Архив церкви никиты мученика в лужках. Церковь никиты мученика в лужках. Фото и описание

Храм Великомученика Никиты Готфского (Никитская церковь) в деревне Лужки - Храм Русской Православной Церкви недалеко от села Строкино Раменского района.

Как сообщает Писцовая книга, в 1623-1624 гг. церковь во имя мученика Никиты находилась в Каменском стане Московского уезда «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная» и стояла «без пения». Никитский храм в селе Строкино построен был на заболоченном месте. Народное предание гласит, что некогда в можжевеловом кусте на болоте была обнаружена Икона Святого Великомученика Никиты. Местные жители хотели было построить церковь неподалеку на более возвышенном месте, но икона чудесным образом возвращалась обратно. Храм был возведен там, где первоначально явился образ Святого. Самые ранние сведения о церкви Святого Христова мученика Никиты относятся к началу 17 века. Церковь была деревянная и стояла без пения. В середине 19 века церковь обветшала. Прихожане во главе с церковным старостой стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. Новый храм, существующий и поныне, построили к 1864 г. с двумя зимними приделами: во имя святого Архистратига Михаила и святителя Николая. Сохранился резной, вызолоченный и крашеный кармином иконостас. Храм получил большой колокол весом в 209 пудов 10 фунтов. Стараниями причта к 1893 г. были отстроены собственные деревянные дома для священно-церковнослужителей. При церкви имелись постройки: церковно-приходская школа, сторожка и сарай.

Никитский храм превратился в начале ХХ в. в центр образования для всей округи. Неподалеку от храма находится источник святого великомученика Никиты, на котором раньше служились водосвятные молебны. В начале 20 века Никитский храм становится центром образования и домом молитвы для прихожан со всей округи. Они собирались на Богослужения по Великим праздникам. Особо почитали Великомученика Никиту, Михаила Архангела и Святителя Николая.

Первые гонения на Никитскую церковь начались после большевистского переворота. В 1922 году из храма было конфисковано большое серебряное распятье и ценные оклады с икон. Отправлены были на переплавку и бронзовые купола.Колокол в 209 пудов был разбит большевиками.В такой обстановке жизнь Никитского прихода стала очень сложной. Многие местные жители боялись ходить в храм. Но до нас дошли имена тех прихожан, которые спасли церковь от закрытия и разрушения. Одна из них Раба Божия Елизавета. После войны Никитский храм вновь находится под пристальным вниманием властей. Советские чиновники хотели бы полностью прекратить жизнь церкви, для них самыми хорошими были закрытые храмы, и наиболее благонадежными священники те, кто не молился и не проповедовал.

Середина 80-х годов стала возрождением церкви Великомученика Никиты в селе Строкино и духовной жизни в округе. В храм потянулась молодежь. Усилиями настоятелей и прихожан храм отреставрирован снаружи, позолочены купола, восстановлены настенные росписи и деревянная резьба иконостасов. Все эти труды не имели бы смысла, если бы не было главного-богослужения и истинной молитвы. Более трех с половиной веков назад возведен был первый Никитский храм. Светло и радостно становится каждому православному сердцу, когда за поворотом дороги из-за леса выступает белоснежная церковь Святого Великомученика Никиты.

Одной из достопримечательностей города Раменское является городской парк, основанный в 1788 г. князем Павлом Михайловичем Волконским. Центром его является Борисоглебское озеро, в водах которого отражаются Борисоглебская (18 век) и Троицкая (19 век) церкви.

В начале 17 века в Московском уезде, в дворцовой волости Раменице на погосте у Борисоглебского озера существовала деревянная церковь во имя Св.Бориса и Глеба построенная в 1628 году вместо ветхого храма. Погост просуществовал вплоть до 1911 г.

В 1710 г. село Новорождествено (ныне город Жуковский), с деревнями Петр I пожаловал в вечное владение графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. На противоположенном берегу озера по казенному приказу Синода за 1725 г. ему было велено построить в селе Новотроицком (так тогда назывался город Раменское) вместо старой деревянной церкви - новую каменную во имя Святой Троицы, к 1730 г. она была воздвигнута из кирпича на высоком белом цоколе из известняка и освящена. В 1852 г. неподалеку был возведен новый пятикупольный храм на средства купца Павла Семеновича Малютина, владельца Раменской текстильной фабрики. В нее был перенесен престол во имя Святой Троицы, а в «маленькой» остается престол во имя Св. Бориса и Глеба.

Достопримечательность

Храм Великомученика Никиты Готфского
Никитская церковь; Никиты Мученика церковь; Никиты Готфского церковь

Страна Россия
Местоположение Московская область , Раменский район ,д.Лужки
Конфессия Православие
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль псевдорусский
Дата основания не позже XVI в.
Основные даты:

Закрыта в кон. 1930-х, открыта в 1942.

Приделы Никольский и Михаило-Архангельский

Храм Великомученика Никиты Готфского(Никитская церковь) в д. Лужки - Храм Русской Православной Церкви недалеко от села Строкино , Раменского района .

История

Как сообщает Писцовая книга, в 1623-1624 гг. церковь во имя мученика Никиты находилась в Каменском стане Московского уезда «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная» и стояла «без пения».

Никитский храм в селе Строкино построен был на заболоченном месте. Народное предание гласит, что некогда в можжевеловом кусте на болоте была обнаружена Икона Святого Великомученика Никиты. Местные жители хотели было построить церковь неподалеку на более возвышенном месте, но икона чудесным образом возвращалась обратно. Храм был возведен там, где первоначально явился образ Святого. Самые ранние сведения о церкви Святого Христова мученика Никиты относятся к началу 17 века. Церковь была деревянная и стояла без пения. В середине 19 века церковь обветшала. Прихожане во главе с церковным старостой стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. Новый храм, существующий и поныне, построили к 1864 г. с двумя зимними приделами: во имя святого Архистратига Михаила и святителя Николая. Сохранился резной, вызолоченный и крашеный кармином иконостас. Храм получил большой колокол весом в 209 пудов 10 фунтов. Стараниями причта к 1893 г. были отстроены собственные деревянные дома для священно-церковнослужителей. При церкви имелись постройки: церковно-приходская школа, сторожка и сарай. Никитский храм превратился в начале ХХ в. в центр образования для всей округи.

Неподалеку от храма находится источник святого великомученика Никиты, на котором раньше служились водосвятные молебны. В начале 20 века Никитский храм становится центром образования и домом молитвы для прихожан со всей округи. Они собирались на Богослужения по Великим праздникам. Особо почитали Великомученика Никиту, Михаила Архангела и Святителя Николая.

Первые гонения на Никитскую церковь начались после большевистского переворота. В 1922 году из храма было конфисковано большое серебряное распятье и ценные оклады с икон. Отправлены были на переплавку и бронзовые купола.Колокол в 209 пудов был разбит большевиками.В такой обстановке жизнь Никитского прихода стала очень сложной. Многие местные жители боялись ходить в храм. Но до нас дошли имена тех прихожан, которые спасли церковь от закрытия и разрушения. Одна из них Раба Божия Елизавета. После войны Никитский храм вновь находится под пристальным вниманием властей. Советские чиновники хотели бы полностью прекратить жизнь церкви, для них самыми хорошими были закрытые храмы, и наиболее благонадежными священники те, кто не молился и не проповедовал. Середина 80-х годов стала возрождением церкви Великомученика Никиты в селе Строкино и духовной жизни в округе. В храм потянулась молодежь. Усилиями настоятелей и прихожан храм отреставрирован снаружи, позолочены купола, восстановлены настенные росписи и деревянная резьба иконостасов. Все эти труды не имели бы смысла, если бы не было главного-богослужения и истинной молитвы. Более трех с половиной веков назад возведен был первый Никитский храм. Светло и радостно становится каждому православному сердцу, когда за поворотом дороги из-за леса выступает белоснежная церковь Святого Великомученика Никиты.

Напишите отзыв о статье "Храм Великомученика Никиты в Лужках"

Отрывок, характеризующий Храм Великомученика Никиты в Лужках

– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.

Фото: Церковь Никиты Мученика в Лужках

Фото и описание

Первое упоминание о Никитском храме в Лужках датировано 20-ми годами XVII столетия. Как гласит предание, икона с изображением святого Никиты была найдена в можжевельнике, росшем на болоте. Местные жители решили построить Никитскую церковь на возвышенности, находившейся неподалеку от того места, где был найден образ. Икону перенесли на эту возвышенность, но она чудесным образом вновь вернулась в можжевеловый куст на болоте. Так повторялось несколько раз. В итоге храм был возведен на том месте, куда возвращался образ святого Никиты.

Первая церковь была деревянной. Она простояла несколько веков. К середине XIX столетия здание обветшало. Был выстроен каменный храм, в нем было устроено два зимних придела. До настоящего времени сохранился иконостас, украшенный резьбой и позолотой, выкрашенный кармином. Самый большой колокол на колокольне весил свыше двухсот пудов. В конце XIX столетия были выстроены дома для причта. При храме была открыта церковно-приходская школа.

В 20-е годы XX века из церкви были конфискованы все ценности. С колокольни были сняты колокола, изготовленные из бронзы. Их отправили на переплавку. Тем не менее, богослужения в церкви не прекращались. Ее двери закрылись для прихожан в конце 30-х годов, но уже в начале 40-х храм был снова открыт.

В 80-е годы XX века в здании были начаты реставрационные работы. Восстановлены росписи стен и деревянная резьба, украшавшая иконостасы, купола покрыты позолотой.

Возле храма находится Никитский источник. В старину здесь проходили водосвятные молебны.

В писцовых книгах за 1623-1624 гг. упоминается деревянная церковь во имя мч.Никиты на погосте Лужок, в вотчине суздальского Покровского девичьего монастыря. По преданию, икона св.мч.Никиты была обнаружена в можжевеловом кусте на болоте, где впоследствии образовался погост Лужок. Местные жители хотели построить для явленного образа храм на возвышенном месте, однако икона трижды возвращалась на место своего явления. В 1856-1864 гг. вместо обветшавшей деревянной церкви на средства прихожан была построена ныне существующая кирпичная. По своему типу Никитский храм восходит к образцам московского зодчества XVII в. с традиционной планировкой "кораблем". Состоит из расположенных по продольной оси бесстолпного одноглавого двусветного четверика с небольшой полуциркульной алтарной апсидой и двухпридельной трапезной (приделы Архангела Михаила и Николая Чудотворца), охватывающий нижний ярус двухъярусной шатровой колокольни. Северный и южный входы в четверик отмечены кирпичными крыльцами на столбах. Достаточно скромное внешнее убранство также восходит к традициям XVII в. Церковь недолго закрывалась в конце 1930-х и вновь открыта в 1942 г. Сохранилась ее историческая отделка, в основном, современная постройке. Среди нее выделяется главный резной вызолоченный деревянный, покрытый кармином, иконостас.

Часть Никитскую церковь в Лужках приписывают находящемуся рядом поселку Строкино, хотя, на самом деле Лужки - отдельный населенный пункт.

Церковь великомученика Никиты в с.Строкино, близ села на погосте Лужки Раменского района, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановлени Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Источник: "Подмосковье. Монастыри Храмы Источники" М., УКИНО "Духовное преображения", 2008 г.



Существовавшая ранее церковь Никиты Христова мученика на погосте Никитском в Лужках.

Церковь св. Христова муч. Никиты в 1623 - 24 гг. находилась Московского уезда, Каменского стана, «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная, клетцки, строение мирское - приходных людей». К тому погосту принадлежали деревни: Строкина с 3 дворами крестьянскими и Перина с 1 двором крестьянским.

В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1630 г. говорится: «новоприбылая в 1630 году, по книгам старосты поповского Никитского попа Зиновия, церковь св. мученика Никиты, что в Лужках, дани 10 алтын, кормовая гривна». В 1664 г. церковь св. Никиты стояла без пения, и священника при церкви не было. Церковная земля, принадлежавшая сей церкви, отдавалась в оброк. В 1674 г. церковная земля «отдана из Нижнего домового Благовещенского монастыря архимандриту Пафнутию для московского приезду».

В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «в Каменном стану, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, погост Лужок, а в нем церковь св. мученика Никиты древянная, у церкви во дворе поп Иван Иванов, да дьячок Петрушка Иванов, и поп Иван при досмотре церкви и церковной земли сказал: построена де та церковь исстари, церковная пашня и сенные покосы есть, и тою церковною землею и сенными покосами владеют той же вотчины деревни Строкина крестьяне. По осмотру та церковь построена на погосте от дер. Строкина и от попова двора с четверть версты, и крестьяне дер. Строкина сказали, что одну сторону погоста подле кладбища косят луга они на монастырь издавна, а с трех сторон погоста и кладбища пашню пашет и сено косит той церкви поп с причетники».

В 1726 г. при церкви были священник Иван Иванов, дьячок Логин Леонтьев и пономарь Василий Иванов.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

Храм расположен в деревне Лужки, рядом с село Строкино, в 5 минут езды от Егорьевского шоссе, поворачивая на село Капустино.

К храму можно добраться на автобусе (40 или 43) с одной из станций Казанского направления железной дороги или с пересадкой на 2х автобусах со станции «Электроугли» Горьковского направления .

От станции Малаховка , до храма можно добраться на автобусе (№40).

Автобус №40 от дер. Аксеново — 05:17, 06:20, 07:07, 08:35, 10:20, 12:10, 14:30, 15:50, 16:55, 17:40, 18:50, 20:35.

Автобус №40 от ст. Малаховка — 06:22, 07:45, 09:30, 11:20, 13:35, 15:00, 16:00, 16:50, 18:00, 19:45, 21:55.

От платформы Родники можно добраться так же на автобусе (№40).

От платформы Отдых можно добраться на автобусе (№43).

Автобус №43 от ст. Отдых — 08:17, 12:45, 14:44, 16:45, 18:30.

Автобус №43 от дер. Аксеново — 07:11, 09:00, 13:30, 15:30, 17:30, 19:17.

От платформы Электроугли можно добраться на автобусе (№67) до дер. Аксеново и потом на автобусе (№40) до храма.

Автобус №67 от ст. Электроугли — 06:10, 07:10, 08:37, 12:27, 13:17, 15:00, 16:43, 17:47, 18:32, 20:15.

Автобус №67 от дер. Аксеново — 06:30, 07:34, 09:01, 12:45, 13:41, 15:28, 17:10, 18:10, 18:55, 20:35.

Время движения по маршруту — ~15-20 минут.