонском плену, на 30-м году жизни, священник Иезекииль был призван к пророческому служению. В видениях ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества.

Пророческое служение Иезекииля начинается с видения славы Божией. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем - таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом - подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле восседало "подобие Человека", а вокруг Него радуга (Иез. 1:4-28). С этого престола Господь дал ему съесть свиток, на котором было написано: "плач, и стон, и горе". Пророк съел этот свиток и почувствовал в устах своих сладость, как от меда.

При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому: «Посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным…с огрубелым лицем и жестоким сердцем…» (Иез. 2:3-5). С этого времени началось пророческое служение Иезекииля.

Видение это, по объяснению святых отцов, было прообразом четырёх евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному. Пресветлое "подобие Человека", сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; колеса со множеством очей - части света со всеми народами земли.

После того, как пророк проводит семь дней в изумлении, Господь говорит, что он отныне страж дома Израилева, что он будет говорить и обличать. С этого момента из уст избранника Божия раздавались пророческие слова, предсказывающие о надвигающемся горе и страданиях избранного народа. Такая участь постигнет избранный народ за то, что он забыл своего Бога и поклоняется чужим богам. Иезекииль подобно своему современнику пророку Иеремии предсказывал евреям о разрушении Иерусалима и убеждал их покориться воле Божией. Из далекой страны плена он изображал взятие и разрушение Иерусалима с такими подробностями, как будто все это он видел своими глазами. Но пророк не только обличает евреев, он утешает и ободряет пленных своих братьев. Он убеждает их в том, что еврейский народ, несмотря на тяжкое наказание Божие, все-таки останется избранником Божиим. Своими страданиями он должен очиститься от грехов, а затем выполнить возложенную на него миссию, которая заключается в распространении среди языческого мира веры в Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.

Особенно важны два знаменательных видения пророка - о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком "вратами затворенными", которыми прошел только Один Господь Бог (Иез. 44:2). Видение о сухих костях на поле - прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез. 37:1-14).

Святой пророк Иезекииль по вдохновению принимает на себя ряд испытаний, чтобы разделить страдания своего народа. Так он свыше года (430 дней) спит с кирпичом, на котором написано имя Иерусалима. Затем он ест лепешки, испеченные на коровьем навозе (Иез.4:15). Затем он обривает свою голову (Иез.5:1). В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез.24:18).

Иезекииль был «знамением» для Израиля (Иез. 24:24) и в словах, и в делах, и даже в личных испытаниях (подобно Осии, Исайе, Иеремии). Но прежде всего он провидец. Хотя в книге описаны только четыре видения, они занимают значительное место (гл.1-3,гл.8-11,гл.37,гл.40-48).

За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Было это около 571 года до н. э. . Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Сейчас могила святого Иезекииля находится в Ираке в Эль-Кифль.

Двадцать два года Иезекииль нес тяжелое пророческое служение. В отличие от многих других пророков, служение Иезекииля от начала до конца проходило вне Святой Земли. Его пророчества записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию. По содержанию книгу пророка Иезекииля можно разделить на несколько частей:

    пророчество о суде над Иерусалимом (гл.1-24);пророчество о семи языческих народах (гл.25-32);пророчества, написанные после падения Иерусалима в 587 году (гл.33-39);пророчество о новом Иерусалиме (гл.40-48), написанное в 70-х годах VI века.

Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет - будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии - его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3:20; Иез. 18:21-24).

Один из четырех великих пророков Ветхого Завета .

Пророчества Иезекииля отличаются богатством таинственных символов и видений. К служению пророческому он призван был видением, в котором предстал перед ним божественный муж, на таинственном престоле, укрепленном на кристаллоподобном своде и поддерживаемом головами четырех крылатых животных (Иез. 1, 4 -28). Дар пророчества воспринят был им чрез съедение книжного свитка, на котором значилась надпись: "плач, и стон, и горе". Величественное видение поля с иссохшими костями, восставшими к новой жизни, было наглядным изображением восстановления и освобождения изральского народа. Пророчества Иезекииля заканчиваются видением нового храма, нового Иерусалима и нового раздела Земли Обетованной. Все эти символы и видения имели в виду пробуждение народа, который или относился равнодушно к простым проповедническим речам, или слушал пророка лишь как "забавного певца с приятным голосом и хорошо играющего музыканта".

Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей , молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев . Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.

По древнему преданию, он был убит одним из иудейских князей за изобличение его в идолопоклонстве . Привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама. Его гробница находится в современном Ираке , в городе Кифль (южнее Багдада). Пророк Иезекииль почитается мусульманами , упомянут в Коране как Зуль-Кифль .

История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем и занимающей третье место в ряду книг великих пророков.

Тропарь Иезекиилю

Пророче Божий Иезекииле, / предзревый затворенная Духом врата / и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, / Того моли, молимся, / да отверзет дверь милости Своея / и спасет души благочестно поющих память твою.

Литература

  • соч. Иеронима т. XXV, Феодорита Кирского т. LXXXI и др. (в изд. Миня);
  • Hävernick, "Commentar zu Ezechiel" (1843);
  • Keil, "Der Prophet Ezechiel" (1886);
  • Currey, "Ezechiel, Commentary and critical notes" (Л., 1876);
  • Trochon, "Ezechiel" (1880).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Имя святого Иезекииля, жившего на рубеже VII-VI веков, означает «Бог крепок» или «Господь укрепит». Это один из величайших пророков Ветхого Завета и современник Иеремии и Даниила. Пророк Иезекииль, фото которого будет представлено ниже, родился в городе Сарире, был священником, как и его отец Вузия, а также приверженцем установлениям Закона и Храма. Его родословная идет из колена Левиина. Когда ему было 25 лет, Навуходоносор впервые завоевал Иерусалим. И этого пророка, как и царя Иехонию со всем его двором, знатными вельможами и подчиненными в количестве 10 тысяч человек отправили в вавилонский плен. В это же время из вывезли всю драгоценную

Житие пророка Иезекииля

Пророк поселился в Тель-Авиве, где протекала крупная судоходная река Ховар, которая проходила в 60 км от Вавилона. Он не был стеснен, и у него даже была жена, которая умерла через девять лет плена от язвы. Для иудеев-изгнанников дом Иезекииля стал духовным центром, куда стекались они толпами, чтобы услышать Божие откровения.

Через пять лет плена пророк Иезекииль, молившись на берегу реки, получил откровение и стал свидетелем величия Славы Господа.

Откровение

Колесница из четырех крылатых херувимов несла Бога. Херувимы имели четыре лика: льва, орла, быка и человека. У каждого было по четыре крыла, два из которых были устремлены к верху, а два покрывали их тела. Не оборачиваясь, они шли туда, куда хотели. Когда они шли, то шум был как во время сильной грозы. А между ними было яркое свечение, подобное молнии и огню. Возле этих небесных существ было четыре колеса с ободьями, на которых были глаза. Они двигались вместе. Над ними был свод кристалла, а над сводом будто бы из сапфира престол, а на нем восседало подобие человека в пылающем металлическом огне, вокруг которого шло сияние, похожее на радугу.

Иезекииль упал лицом на землю и тут услышал глас Божий, который повелел ему встать и пойти к израильтянам, возмутившимся против Него. Потом к пророку простерлась рука со свитком, и он увидел слова: «Плач, и стон, и горе». Тогда было велено ему съесть свиток, и тогда он ощутил мед на устах своих. Святой Дух поднял его, и он услышал позади шум крыльев херувимов и глас, восхваляющий имя Господа.

Святой пророк Иезекииль

После этого он вернулся домой и был семь дней вне себя от изумления, пророк не мог даже говорить. Через срок Иезекииль опять услышал глас Господа, который обратился к нему и сказал, что поставил его стражем дома Израилева, и что теперь он должен слушать Его и через Него вразумлять его народ. Так Бог возложил на пророка ответственность за тех, к кому он был послан.

22 года был в непрестанном бдении Пророк Иезекииль, взиравший с высоты своего духовного состояния, постоянно обращенный к Богу. Словами и символическими жестами он пророчествовал и предупреждал, что Иерусалим падет окончательно, так как накажет Господь его грешный народ. Но когда это произойдет, Иезекииль будет для народа утешением и объявит о прощении и грядущем возрождении.

Пророческие состояния

После очередного видения Славы Господа пророк Иезекииль, пораженный немотой, уединился в своем доме. Взяв кирпич, он нарисовал на нем стены иерусалимские и осаду вокруг них. Потом Бог велел лежать ему сначала 390 дней на левом боку, а потом 40 дней на правом, получилось число 430 - годы египетского плена.

Иезекииль в это же время принимал пищу презренную и очень скудную, испеченную на коровьем навозе, чтобы на себе показать беззаконие Израиля, который ожидало изгнание. Он предсказывал и то, что лишь немногие из людей спасутся.

Храм Божий

В шестой год изгнания пророк Иезекииль увидел того самого огненного человека на колеснице, который взял его, перенес во внутренние ворота Храма Иерусалима и показал, как иудеи водрузили статую Астарты во времена Манасии и предавались нечестивому действию.

И Слава Бога, которая пребывала там, отправила в этот город человека, одетого в лен, чтобы тот поставил знак на теле у тех, кто плачет о совершающихся мерзостях, и чтобы бросить пригоршни угольев, взятых из под херувимских колес, и бросить на город. Когда все так и было сделано, Слава Божия, несомая крыльями херувимов, отошла от Храма и от города.

Видения

Видение закончилось, Дух возвратил его в Халдею. Святой пророк рассказал своим изгнанникам все, что он видел. Он заставил их проломать в стене дыру, так как это было предзнаменованием изгнания народа Иерусалима, а царь иудейский Седекия будет пленен прямо возле прорубленной стены города. Через время все так и сбылось. Он также предсказывал, что страна будет разорена, и что все признают истинного Бога. Потом он обличил лжепророков.

Когда гнев Бога утихнет, очищенный испытаниями народ будет примирен с Богом вечным Заветом.

В предзнаменовании пророк предсказывает, что после примирения никто не будет отвечать за грехи предков, как это было в Ветхом Завете, но каждый будет судим таким, каким предстанет перед Богом. И если грешник будет каяться в своих грехах, отречется от них и обратиться к Богу, то будет жив и не умрет. Потому как Господь не хочет смерти грешника.

Святой пророк обещает народу иудейскому, что после срока изгнания, посланного Господом в наставление, Он обособит иудеев по отношению к другим народам и народностям.

Новые пророчества

Через 14 лет пророчества Иезекиилю снова было видение, где его перенесло в Палестину, и некий муж давал разные измерения на постройку Храма Господа. А потом он увидел этот Храм и услышал глас Господа: «Это место престола Моего…». Господь велел ему записать все его размеры, чтобы сыны Израилевы раскаялись и следовали верно по велению нового Закона и построили Храм Божий.

Он добавил, что врата Храма с восточной стороны, через которые вошла Слава Божия, должны быть закрыты на много веков до того времени, когда появится новый Давид, князь-мессия сядет в них, чтобы есть хлеб перед Богом

Видение о Храме Божием показало освобождение рода человеческого от вражией работы и устройства Церкви Христовой через Сына Божия, посланного во искупление человеческих грехов и воплотившегося через Пресвятую Деву Марию, пророком именуемую «вратами затворенными», которыми прошел только Господь.

Известно, что святой ветхозаветный пророк изгнал нечестивых людей из колена Гадова, послав на них змей. Он также предсказывал им то, что они не раскаются и поэтому не вернутся на землю их отцов. Не желая больше слушать обличительные пророчества Иезекииля, они побили его камнями.

Однажды Иезекииль обличил одного еврейского князя в идолопоклонничестве, и тогда ему пришлось претерпеть страшную казнь. Было приказано привязать тело пророка к диким коням, которые разорвали его на четыре части. Но нашлись благочестивые евреи, которые собрали куски растерзанного тела пророка и похоронили его на поле Маур в гробнице прародителей Авраама Сима и Арфаксада, близ города Богдадад.

День святого пророка: Иезекииль и память о нем

Этот древний пророк имел от Бога дар чудотворения, как и последний ветхозаветный Молясь перед Господом, однажды он разделил реку Ховара, и таким образом евреи смогли перейти на противоположную сторону, чтобы избежать преследования халдеев. А когда наступил голод, он вымолил у Бога пищу для голодающих.

Святитель обратил внимание верующих на слова из книги пророка Иезекииля, в которой написано, что праведник, который, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить, и умрет во грехе, будет судим за грех и подлежит наказанию. А грешник, который раскаивается в своих грехах, умрет в прощении, и ему не воспомянутся Господом грехи.

Акафист пророку Иезекиилю начинается с молитвы: «Пророче Божий Иезекииле, предзревый затворенная Духом врата и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, Того моли, молимся, да отверзет дверь милости Своей и спасет души благочестно поющих память твою».

Пророк Иезекииль и его книга.

Личность пророка Иезекииля.

«Иезекииль» в переводе означает «Бог укрепит, предаст силы».

Иезекииль был иерусалимским священником, сыном Вузия, и на родине принадлежал к городской аристократии. Попал в вавилонский плен с Иехонией и первой партией израильтян в составе 10 тысяч человек около 597 года до Р.Х. В Вавилоне жил в местечке Тель-Авив (недалеко от вавилонского города Ниппур) у реки Ховар (Кебару), которая, по сути, была и не рекой, а каналом. По преданию его выкопали иудейские переселенцы по распоряжению Навуходоносора и использовали для орошения, направляя по нему воды из реки Евфрат.
В плену он не был стеснен: имел жену (она была ему большим утешением, но умерла на 9-м году плена – около 587 г. Бог запретил ему оплакивать ее – 24:16-23), имел свой дом (3:24), принимал там иудейских начальников и передавал им волю Божию (8:1) [Мицкевич В. Библиология]. Также в его доме собирались иудеи побеседовать о вере и послушать его речи.

Около 593 г., в 5-й год пленения, Иезекииль был призван к пророческому служению (1:2), видимо, в возрасте 30 лет (Числ.4:30).

В своей книге Иезекииль указывает точные даты событий, считая точкой отсчета начало своего пленения. Последняя дата в книге – 571 г. (29:17), после которой, видимо, он вскоре скончался. Из книги более ничего о жизни пророка не известно.

Предание (переданное св. Епифанием Кипрским) гласит, что Иезекииль был чудотворцем: избавил переселенцев Тель-Авива от разгневанных халдеев, переведя их как посуху через Ховар. А также спас от голода. Предание же сохранило название родного города пророка – Сарир. В юности (свидетельствует свт. Григорий Богослов) Иезекииль был слугой Иеремии, а в Халдее – учителем Пифагора (свт. Климент Александрийский. Строматы, 1, 304). Предание описывает и смерть пророка: убит князем своего народа за обличение в идолопоклонстве, похоронен в гробнице Сима и Арфаксада на берегу Евфрата близ Багдада [А.П.Лопухин].

В отличие от многих других пророков, служение Иезекииля от начала до конца проходило вне Святой Земли.

Иезекииль был боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, его смысла в системе Божественного Промысла об Израиле. Скорее всего, он писал сразу (а не произносил) большую часть своих пророчеств для распространения в народе (2:9). Только иногда пророк говорит (24:6; 8:1; 14:1). Но вообще «язык его был привязан к гортани и он был нем» (3:27). Гораздо чаще прибегал к символическим действиям.

Призвание к служению.

Бог призывает Иезекииля в 5-й год плена, около 592 г. до Р.Х. Последняя дата, указанная в книге – 571 г. (29:17). Т.о. время служения пророка – около 22 лет.
Описано призвание Иезекииля в 1-3 главах. Здесь мы видим невероятно сложное описание того, что он увидел на реке Ховар, а именно видение подобия Славы Божией. После видения Господь призывает Иезекииля на служение и говорит: «Посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным…с огрубелым лицем и жестоким сердцем…» (2:3-5). К нему простирается рука, держащая свиток, который разворачивается перед ним и на котором написано: «плач, и стон, и горе». Пророк получает повеление съесть этот свиток, и он съел его, и было в устах его «сладко, как мед». И снова Господь обращается к пророку: «Встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами; ибо не к народам с речью невнятною и с непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву … а дом Израилев не захочет слушать тебя…не бойся их и не страшись перед лицем их, ибо они мятежный дом» (3:4-9).

После того, как пророк проводит семь дней в изумлении, Господь говорит, что он отныне страж дома Израилева, что он будет говорить и обличать. Если он обличит беззаконника в грехах, и тот не отвратится от грехов своих и погибнет, то пророк чист от крови его. Но если он не будет говорить ему слова Господа, и тот погибнет, то кровь его на пророке, беззаконие грешника обратится на него. Господь поставляет судьбу пророка в зависимости от судьбы тех людей, к которым он посылается, и говорит, что исполнение того, что ему поручается, вне его власти, но говорить и пророчествовать, т.е. рисковать жизнью, он должен, даже не имея никакой надежды быть услышанным [иер. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета].

Цель служения.

Определяя основную цель служения пророка Иезекииля, необходимо обозначить два периода этого служения, ибо в каждый из них цель менялась. Первый период – до разрушения Иерусалима и Храма: пленники считали себя невиновными, не осознавали причин столь тяжкого для них наказания, надеялись на скорый конец страданий. Здесь Иезекииль восстает против бесплотных надежд, предрекает разрушение Иерусалима, показывает, что иудеи сами виноваты в своих бедах.

После падения города и Храма Иезекииль пытается утешить павших духом соплеменников, проповедуя близкий конец плена, будущее обновление Иерусалима и Храма, где тогда будет Сам Господь.

Иезекииль был «знамением» для Израиля (24:24) и в словах, и в делах, и даже в личных испытаниях (подобно Осии, Исайе, Иеремии). Но прежде всего он провидец. Хотя в книге описаны только четыре видения, они занимают значительное место (гл.1-3,гл.8-11,гл.37,гл.40-48).

Происхождение книги пророка Иезекииля.

Книга рождалась, очевидно, весь период служения пророка Иезекииля: в течение жизни он «записывал» (24:2), но окончательно собрал не ранее 27 года плена (29:17 – самая поздняя дата книги).

Иудейское предание говорит, что книгу собрала и издала великая синагога.

Премудрый Сирах ссылается на Иезекииля (49:10-11 – Иез. 13:13, 18:21, 33:14, 38:22).

В самой книге есть доказательства авторства Иезекииля: повествование от первого лица, язык с признаками арамейского влияния и пребывания евреев в плену (в исторических обозрениях языка библейских писателей периоду вавилонского плена приписываются особые черты, которые присутствуют и в писаниях Иеремии, Даниила, Ездры, Неемии, а также у Иезекииля), соответствующее современной пророку эпохе содержание.

Особенности книги.

1)Одна из важнейших особенностей книги – ее символизм и описание необычных видений – видна уже с первых строк: глава 1 написана в апокалиптическом стиле. Иезекииль считается родоначальником еврейской апокалиптики.

Апокалипсис – это разновидность пророчества, которому присущи следующие черты [свящ. Лев Шихляров]:

Особый язык: символы, гиперболы, фантастические образы;

Написание в моменты величайших страданий, катастроф, гонений на веру, когда настоящее столь безотрадно, что все чаяния людей обращаются к далекому будущему и даже к концу времен (эсхатология глав 37-48).

Передача атмосферы ожидания скорейшего конца истории, суда Божия над народами и зримого воцарения Ягве «на земле и на небе».

Есть мнение, что апокалиптические аллегории были придуманы ради шифрования от «внешних».

Книга пророка Иезекииля предвосхищает т.н. апокалиптическую литературу более позднего времени (Дан., Откр.), изобилуя таинственными символами, своеобразными речами (33:32), созерцанием тайн Господних в состоянии «восхищения», притчами (20:49), символическими действиями, которые Иезекииль совершал чаще, чем все другие пророки (4:1-5:4, 12:1-7, 21:19-23, 37:15).

2)Священнический колорит книги: любовь к Храму, богослужению и обрядности (гл.8 и 40-44).

3)Печать вавилонского происхождения:

Язык изобилует арамеизмами, обнаруживает упадок еврейского языка, что напоминает о том, что Иезекииль жил в чужой стране;

Есть спорное мнение, что херувимы у Иезекииля появляются под влиянием ассиро-вавилонских крылатых львов и волов.

4)Возвышенный слог (Иезекииля даже называют «еврейским Шекспиром»).

Символизм речей и действий.

Пророк Иезекииль широко и не частично, не отрывочно пользуется символами, он до конца доводит символическое изображение и обнаруживает совершеннейшее знание символизируемого и символизирующего. Например, знание Тира и корабельного дела (гл.27), архитектурного устройства (40:5-гл.43), последней войны и описания военного поля с костями павших (гл.39).

Иногда его символы вышеестественны и богооткровенны (гл.1), поэтому нужно быть очень осторожным в их осмыслении, нельзя понимать книгу пророка Иезекииля буквально. По свидетельству блж. Иеронима и Оригена, у иудеев книгу Иезекииля запрещено было читать до достижения 30-летнего возраста.

За таинственность и символизм христианские толкователи назвали ее «океаном или лабиринтом тайн Божиих» (блж. Иероним).

Иезекииль – «удивительнейший и высочайший из пророков, созерцатель и толкователь великих таинств и видений» (свт. Григорий Богослов).

Блж. Феодорит назвал книгу этого пророка «глубиной пророчества».

Среди исследователей апологетического направления есть точка зрения, согласно которой Иезекииль намеренно вводит символику, чтобы противопоставить ее ассиро-вавилонской символике, которая окружала иудеев в плену. Православные толкователи не согласны с этим, утверждая, что символы и образы Иезекииля нося библейский характер, написаны на ветхозаветном языке, изъясняются из Ветхого Завета, а не с помощью языческой символики.

А такая любовь пророка к символам, проявляющаяся и в стиле, и в речи, скорее всего, объясняется спецификой его слушателей, которые не хотели слушать. Поэтому Иезекииль не останавливается ни перед какими образами, неприятными для слуха, лишь бы отвлечь слушателей от порока, лишь бы устрашить беззаконников, лишь бы достучаться (гл.4, гл.16, гл.23).

Каноническое достоинство книги.

О каноничности книги пророка Иезекииля свидетельствуют:

Премудрый Сирах, упоминающий среди других священных ветхозаветных писателей Иезекииля (Сир.49:10-11 = Иез.1:4,13:13, 18:21,33:14);

Новый Завет: часто ссылается на Иезекииля, в частности Апокалипсис (гл.18-21 – Иез.27:38; 39; 47 и 48 глл.);

В дальнейших христианских соборных и отеческих исчислениях книга пророка Иезекииля занимает свое место в каноне Священных книг;

Иудейский канон тоже признает книгу Иезекииля.

Толкования.

Ориген: сохранились только 14 гомилий (не переведены на русский), остальные труды его по истолкованию Иезекииля утрачены;

Прп. Ефрем Сирин истолковал книгу (но не всю) в буквально-историческом смысле;

Блж. Феодорит толковал, но тоже не всю книгу, и его работа не переведена на русский;

Блж. Иероним истолковал всю книгу исторически и тропологически;

Свт. Григорий Двоеслов написал таинственно – пророческое толкование 1-3 и 46-47 глав.

В русской богословской литературе :

Статья Ф.Павловского-Михайловского. Жизнь и деятельность святого пророка Иезекииля (1878 г.);

Статья архим. Феодора. Святой пророк Иезекииль. (1884 г.);

Экзегетические монографии на первую главу:
Скабаллановича (1904) и А.Рождественского (1895).

Композиция.

А) Четыре части [Виктор Мельник. Православная Осетия]:

1)пророчество о суде над Иерусалимом (гл.1-24);

2)пророчество о семи языческих народах (гл.25-32);

3)пророчества, написанные после падения Иерусалима в 587 году (гл.33-39);

4)пророчество о новом Иерусалиме (гл.40-48), написанное в 70-х годах 6 века.

Б) Три части [П.А.Юнгеров]:

1)1-24 главы: 1-3 главы – призвание и 4-24 – речи, произнесенные до падения Иерусалима с целью показать законность и неизбежность гибели;

2)25-32 главы: речи на иноземные народы после падения Иерусалима, произнесенные в разные годы жизни Иезекииля;

3)33-48 главы: речи и видения об иудейском народе после падения Иерусалима с целью утешить евреев обещанием будущих теократических даров и благ.

В) Пять частей [иер. Геннадий Егоров]:

1)Призвание (гл.1-3);

2)Обличение иудеев и предсказание падения Иерусалима (4-24);

3)Пророчества о других народах (25-32);

4)Обетование возвращения из плена, дарования Нового Завета (33-39);

5)Видение нового устройства Святой Земли, Иерусалима и Храма (40-48).

Г) Исследователь Э.Янг, кроме деления на части, сделал подробный анализ содержания глав каждой части, который может быть весьма полезен при изучении книги:

1)Пророчества, произнесенные до падения Иерусалима (1:1-24:27):

1:1-3:21 – введение – видение Славы Господней на 5-м году пленения, около 592 г. до Р.Х.;

3:22-27 – второе видение Господней Славы;

4:1-7:27 – символическое изображение разрушения Иерусалима: осада (4:1-3), наказание за грехи (4:4-8), символизм пищи как последствия осады, что ждет город и в чем его вина (5:5-17), дополнительные пророчества о наказании (гл.6-7);

8:1-8 – богодухновенное перенесение в Иерусалим и созерцание его гибели;

9:1-11 – наказание Иерусалима;

12:1-14:23 – Господь оставляет город за неверие и следование лжепророкам;

15:1-17:24 – неизбежность и необходимость наказания;
-18:1-32 – любовь Бога к грешникам;

19:1-14 – плач о князьях Израиля;

2)Пророчества против чужеземных народов (25:1-32:32):

Аммонитян (25:1-7);

Моавитян (25:8-11);

Едомлян (25:12-14);

Филистимлян (25:15-17);

Жителей Тира (26:1-28:19);

Жителей Сидона (28:20-26);

Египтян (29:1-32:32);

3)Пророчества о восстановлении, произнесенные после взятия Иерусалима Навуходоносором (33:1-48:35):

33:1-22 – о Новом Завете, о любви Бога к грешникам; а также официальные наставления о пророческой миссии;

34:1-31 – настанет время, когда народ признает Господа и в его среде появится истинный пророк;

35:1-15 – опустошение Едома;

36:1-38 – возрождение израильского народа;

37:1-28 – о видении пророком поля костей как символа воскресения Израиля и мира;

38:1-39:29 – пророчество о Гоге и Магоге.

Главы 37-39 представляют собой единое целое: после 37 главы возникает вопрос, а может ли кто-то разорвать связь евреев с Богом? Ответ возможно найти в 38 и 39 главах: такие враги будут, но Господь не оставит евреев, ибо с ними – вечный завет, а врагов Бог уничтожит. Т.е. данные главы должны послужить утешением народу.

38:8 описывает время появления врагов (как и 38:16)(ср. Деян.2:17, Евр.1:1-2, 1 Пет.1:20, 1 Ин.2:18, Иуд.18). Т.е., когда наступят последние дни и Израиль утвердится в своей земле (38:8), появится обетованный Мессия, и Божия Скиния будет среди людей (48:35), когда воплотившийся Сын Божий принесет мир ценою Креста, тогда появится враг, который попытается погубить тех, за которых Он умер. Но Бог поможет одержать победу.

Пророк Иезекииль говорит ветхозаветным языком, используя соответствующие образы: о враге после обетованного искупления он пишет через символическое описание великого союза, вобравшего в себя силы зла, обыгрывая современный ему союз государств, которые стремились уничтожить народ Божий (во главе с Гогом). Этот союз стал символом тех, кто будет противостоять Господу и искупленным Им.

Символ, изображающий поражение этих врагов: Израиль семь лет будет сжигать оружие врагов и семь месяцев погребать их погибших.

Народы, объединившиеся против Израиля, толкуются неоднозначно: возможно, Иезекииль имеет в виду Гагайю (или Кархемис), говоря о главе сговора, производя от этого названия имена «Гог» и «Магог». Возможно, это народы мосхи и тибарены. А может быть – Эфиопия, Ливия, Гомер (или киммерийцы), Фогарм (нынешняя Армения).

Скорее всего, пророк не описывает никакого исторического события здесь, а просто имеет в виду утешить народ Божий, подразумевая, что Бог гораздо сильнее самого мощного врага.

40:1-48:35 – видение Церкви Божией на земле, символически представленной картиной храма.
Пророк должен был не только обличать, но и утешать. Поэтому он напоминает о грядущем спасении. А будучи священником, он использует символику священнического служения, подробно описывая устройство храма и богослужения.

Это место, как и всю книгу пророка Иезекииля, не нужно понимать буквально (иначе, скажем, из главы 48 можно вывести, что храм должен быть за пределами Иерусалима).
Кульминация здесь в конце – в словах «Господь там». Эти слова выражают суть времени, когда Богу будут поклоняться в истине.

Пророк не говорит ни слова о земном храме в этом месте, о земном первосвященнике: поклонение будет в духе и истине.

Т.о. здесь описан мессианский век, когда Господь будет пребывать посреди Своего народа. Это место книги пророка – проповедь о Христе.

1)Видение Славы Господней и призвание к служению (1-3);

2)13 обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (4-24);

3)Обличительные речи против язычников: соседей иудеев (25), Тира (26-28, причем в 28:13-19 царь Тира представлен как олицетворение дьявола (ср.Ис.14:5-20);

4)Пророчество о Египте (29-32);

5)Новые обязанности Иезекииля после падения Иерусалима как утешение и подкрепление (33);

6)Господь – Пастырь возрожденного Израиля (34);

7)О наказании Идумеи;

8)О возрождении Израиля (36);

9)Оживление сухих костей как прообраз возрождения Израиля и всеобщего Воскресения (37);

10)Апокалиптические пророчества о врагах Церкви, об истреблении полчища Гога (38-39, ср. Откр. 20:7);

11)О новом вечном Царстве Божием и новом храме (40-48; Откр.21);

12)Пророчества последних 14-ти глав – о последних временах – имеют общие черты с таинственными видениями Даниила и Апокалипсиса, не все еще исполнились, поэтому эти места следует толковать с особой осторожностью.

Некоторые видения, пророчества, символические действия.

Видение подобия Славы Божией :

Это было первое видение пророка Иезекииля. Сразу после этого Бог призывает его на служение. Описано в начальном отделе книги (гл.1-3). Видение подобия Славы Божией и видение обновленной Святой Земли (в заключительной части книги пророка) исключительно сложны для толкования.

Вот как описывает то, что довелось увидеть пророку Иезекиилю епископ Сергий (Соколов):

«Пророк увидел большое грозное облако, движущееся с севера, вокруг него было необыкновенное сияние, внутри – «как бы свет пламени из средины огня» и в нем – подобие четырех животных с четырьмя лицами и четырьмя крыльями и руками у каждого животного, при одной голове. Лицо каждого было подобно человеческому (спереди), львиному (с правой стороны), лицу тельца (с левой стороны) и орла (на обратной по отношению к человеческому лицу стороне)» [Иер. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета].

Созерцает пророк Иезекииль Самого Бога на престоле (1:26-28). Причем в отличие от подобных видений Исайи (гл.6) и Михея (сына Иемвлая – 3 Цар.22:19), видение пророка Иезекииля поражает своею грандиозностью и символизмом.

Что касается толкования сего таинственного видения, после которого пророк Иезекииль «семь дней был в изумлении» (3:15), как уже было сказано выше, здесь нужно быть крайне осторожными и руководствоваться учением Церкви. Так, по традиции отцов и учителей Церкви, под четырьмя лицами животных и очами неземных колесниц, обращенных на четыре стороны света, принято понимать всеведение и власть Бога, управляющего миром через Своих служителей – Ангелов. А также четыре лика – это четыре Евангелиста.

Свод небесный и твердь – это небесная твердь, которую Бог создал во второй творческий день для разделения небесных и земных вод (Быт.1:6). Престол Божий находился выше или вне этой тверди. Радуга – символ Завета Бога со всем человечеством, не только с евреями (Быт.9:12).

Смысл видения в отношении современников пророка – ободрить, ибо видение позволяло осознать величие и всемогущество Бога, не ограничивающееся пределами. Это должно было напомнить пленникам, что и в земле переселения они находятся под Его властью и поэтому должны сохранять Ему верность, не терять надежды на спасение, сохраняя себя в чистоте от языческого нечестия. [иер. Геннадий Егоров].

Церковь видит и мессианское значение в этом отрывке, согласно которому «сидящий на престоле» — это Сын Божий, колесница – Божия Матерь, которая в церковных песнопениях названа «колесницею Солнца Умного», «Огнеобразной колесницей».

После видения Господь призывает Иезекииля на служение. К нему простирается рука, держащая свиток, который разворачивается перед ним и на котором написано: «плач, и стон, и горе» (2:10). Пророк получает повеление съесть этот свиток, и он съел его и было в устах его «сладко, как мед», притом, что такие страшные были написаны слова на этом свитке.
М.Н.Скабалланович замечает, что в книге пророка Иезекииля есть много материала для библейского богословия:

В частности, глава первая дает важные сведения по христианской ангелологии. Ученый утверждает, что ни у кого так подробно не сказано о херувимах;

Пророк Иезекииль как никто до него говорит о Боге, раскрывая Его со стороны Его «святости», трансцендентности. У пророка Исайи Бог влечет к Себе сердце, дает отрадное упование. У пророка Иезекииля Бог заставляет неметь перед Собою человеческую мысль, но есть что-то сладостное в этом священном ужасе. Также Иезекииль первый столь точно разграничивает то, что в Боге доступно человеческому пониманию, а что недоступно даже наименованию: глава 1 описывает Бога, а в 2:1 говорится, что пророк видел только видение «подобия славы Господней»;

Пророк Иезекииль созерцает «сияние вокруг Бога» (1:28). Скабалланович говорит, что только с этого видения Иезекииля возможна речь о Боге как Свете;

Бог дает знать Себя прежде всего как неопределяемый ничем и никем голос, звук. Божественный шум («голос с тверди» 1:25) отличается от шума явления херувимов.

Философско – историческое значение главы 1 книги пророка Иезекииля : освещение Вавилонского плена как возвышенной поворотной точки ветхозаветной истории, которая, наряду с потерей рая, дарованием Синайского законодательства и концом видимого мира, вызывает явление Бога на землю, причем отличается от других явлений Бога тем, что здесь Он является в сопровождении херувимов.

Видение беззакония Иерусалима. Второе видение Славы Божией :

Особенностью книги является то, что пророк живет постоянно в Вавилоне, но действие регулярно происходит в Иерусалиме. В начале этого видения он говорит, что рука Господня его взяла за волосы и перенесла в Иерусалим (Иез.8:3). Там снова является ему подобие славы Божией. И вот, он видит то, что происходит в храме. Видит через дыру в стене храма, что в храме в потаенных местах изображены разные животные, которым поклонялись в Египте и в Ассирии, видит, что там им совершают каждение старейшины дома Израилева, ему известные. Потом видит, как после восхода солнца эти старейшины поворачиваются спиной к жертвеннику Божию и поклоняются солнцу. Видит, что у ворот дома Господня сидят женщины и совершают ритуальный плач по ханаанскому богу Фаммузу. Пророк видит, что все прогнило от верха и до низа. Потом семь ангелов, шесть из которых держат оружие в руках, а седьмой имеет письменные принадлежности, обходят город: сначала тот, у которого письменные принадлежности, помечает буквой «тав» на лбу (т.е. знаком, подобным Кресту) тех, которые скорбят о творящихся мерзостях. После этого остальные шесть ангелов, имеющие в руках оружие, проходят по городу и истребляют всех тех, на лице которых нет этого крестоподобного знака.

Затем пророк снова видит явление Славы Божией: по мере того, как пророк созерцает идолопоклонников и нечестивых вождей народа, он видит, как Слава Божия отходит от своего обычного места, где ей полагалось пребывать, между Херувимами в Святом Святых. Отходит сначала к порогу храма (9:3), где останавливается на недолгое время, потом от порога храма отходит к восточным вратам (10:19) и из среды города поднимается на гору Елеонскую, на восток от города (11:23). Таким образом, храм и Иерусалим оказываются лишенными Славы Божией. Здесь предсказание евангельских событий, того, что будет предшествовать установлению Нового Завета (Лк.13:34-35; Мф.23:37). Это также исполнение предупреждения Господня, данного Соломону и народу при освящении храма (2 Пар.7), а также предостережения главы 28 Второзакония.

Т.е. подробности того, что произойдет, уже заданы давным-давно, и когда Иезекииль пророчествует, он не просто возвещает нечто новое, он напоминает, иногда буквально повторяя то, что было сказано еще Моисею [иер. Геннадий Егоров].

Символические действия .

Кроме слова, пророк Иезекииль широко использовал в своем служении проповедь делом. Благодаря этому его поведение граничило с юродством, но это была вынужденная мера, применяемая им по велению Божию, когда по-другому достучаться до народа было невозможно. Его задача была передать горестную новость о грядущей длительной осаде Иерусалима и некоторых ее подробностях:

Пророчество о гибели Иерусалима: Иезекииль ставит посреди селения кирпич (гл.4) и устраивает против него осаду по всем правилам, с постройкой укреплений, валом, стенобитными машинами. Потом Бог велит ему лежать сначала 390 дней на одном боку (в знак несения беззаконий дома Израилева) и 40 дней на другом – за беззакония дома Иуды. Определяет Бог ему и меру хлеба и воды на эти дни в предзнаменование меры еды в осажденном Иерусалиме (4:9-17).

Бог велит пророку «водить бритвой брадобреев по голове и по бороде, потом взять весы и разделить волосы на части. Третью часть сжечь огнем посреди города…третью честь изрубить ножом в окрестностях его, третью часть развеять по ветру…» (5:1-2). Это было сделано в знак того, что предстоит жителям Иерусалима: «третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от города среди тебя, третья часть падет от меча в окрестностях твоих, а третью часть развею по всем ветрам и обнажу меч вслед за ними» (5:12).

Опять пророк слышит волю Божию: «иди и запрись дома» (3:22), в знак близкой осады Иерусалима.

Проламывает на глазах всех отверстие в стене своего дома и выносит вещи – «это предвещание для начальствующего в Иерусалиме и для всего дома Израилева… в плен пойдут они…» (12:1-16).

Притчи .

1)Обличительные:

Иерусалим сравнивается с виноградной лозой Ин.15:6), которая ни на что не годится, ее можно, после сбора урожая, только сжечь, потому что она не представляет никакой ценности (гл.15);

Глава 16: Иерусалим уподобляется блуднице, которую в детстве нашел брошенную Господь, «омыл ее водою, помазал елеем, одел и обул…украсил…Но она понадеялась на красоту свою и стала блудить…и Господь за то будет судить ее судом прелюбодейц…и предаст ее кровавой ярости и ревности…»;

Глава 23: Самария и Иерусалим представлены как две сестры-блудницы.

2)Пророческие (17:22-24): притча о кедре, верх которого царь Иехония, от его потомков произойдет Христос. А «превознесенная» — это гора Голгофа (блж. Феодорит).

Пророчества, произнесенные после падения Иерусалима .

После падения Иерусалима пророк Иезекииль сменил направление своей проповеди. Еще при его призвании Господь дал ему съесть свиток, на котором были начертаны горькие слова, но который оказался сладким на вкус (3:1-3). Так и в гибели Иерусалима пророк после 573 года пытался показать своему народу и сладость: после 573 года Иезекииль говорит о перспективах будущего, о том, что Бог не навсегда отверг евреев, что соберет их и утешит многими благами. Вот некоторые пророчества этого периода:

-Пророчество о Боге Пастыре и Новом Завете :

Ввиду того, что ветхозаветное священство, призванное быть пастырями народа Божия, забыло о своем предназначении («вы слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали…а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря…» 34:4-5) так говорит Господь Бог: «Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их…соберу их из стран и приведу в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых…на хорошей пажити…и Я буду покоить их…Потерявшуюся овцу отыщу и угнанную возвращу…» (34:11- 16). Т.е. через пророка Иезекииля Бог являет Себя в новом облике Бога – Спасителя, прощающего грехи. Образ Пастыря должен был произвести на народ Божий особое впечатление. Дело в том, что овцы на востоке – предмет любви и заботы (Ин.10:1-18), поэтому, сравнивая евреев с овцами, а Себя объявляя их Пастырем (34:12), Господь дает им уразуметь, насколько Он возлюбил их и как отныне меняются отношения Бога со Своим народом: Бог – Пастырь – это уже не Ветхий Завет, а нечто новое.

«И заключу с ними завет мира (34:25); …и окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших…и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное, вложу внутрь вам дух Мой…и будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять…и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом…» (36:25-28).

Здесь, по мнению исследователей, пророк предвещает дарование Нового Завета, результатом которого должна стать перемена человека: закон станет внутренним содержанием жизни, Дух Святой будет обитать в человеке как в храме [иер. Геннадий].

В контексте 34 главы книги Иезекииля по – новому звучит Ин.10: вожди Израиля лишились функций посредников, овцы не были им более подвластны. Поэтому только духовное ослепление не дало слушателям Христа уразуметь Его проповеди [иер. Геннадий Егоров].

Но оставались среди слушающих пророка не желающие верить в обетования. Ответом этим маловерным стало видение Иезекииля тайны возрождения (глава 37). Данная глава понимается в богословской литературе неоднозначно. В исторической перспективе здесь можно видеть пророчество о том, что народ вернется на свою землю, а в пророческой – образ будущего Воскресения. Глава 37:3,9-10,12-14 является паримией, причем уникальной: она читается на утрене (обычно на утрени паримий не положено) Великой Субботы после великого славословия.

Великая битва .

В главах 38-39 пророк Иезекииль впервые ввел в Священное Писание тему эсхатологической битвы: в конце времен будет великое сражение верных с врагами Царствия Божия (Откр.19:19). Кроме прообразовательного смысла (т.е. такая битва действительно должна состояться) здесь присутствует и поучение, главную мысль которого хорошо сформулировал евангелист Матфей: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (11:12).
Имена врагов пророк, скорее всего, заимствует из преданий о воинственных царях севера: Гог – мидийский царь Гигес, Рош – царь Урарту Руса, Мешех и Фувал – племена Кавказа и Северной Месопотамии. Все они олицетворяют угрозу из дальних стран.

Видение Нового Иерусалима (главы 40-48) .
Это пророчество датируется 573 годом (40:1). В двадцать пятом году по переселении нашем (40:1) Дух Божий перенес Иезекииля в Иерусалим «и поставил на весьма высокой горе» (40:2). Этой горы на самом деле не было в Иерусалиме, это образ, обозначающий, что здесь описан идеальный Град Будущего именем «Господь там» (48:35) – т.е. там осуществится высшая цель творения, там Бог будет пребывать с людьми. Все подробности, приведенные в заключительной части книги имеют сокровенный смысл.

В исторической перспективе данные главы имели большую практическую пользу: по выражению иер. Геннадия Егорова, приведенные описания послужили как бы инструкцией для вернувшихся из плена при устройстве нового храма и возобновлении богослужения. Иезекииль был священником и помнил старый Храм.

Но все же здесь гораздо более глубокий сокровенный смысл, нежели только указания для строителей. Это описание Царствия Божия. Здесь говорится и о Христе (43:10), и о возвращении Славы Господней в храм (43:2-4). Откровение Иоанна Богослова многое заимствует из текста Иезекииля, а значит оба священных писателя говорили об одном и том же (например, Откр.4:3-4).
Новый храм имеет более стройные формы, что свидетельствует о гармоничности Града Будущего: наружная стена представляет собой идеальный квадрат (42:15-20) – эмблема гармонии и законченности, крест на четыре стороны света означает вселенское значение Дома Божия и Града.

Воскресшая ветхозаветная Церковь встречает Славу Яхве, грядущего с востока, откуда должны были вернуться изгнанники. Бог прощает людей и снова обитает с ними – это прообраз евангельского Богоявления, но отдаленный, потому что Слава еще скрыта от взоров людей.
Служение в Храме – благоговейное свидетельство того, что Бог близок, Он – Огонь попаляющий – пребывает в сердце Града.

Справедливое распределение участков земли означает нравственные принципы, которые должны лежать в основе земной жизни человечества (48:15-29). Равные доли получат и «герим» (пришельцы) – обращенные язычники (47:22).

«Князь» лишается права владеть всей землей, его власть теперь ограничена.

Пророк Иезекииль считается «отцом иудейства», устроителем ветхозаветной общины. Но Град Божий – это нечто большее, вода живая (47:1-9) есть мистико-эсхатологический план учения Иезекииля: не только устроение мира по справедливости, но и описание Небесного Иерусалима (Откр.21:16).

Воды Мертвого моря лишаются губительной силы (47:8) в ознаменование побеждающей власти Духа над несовершенной природой и злом в человеческом роде.
Устроение новозаветной земли сопровождается и четким богослужебным уставом (то же и в Апокалипсисе: старцы, престол, богослужение). Это говорит об исключительной важности богослужения и в новой Небесной реальности, которое суть согласное поклонение и славословие Богу.